Постройка стендовых моделей копий в различных масштабах.
Авиационная, Бронетанковая, Автомиобильная техника. Флот и пр...
Четверг, 25.04.2024, 08:28
» Меню сайта
» Категории раздела
Люди и События [26]
Репортажи с выставок и конкурсов [3]
» Горячие Клавиши
. .
» Видео Уроки
» Новые статьи
[31.08.2018]
[Наше время]
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое? (4)
[26.04.2018]
[Наше время]
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения. (4)
» Новостные Ленты
  • » Сообщество Форумов
    ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!   SkyFlex Interaeractive - Русский авиамодельный сайт
    » Галереи Техники
  • » 2D 3D Изображения
    » Мои WEB проекты
    » Кнопка Сайта
  • Главная » Статьи » История моделирования » Люди и События

    История создания Черновицкого клуба стендового моделирования "Искра" глазами его члена.
    История создания Черновицкого клуба стендового моделирования "Искра" глазами его члена.

    1. Моя первая модель.

    Для завязки, ну чтобы с чего-то начать, начну со своей первой модели.
    Это был 1971 год, а я учился в первом классе. В то время мы жили в городке Каменка-Бугская Львовской области. Рядом с этим городком базировалась первая в Советском Союзе, отдельная ракетная бригада. Отец был командиром этой бригады.
    Очень хорошо помню тот вечер, когда отец вернулся из командировки в Москву. Время было позднее, около десяти вечера. Дверь открылась, отец вошел в квартиру, я бросился к нему, а после обниманий и поцелуев увидел торчащую из его портфеля красочную коробку. Это была пластикартовская модель Ту-134. Моей радости небыло предела. Вместо того, чтобы дать отцу отдохнуть, я усадил его за стол и мы с ним, наверное до часу ночи, клеили, красили, переводили переводные картинки. В общем, модель была собрана на одном дыхании.
    Вот с этого, для меня, все и началось. Красивые обтекаемые формы, запах клея, удовлетворение и радость от проделанной работы и полученного результата. Это, скажу я вам, не марочки собирать!
    Потом пошло и поехало. Покупалось и собиралось все, что можно было приобрести в гарнизонном военторге. Модели стекались ко мне ото всюду, от куда только можно. Бабушки, тети, дяди, друзья родителей. Все знали, что нужно мальчику для счастья. Даже солдаты из своего двухнедельного отпуска везли мне подарочки.

    2. Ах Черновцы, Черновцы, Черновцы…

    Следующий этап развития связан с переездом в Черновцы. Десять лет, четвертый класс, новая школа, новые друзья. Судьба словно вела меня за руку. Моим соседом по подъезду, ровесником, одноклассником и братом по крови оказался Сергей Анисимов (SergeArtStudio). Он не только как и я был послушным мальчиком, хорошо учился, любил рисовать, но и беззаветно клеил модели. Вот кто не даст соврать ни слова. Мы с Сергеем клеили модели. Бестселлером в то время был Пластикарт. Мы покупали, нам покупали, привозили после летних каникул, обменивались и клеили. Ну а когда модели заканчивались, то тоже не сидели сложа руки. Брали журналы Юный Техник, Техника Молодежи, Моделист Конструктор и моделили. Моделили все, что могли. Виброходы из одежных щеток, глиссеры с ластами, планеры с резиномотором и без и много чего еще. Детишки во дворе бегали за нами толпами. Сережи с Димой долго нет. Что-то замышляют... Под окнами уже толпа. А как же. Попускать в луже кораблики спаянные из жести. Таких больше ни у кого небыло. Покрутить на веревке фанерный самолет с вращающимся пропеллером. Вот оно счастье!

    3. Планер. Или полет по незаданной траектории.

    Никогда не забуду тот день, когда мы с Сергеем сделали планер. Запускать решили с балкона у Сергея. Он жил в аккурат надо мной, на четвертом этаже. Высота стала определяющим фактором успеха мероприятия. Воздух наполнился тревожно-радостным ожиданием и шёпотом. Сейчас полетит... Сейчас полетит... Дворовая команда постепенно стекалась изо всех углов и злачных мест на смотровую площадку под окнами. Напряжение росло.
    Мы с Сергеем вышли на балкон. Не помню кто держал резинку, а кто оттягивал планер, но это случилось. – «Пуск!» Под восторженные крики толпы планер отправился в свой свободный полет. Первые несколько метров он летел великолепно, с неким набором высоты, но через мгновение ситуация резко изменилась. Планер попал в нисходящие потоки, которые создавал наш многоквартирный пятиэтажный дом-червяк. Попав в нисходящие потоки, планер вошел в крутое пике и начал резко терять высоту. Не знаю как Сергей, но мое воображение уже рисовало картину страшной катастрофы. Захотелось даже зажмурить глаза. Но прежде чем зажмурить глаза, я успел заметить, как из конца двора, к месту катастрофы, на всех парах бежит маленький мальчик по имени Петя. Он бежал очень быстро на своих кривеньких, как у кавалериста, ножках, явно боясь пропустить что-то очень важное в своей жизни. Волею судеб, планер взял курс прямо на Петю. Они начали стремительно сближаться. В некоторый момент Петя заметил летящий прямо в него планер резко остановился, повернулся на сто восемьдесят градусов и по той же траектории, по которой только что бежал, кинулся наутек. Планер же, приблизительно в метре от земли, вышел из пике и попав в зону разреженного воздуха создаваемую Петиным бегством, пошел за ним на бреющем. Через мгновение планер догнал убегающего мальчика чуть-чуть пониже линии спины. Петя упал ничком. Толпа зрителей бросилась спасать Петю, а мы с Сергеем, выйдя из оцепенения от этого зрелища, бросились спасать планер.
    Спешу сообщить, что в тот раз, ни Петя ни планер не пострадали. Однако, практически всегда, уж сколько лет прошло, когда я встречаю кого ни будь из ребят со двора, мы вспоминаем об этом случае.

    4. Самолеты из школьных линеек.

    Все в этой жизни когда ни будь кончается. Ни что в этой жизни не стоит на месте.
    Шкафы под завязку набиты пластикартом. Многие экземпляры сделаны по несколько раз, на все более и более высоком уровне. Не хватает буквально трех - четырех, особенно редких экземпляров.
    Что делать - Что делать? А что делать...
    Нужно сказать, что именно Сергей, в силу своего характера, был тем мотором, который толкал вперед локомотив теории и практики. Это он придумал делать модели самолетов Первой Мировой из школьных линеек. Да, именно из школьных линеек. Мы брали журналы "Техника молодежи" с авиационной коллекцией и моделили прямо по ним. Прямо с рисунков из журнала снимались контуры будущей модели. Контуры переносились на клеенный из деревянных школьных линеек пакет из которого затем выстругивался фюзеляж, крылья и прочие детали. В общей сложности, по этой технологии я собрал пять или шесть моделей, а статья "Маленький свирепый зверь" до сих пор идет со мной по жизни. Вот время было! Восьмой класс...
    Кроме самолетов были и корабли. Крейсера "Варяг", "Минин", "Пожарский", "Мономах", эсминец "Новик". Была огоньковская и кругозоровская продукция, практически в полном составе. Друзья говорят, что все это до сих пор стоит в шкафах на областной станции Юных Техников. Может быть еще удастся сделать фотографии, если ноги когда ни будь туда дойдут.

    5. В автономном плавании.

    По окончании восьмого класса Сергей уехал во Львов учиться на художника, а я остался готовить себя к поступлению в университет, в Черновцах. Вы думаете, что на этом все хорошее кончается? Хе-хе... Нет! Праздник только начинается!
    Первая наша с Сергеем короткая встреча, после долгой разлуки, была для меня не просто холодным, а ледяным душем. Эта встреча напрочь снесла мне крышу, полностью изменила подходы и приоритеты в моделировании. Сергей привез изо Львова NOVO! Ах, как это было НОВО! Я почти сошел с ума. Это было всего несколько моделей. Ягуар, Черная Вдова, Майлз Мастер и, возможно, Моран Сольние. Но как они были хороши и желанны. Названий этих самолетов, я конечно же в то время не знал. Сергей что-то об этом говорил, но я был в состояние аффекта и не запомнил. Отдал ему все, что у меня было из не собранного пластикарта, а желанные коробочки утянул в свое бунгало.
    Вот с этого то все и началось. Модели были собраны. Им были даны камуфляжи, в строгом соответствии с моими эстетическими предпочтениями. Камуфляжи компилировались по разным источникам. Книга Будущих Командиров, марки, журналы. В дело пошло все. В общем, из Ягуара и MS, получились совсем не плохие Миг-23 и Як-1. Вдова - отдельная песня. Персонаж из фантастических рассказов.
    А тем временем, и в наших магазинах начали появляться НОВОвские модели. Потихоньку рос уровень печатной продукции а с ней и уровень осведомленности. Автономный период в моделировании подходил к концу. Я познакомился с ребятами из нашей школы, которые тоже были не равнодушны к этому хобби. Вот эти ребята и познакомили меня с нашим бессменным председателем, с нашим "Клетчатым", с Гречневым Валерием Сергеевичем (в дальнейшем, по тексту, ГВС).

    6. Первое знакомство с ГВС.

    Это был второй удар в моей жизни, наверное еще более сильный и значимый, чем первый.
    Об этом событии стоит рассказать подробнее.
    На дворе была ранняя весна 1984 года. Сыро, серо, скучно. Я морально и физически готовил себя к службе в армии. Да-да. Я попал как раз в тот период Холодной Войны, когда студентов начали забирать по окончании первого курса обучения, не взирая на наличие в университете военной кафедры. Вдруг звонок в двери. Открываю. Вбегает Руслан Гончар. Глаза, как у бешеного таракана, руки дрожат. Спрашиваю его мол, что случилось? А он не отдышавшись, очень сбивчиво: - "я с таким дяпчиком познакомился. У него моделей столько!", и руки разводит. Я спрашиваю сколько? А он снова разводит руки. Честно говоря не поверил. Не мог поверить, что у кого-то может быть больше чем у меня. Любопытство взяло верх и мы пошли к этому дяпчику. Помню как дошли, помню как поднимались на лифте на девятый этаж, помню как давили на кнопку звонка, а вот дальше ничего не помню. Только модели, только модели... Модели рядами на полках сервантов, модели гроздьями на стенах, модели на подставках на телике и торшере. Недособранные модели на столе, совсем не собранные на шкафах и под диваном. И книги, книги, книги, с цветными картинками и качественной полиграфией. И журналы на глянцевой бумаге, яркие, манящие, мериканские. Но это еще не все. Собранные модели несли на себе правильные камуфляжи и ливреи, сделанные точно в соответствии со схемами из этих книг и журналов... Я был потрясен. Не помню как дошел до дому. Дня два не мог прийти в себя, почти болел, а на третий день кинулся к холодильных дел мастеру, Саше Якубзону, за компрессором. Аэрографом, "Белорусом", я к тому времени обзавелся, но ни разу еще не применял. Настало время...

    7. «Боевые самолеты». Большой шаг в моделирование.

    Так вот что сказал мне Якубзон. Он сказал, что в моем дворе живет парень, Олег Белохвостиков, который тоже увлекается моделированием и, что этот парень в скором времени уезжает на ПМЖ в Германию, а посему распродает все свое имущество. Сказал, что у этого парня есть компрессор и еще там, по мелочи и что мы можем его навестить. Сжимая в руке мою стипендию мы отправились в гости. Сделка состоялась. В этот вечер, всего за пятьдесят рублей, я сал счастливым обладателем компрессора чехословацкого производства, двух мачбоксовских моделей, P-40N и F-4U, их можно увидеть в экспозиции музея, и книги "Боевые самолеты"! В этот вечер я совершил свой большой шаг в моделирование.
    И дело даже не в компрессоре, хотя и в нем тоже. Дело в книге. Дело в книге "Боевые самолеты", которая на долгие годы стала моей настольной книгой, моим путеводителем в мире авиамоделирования. Эта книга и сейчас со мной. Вся затертая до дыр, заставленная галочками и гордыми надписями "Есть!". Эта книга стала символом моей личной жизненной истории.
    По рисункам из этой книги я успел сделать еще до армии несколько моделей на весьма приличном, для того времени, уровне. Это были НОВОвские P-40E, Девуатин D-520, Моран Сольниер, Майлз Мастер и киевский И-16, который тогда только-только появился на прилавках. Все эти модели и сейчас находятся в экспозиции клуба. Эти модели сыграли определенную роль в моем окончательном и бесповоротном выборе дороги в моделировании. Привели к плавному и непринужденному вливанию в ряды клубного движения и крепкой дружбе с Гречневым Валерием Сергеевичем.

    8. Начало крепкой дружбы.

    А дело было так. Шел первый год моей службы в рядах ВС СССР. Поздняя, промозглая, холодная питерская осень. В силу того, что я один из немногих мог прилично изъясняться на русском языке, нес службу дежурным по КПП. Бессменным дежурным по КПП. И вот в один из дней, полковой почтальон приносит мне письмо. Письмо было в пальца два толщиной. Открыв его, я был поражен. Письмо было от Гречнева Валеры. Он писал прямо на тыльных сторонах фотографий. А на фотографиях модели самолетов из его коллекции. Он писал о том, что мой адрес ему дал Гончар Руслан, что он, с группой товарищей, Лешей Митраковым и Сашей Сорокиным приходили в гости к моим родителям. Рассматривали мою коллекцию. Что "коллекция" (шесть моделей), произвела на них большое впечатление и что они ждут не дождутся моего возвращения из армии с целью личного знакомства. Я был рад и горд такому вниманию. Летом, по результатам КШУ поехал в двухнедельный отпуск. В первый же день по прибытии домой пошел в клуб знакомиться. Да, Это был уже клуб. Клуб со своим, пусть и небольшим помещением. Первый в Черновцах клуб стендового моделирования "Искра"! Время отпуска пролетело незаметно. Был еще один год службы, а потом...

    9. Визит к питерскому моделисту.

    Перед тем, как перейти к рассказу о Гречневе Валерии Сергеевиче и о его вкладе в создание и развитие Ччерновицкого клуба ИТСМ "Искра", хочу рассказать еще об одном замечательном событии. Тем более, что это событие связано с именем замечательного питерского мастера, с Козыревым Александром Николаевичем. Надеюсь, что он вспомнит того наглого солдатика который, своим визитом, напрочь разрушил планы выходного дня.
    А дело было так. Во время отпуска, Валера снабдил меня домашним адресом Александра Николаевича и каким-то, не помню каким, очень важным поручением. И вот, в одно из увольнений, я набрался смелости, а лучше сказать наглости и приперся к Александру Николаевичу в гости. Вел я себя, нужно сказать, очень бесцеремонно. Едва успев поздороваться с хозяевами, сразу бросился смотреть самолеты. Осматривал и фотографировал все, что видел, не особо обращая внимание на рассказы автора моделей. Съел и выпил все, что мне любезно было предложено хозяйкой дома на обед и на ужин, забыл о том, что должен был передать и отказавшись от ночлега едва успел на последнюю электричку в Павловск.
    Александр Николаевич, спасибо за тот теплый прием, который Вы мне оказали. Я помню об этом и всегда буду помнить. То обилие красных звезд, которое я увидел на Ваших полках, навсегда развернули мой интерес в сторону отечественной авиации. А Миг-29, тот что был в процессе и набирался послойно, из школьных линеек, утвердил меня в осознание того что я не один такой. Честно говоря, я тогда не очень поверил в то, что эта машина принята на вооружение. На тот момент, видел только маленькое фото в ЗВО. Да и представить себе не мог, что наш ВПК может освоить такие сложные формы.

    10. Кто такой Гречнев?

    Ни много, ни мало, Гречнев Валерий Сергеевич (ГВС), это основатель и идейный вдохновитель движения Историко-Технического Стендового Моделирования (ИТСМ) на Буковине.
    Он является основателем и бессменным, вот уже тридцать лет, руководителем Черновицкого клуба стендового авиамоделирования "Искра".

    Валерий коренной Черновчанин, родившийся в семье военного летчика Советской Армии. Отец прошел войну, а по ее окончании остановился в Черновцах. Принимал участие в восстановлении и налаживание функционирования Черновицкого аэропорта. Перевода его на гражданские рельсы. Внес большой вклад в становление гражданской авиации на Буковине, в оснащение летного парка новой техникой, в переучивание летного состава на гражданские машины.
    Сам, Гречнев Валерий, сугубо гражданский человек с чрезвычайно активной жизненной позицией. Его волнует буквально все, начиная с коррупции в высших и местных эшелонах власти, заканчивая брошенным мимо урны окурком. Это поистине тот человек, который начинает наведение порядка с самого себя. Никогда не остается равнодушным. Никогда не пройдет мимо.
    Свою трудовую карьеру Валерий делал на Черновицком Резино-Обувном Заводе. Начинал простым рабочим, а закончил мастером участка, одновременно со сворачиванием производства в мутные девяностые. Работа на заводе сыграла в судьбе Валеры значительную роль. Она повлияла не только на личную жизнь и материальный достаток, но и способствовала становлению движения ИТСМ.

    11. Становление движения ИТСМ на Буковине.

    Начало 80-х, в Советском Союзе, ознаменовалось мощными подвижками в работе государства с молодежными организациями. На предприятиях, при Комитетах Комсомола, были созданы отделы по работе с молодежью. Нижестоящим функционерам нужно было отчитываться за эту работу перед вышестоящими функционерами. Так что труженики идеологического фронта были заинтересованы в предложениях на местах. Валерий Сергеевич был заинтересован в развитии и популяризации авиамоделирования на территории Советского Союза, а посему воспользовался этой двойственной ситуацией, когда верха хотят, а низа могут. Валерий обратился со своим предложением в Комитет Комсомола завода, от туда в Партийную Организацию. Предложение понравилось и было утверждено на городском, а в последствии и на областном уровне. Городские власти выделили помещение под кружок, в котором дети, под началом руководителя могли заниматься стендовым моделированием. Помещение выделили небольшое. Две маленькие комнатки на окраине города, в которых до этого размещался опорный пункт милиции. Но это было начало! Были набраны несколько групп детей, по восемь человек в каждой. Упор делался на детей сотрудников Резино-Обувного Завода. Работа пошла. В помещение кружка была перемещена Валерина домашняя коллекция, а так-же библиотека. Кружок превратился в клуб, вокруг которого начали объединяться Черновицкие, и не только, любители стендового моделирования.

    12. Создание Черновицкого клуба ИТСМ "Искра".

    Да, это был знаковый для черновицких моделистов 1984 год.
    Костяк группы энтузиастов составили корифеи стендового моделирования, лучшие люди города.
    Гречнев Валерий, Сорокин Александр, Митраков Алекскй, Ерошенко Валерий, Негриенко Валерий, Якубзон Александр, Спектр Иосиф.
    На одном из заседаний этой группы было принято решение о создании, на общественных началах, клуба стендового моделирования "Искра".
    Вокруг этой инициативной группы начали собираться как взрослые дядьки так и молодые отроки влюбленные в авиацию.
    Коллектив собирался как в результате случайных знакомств в магазине, у прилавка с моделями, так и в результате плановой работы инициативной группы. В местных газетах печатались статьи о деятельности кружка, о его участии в различных мероприятиях городского и областного значения. Основой общественной работы клуба стала организация выставок и конкурсов. Выставки проводились в школах и воинских частях, в парках и на танцплощадках. Часто эти выставки входили в план мероприятий городского, областного, государственного значения, часто это был акт доброй воли, но всегда это было связано с личным участием, с личным энтузиазмом неравнодушных людей, любителей стендового моделирования.
    Не скрою, что именно этот период, период становления, вовлек в наше движение максимальное количество моделистов. Некогда разрозненные в своем увлечении люди получили доступ к общей базе знаний. Это позволило переместить увлечение на качественно новый, более высокий уровень. Появилась возможность увидеть работы коллег. Появилось желание сделать лучше. Появилась конкуренция. Все это подводило под движение любителей соревновательную основу.
    1985-ый год ознаменовался второй волной моделистов влившихся в клубное движение.
    Гончар Руслан, Красий Игорь, Анисимов Сергей. Если кого забыл, то по ходу дела расширю списки. Очень хочется причислит ко второй волне и себя. Тем более, что так оно и было.
    Более, про этот год, сказать ничего не могу. Мой короткий армейский отпуск пролетел незаметно и отправился в армию, как говориться на второй год.

    13. Большие дела маленьких людей.

    1986-ой год. О! Это был замечательный год! Армия решила попрощаться со мной пораньше и уже на 9 мая я был дома.
    Придя в клуб, я был приятно удивлен огромным количеством новых моделистов. Это была третья и самая мощная волна.
    Николенко Сергей, Вензовский Олег, Цвентальный Алексей, Яценко Виталий, Солонецкий Владимир, Ярусский Владислав, Якунин Владимир, Соболев Сергей, Молозин Александр, Ропчан Степан. Список так же будет пополняться.
    Это была уже мощная банда способная на большие дела. Дела не заставили себя долго ждать. Буквально через день после возвращения из рядов ВС, мы с Гречневым провели выставку в Еврейской Школе. Еще через неделю, большими силами клубней была проведена выставка на сцене Летнего Театра в ПКиО им. Калинина. Еще через несколько дней, группа черновицких стендовиков Искровцев нанесла визит к своим львовским коллегам.
    Это был мой первый выезд за пределы области в составе клуба. Во Львов приехали рано, в районе шести утра. Часов до десяти мотались по городу каратая время. Время было Советское, а по этой причине до девяти часов утра перекусить было нечего и негде. Очень запомнилась кафешка с красивой яркой рекламой. На стекле был нарисован тигренок с миской пирожков и надпись "Смачно як у вашей мамы!" Эта кафешка открылась первой и мы получили возможность повысить свой жизненный тонус. Было вкусно, скажу я вам...
    После перекуса отправились в клуб. Однако тут нас ждало разочарование. Все, что мы увидели в клубе, это мокрые стены, пустые витрины и среди этой разрухи расстроенный Янчак. За день до нашего визита в клубе был потоп. Посочувствовав горю мы еще немного погуляли по городу и уехали домой.
    Восстановившись в университете, я был приятно удивлен, что именно на Инженерно-Оптическом факультете сформировалась группировка моделистов-Искровцев. Вензовский Олег, Цвентальный Алексей, Яценко Виталий, три подающих надежды аспиранта и я бедный студент. Все эти ребята и я в том числе, стали в последствии руководителями кружков. Но об этом потом.

    14. Все сам, или почти сам.

    Следующее знаменательное событие свершилось как-то само собой. Начался первый, после возвращения из рядов вооруженных сил, гражданский учебный год. Буквально на первой же неделе, я получил предложение, от группы товарищей, провести на факультете выставку сборных моделей. Факультет тогда тоже отчитывался перед вышестоящими органами за общественную работу. И я и деканат одобрили это предложение. Выставка была проведена в холе факультета. Все прошло на очень высоком уровне и практически в автономном режиме, все сам. Нет, наверное все-таки не все сам. Большую помощь по транспортировке экземпляров туда и обратно, оказал мой сокурсник и друг по жизни Сергей Тимофейчук. Он тоже какое, то время, занимался моделированием, но быстро понял, что это не его и ушел в Большой теннис.
    Выставка вызвала большой интерес в научной среде. Книга отзывов ломилась от положительных отзывов, а по окончании действа, группа товарищей организовала пресс конференцию. Под это дело была выбрана самая большая на факультете аудитория. Вести пресс конференцию предстояло мне. Не скрою, ноги подкашивались, язык отказывался произносить слова, а аудитория заполнялась до отказа. На первых рядах профессура, затем аспирантура и студенческие массы на галерке. По началу все шло хорошо, как по маслу. Я находился в предобморочном состоянии. Не каждый день, студенту второго курса, пусть и после армии, выдается читать лекции профессорам. Гром прогремел приблизительно на пятой минуте, когда речь зашла о нанесении на самолеты отметок об об одержанных победах. С нашими проблем не возникло. Но вопрос звучал гораздо шире. Я понимал, что вопрос был явно провокационным, но ничего не мог с собой поделать. Профессура будто сверлила меня своими глазами, а моя рука непроизвольно рисовала мелом на доске ряды свастик. Ой что тут началось! Из зала начали кричать: - "Не надо!", а парторг факультета уже бежал к доске с тряпкой в руках. Спешу успокоить всех. Все обошлось. Я довел свой рассказ до логического завершения, получил свою порцию аплодисментов и первую колонку в стенгазете факультета. Мало того, это событие было навечно занесено в историю нашего Клуба.

    15. Первый Московский конкурс ИТСМ.

    1986-ой год был богат на события. Перед Ноябрьскими праздниками Гречнев получил приглашение из Москвы на первый Московский конкурс ИТСМ. Это приглашение стало результатом личного общения Валеры с Деминым Станиславом Ивановичем из города Железногорск. Демин Станислав Иванович - автор книги Самолеты Страны Советов и основоположник движения ИТСМ в Московской области. Станислав познакомил Валеру с Михаилом Петровским, который и организовал первый Московский конкурс ИТСМ. На этот конкурс съехались моделисты со всего Советского Союза и он плавно перетек во Всесоюзный. В организации этого конкурса принимали участие Виктор Бакурский и Александр Кудинов.
    В качестве партнера по мероприятию был выбран я. Возможно, Валера решил сделать мне пробную выездку? Как бы там ни было, но для меня это так и было. Мы с Валерой летели в Москву на конкурс! Летели вдвоем!
    Сам полет не отличался какой либо особой экзотикой. Я и до этого летал много и с удовольствием. Летели ночью, почти спали. Полет проходил в штатном режиме, если бы не одно обстоятельство. Я сидел в кресле у окна, а напротив, через проход и тоже у окна сидела симпатичная девушка. От скуки, я время от времени поглядывал на нее. С какого то момента я заметил, что девушка подает мне какие то непонятные знаки, подмигивает, кивает головой, пытается изображать язык жестов. Я был заинтригован, но ничего не мог понять. Понимание пришло только на дозаправке в Минске. Когда мы встали с кресел и начали покидать салон, я встретился с симпатичной девушкой лицом к лицу и она сообщила мне страшную новость. Оказалось, что она видела мою фотографию на стенде "Их разыскивает милиция" и что если я не хочу быть схваченным в Москве, то должен бежать прямо в Минске и желательно вместе с ней. Я в то время был весьма спортивен и красив, но на побег не согласился.
    В общем, мы благополучно прилетели в Москву, а потом переместились в Красногорск. Именно там, в Красногорском Дворце Молодежи и был организован конкурс. Родина Советских фотоаппаратов встретила нас минусовой температурой и легким снежком, а организаторы конкурса теплым приемом.
    Для меня, все было в новинку, все интересно и здорово! Нужно признаться, что за два года армии я несколько одичал, а посему общался мало, все больше глазел на людей и на модели. Остаток дня пролетел незаметно. На ночлег нас устроили на тренировочной базе "Красногорская лыжня". Не знаю, как на этой базе могли жить лыжники, но на нас с Валерой это не произвело впечатления. Километр пехом по морозу. Попадание с холоду в тепло. Хлопнули по сто и впали в спячку. Утром все в обратном порядке. Тысячу метров по красногорской лыжне и мы в доме культуры. Романтика. Второй день пролетел так-же не заметно как и первый но, все хорошее когда ни будь кончается. Чемодан, вокзал, Черновцы. Мы вернулись домой с массой новых впечатлений и фотографий. Фотографии моделей, которые мне удалось сделать на конкурсе, на долгое время стали моим ориентиром в моделировании.

    16. Второй Московский конкурс ИТСМ.

    Время между первым и вторым Московскими конкурсами тянулось в мирских заботах и трудах. Учеба, коллоквиумы, экзамены, походы в клуб и по девочкам, а в свободное время моделирование. И я и многие коллеги моделисты, по мере сил пополняли свои коллекции и коллекцию клуба. Валера, в плане пополнения коллекции клуба, перешел на тактику взаимовыгодного обмена. У него была возможность ездить к родственникам в Польшу. От туда он привозил модели тех фирм, которые были недоступны в Союзе. Мы частично выкупали у него кое что, а кое что обменивалось на уже сделанные модели и дальше по кругу.
    Сеть кружков ИТСМ ширилась, а с этим рос и интерес к моделированию среди молодежи. Несколько наших энтузиастов стали руководителями новых кружков. Кто-то продержался не долго, а для кого-то это стало работой на всю жизнь. Однако, ни для кого, этот период не прошел бесследно. В это время, в наши ряды влилась талантливая молодежь. Многие из этих ребят, в данный момент, составляют костяк любителей стендового авиамоделирования Черновцов и области.
    Вот наконец то и пришло время очередного второго Московского конкурса ИТСМ. В этот раз он, если не изменяет память, проходил в Зеленогорске. Если память изменяет, то поправьте меня пожалуйста. В этот раз наша команда была более многочисленной и значительно лучше подготовленной. Люди готовили модели специально под конкурс. Снова летели на самолете, в этот раз через Киев и снова не без веселой истории.
    Все началось в черновицком аэропорту, в отбойнике для вылетающих. Не смотря на то, что на стене вокзала висели часы, один из улетающих обратился ко мне с вопросом о: - "сколько время?" и подкрепил свой вопрос постукивая указательным пальцем по тому месту левой руки, на которой должны были бы быть часы. Я в тот момент был чем-то крайне озабочен, в ответ поднес руку со своими часами к его носу и тоже постукал пальцем мол сам посмотри столько времени, сколько тебе нужно. В знак благодарности он кивнул мне головой. Я кивнул в ответ. Мы сели в самолет и полетели. Прилетев в Киев и выйдя из самолета на летное поле, ситуация повторилась. Человек постукал в мой адрес по своей руке без часов, а я постукал по своей руке с часами. Кивнули. Ситуация повторилась в третий раз в киевском отбойнике для вылетающих. Трижды случившемуся в четвертый раз не бывать. Выйдя на летное поле в Московском аэропорту человек в очередной раз. Мои руки были заняты коробками с моделяим, но время я посмотрел заранее, так как стрелки часов нужно было перевести на московское время. На чистом русском языке я сказал человеку о том, сколько на данный момент московского времени. Человек опешил. Такого естественного изумления на человеческом лице я больше никогда не видел. Дрожащим голосом он сказал, что принял меня за глухонемого. Ржали все.
    Вот такая история. И тем не менее, мы прилетели в Москву на очередной конкурс!
    Организация мероприятия была на более высоком уровне чем в Красногорске, но по сути эти два конкурса были очень схожи. Опять смотрины, фотосессии и пачки фотографий на выходе. Снова большой задел и заряд вдохновения на будущее.

    17. Движение ИТСМ набирает силу.

    Опять работа, опять рутина. Движение ИТСМ набирало силу. Первые московские конкурсы заложили основу личных дружеских отношений между моделистами из всех уголков огромной страны. Энтузиасты начали объединять усилия в плане организации тех или иных мероприятий. По их инициативе, в Казани и в Баку состоялись две учредительные конференции ИТСМ. Валера, в компании с Сашей Сорокиным м Лешей Митраковым принимали участие в работе обоих конференций ИТСМ СССР в Казани, в 1987 году, и в Баку, в 1988 году. Результатом этих конференций стал выпуск Справочно-Информационного Бюллетня ИТСМ "СИБ". Еще одним итогом этих конференций стала организация первого и второго Международных конкурсов ИТСМ. Попытки организации Международного конкурса предпринимались в Москве и Питере однако, из этого, ничего не получилось. Я не знал об истинных причинах сложностей, но вот со слов Гречнева, всему виною те самые кресты. Да, у тех кто не упускал кресты из перекрестий прицелов, хорошая память, а количество уничтоженных сформировало стойкое отвращение. Так вот, именно по этой причине, организацию первых Интермоделей было решено передать на периферию. Туда, где к этой проблеме относились более лояльно. Этим местом решено было выбрать город Черновцы.

    18. Организация Международных конкурсов "Интермодель-89" и "Интермодель-90".

    Инициативная группа черновицких моделистов занималась подготовкой Международных конкурсов "Интермодель-89" и "Интермодель-90". Возглавлял мероприятия Сорокин Саша. Основные управленческие функции ему помогали осуществлять Гречнев и Митраков. Все остальные были старшими куда пошлют. Работы и правда, хватило на всех. Нужно было решать вопросы по приему делегаций, обеспечением представителей делегаций жильем и питанием. Расписана была как официальная, так и культурная программы конкурсов. Важная часть работы была связана с рассылкой приглашений, переговорами с представителями тех делегаций которые планировали прибыть на конкурсы. Большую роль в этом процессе играли личные связи Сорокина и Гречнева. Куча мелкой работы легла на плечи членов клуба. Рисование плакатов, разработка эскизов и заказ в производство на изготовление значков, подготовка помещений и стелажей и много чего еще. Огромную помощь в организации мероприятий оказал глава Черновицкого ОРТ НТТМ, Данилюк Анатолий Иванович. Замечательный человек! Именно он обеспечил расселение и питание членов делегаций в гостинницах города и на первую и на вторую Интермодель.
    Я умышленно не хочу разделять Интермодели на первую и вторую. Причина в том, что не очень помню кто и когда к нам приезжал. А приезжали многие. Команды из Киева и Москвы, Донецка и Львова, Уфы, Баку, ГДР, Польши, Чехословакии.
    У Гречнева хранятся списки команд и участников, а так-же оценочные таблицы и формуляры конкурсов. Как только он их принесет, я опубликую эти материалы.
    Сейчас же хочу особо отметить судейскую бригаду. В нее вошли очень авторитетные и уважаемые в среде моделистов люди. Александр Кудинов (Москва), Борис (Уфа), Пархоменко (Донецк), Юрий Кисиль (Львов), Евгений Хавило (Киев), Сорокин Александр (Черновцы). Многие из них входили в состав судейской коллегии на обоих Интермоделях.
    Отборочный тур, судейство, подведение итогов, оглашение результатов, конференция по вопросам развития ИТСМ, вот список главных мероприятий конкурсов Интермодель. А пока судьи и организаторы работали, моделисты имели возможность познакомиться, пообщаться друг с другом, посмотреть и отснять понравившиеся модели, получить консультации от ведущих моделистов Мира. Алексей Скляр, Валентин Мучичко, Женя Хавило, вот те звезды, которые блеснули своим мастерством на Интермоделях.
    1990-ый год был богат на события. На конференция по вопросам развития ИТСМ проведенной в рамках Второго Международного конкурсса "Интермодель-90", было принято решение передать проведение этого мероприятия в Киев. Популярность конкурса росла вместе с количеством участников и команд желающих принимать в нем участие. Это требовало повышения статуса мероприятия, его понятности в плане географического местоположения и доступности в плане путей сообщения. К этому времени и ситуация в стране созрела до такого состояния, что можно было снять некоторые нравственные ограничения препятствовавшие проведению мероприятия в столице УССР. За организацию третьего и последующих Международных конкурсов "Интермодель" взялся большой подвижник, неутомимый локомотив нашего дела, руководитель Броварского Клуба Юных Техников, Мороз Валерий Петрович. Бровары́ - город областного значения в Киевской области, город-спутник, имеющий непосредственную границу с Киевом, столица местных пивоваров. Именно туда переместился центр международного движения ИТСМ.

    19. Шестая Московская Выставка-Конкурс Стендовых Моделей-Копий.

    Еще одно знаменательное событие 1990-го года, это Шестая Московская Выставка-Конкурс Стендовых Моделей-Копий.
    На это мероприятие, поехала наверное самая большая команда Искровцев, за все время существования клуба. Под прежние заслуги, положительные отчеты и многочисленные публикации в местных СМИ, городские власти выделили на поездку командировочные, которые покрывали проезд и суточные. Это был "Золотой век" в истории Стендового Моделизма.
    Ехали на поезде, так что ничего нинтересного. По приезду, нашему удивлению и радости небыло предела. Мы попали в самое сердце столицы. Выставка проводилась в Политехническом музее! Это было круто!
    Количество участников зашкаливало. Были знакомые нам по первой Интермодели и совершенно новые лица. Организация конкурса соответствовала уровню мероприятия и даже более того! Команда была большой, а посему, всем командирам были розданы отдельные поручения. Старшие группы занимались переговорами с руководством выставки, самые общительные наводили контакты с коллегами моделистами из других команд, малышня растворилась в толпе участников и посетителей. Мы с Сергеем Николенко занимались детальной съемкой моделей представленных на выставке. Результат - восемнадцать пленок по тридцать пять кадров в каждой. Это был наверное первый раз, когда экспозиция была отснята полностью.
    Радость от общения с коллегами, удовольствие от увиденного, усталость от работы, вот те чувства, которые испытывали мы в конце первого дня выставки.
    Следующий сюрприз от организаторов конкурса ждал нас вечером. Нас поселили на ночлег в Санатории для Ветеранов ВВС СССР. Нас совершенно не смутил тот факт, что санаторий находился на расстоянии предпоследней станции пригородных электричек. Не пешком ведь топать. Зато удовольствие полученное от пребывания в санатории было выше всяких ожиданий. Шикарные номера, горячий чай, чистая постель... И это еще не все! Мы купались в бассейне, нежились в теплом душе, общались с реальнвми ветеранами ВВС СССР, играли в дартс и на бильярде. Оказалось, что среди Искровцев есть тот, кто хорошо шпилит на бильярде. Поединок был напряженный. Влад Ярусский так раздел генерала в отставке, что если бы ГВС не подоспел вовремя, то вполне могла повториться сцена из Джентельменов Удачи.
    Совсем забыл сказать, что Шестая Московская Выставка-Конкурс Стендовых Моделей-Копий была приурочена к годовщине Великого Октября. Мы приехали в столицу пятого, а седьмого уже должны были уезжать. Но как можно покинуть Столицу и не увидеть парад военной техники на Красной Площади? В шесть утра, седьмого ноября 1990-го года, группа товарищей выдвинулась с крыльца санатория для ветеранов ВВС СССР и взяла курс на Красную Площадь. Именно в этот день, погода так же взяла курс на понижение температуры окружающей среды. Был 0 или где-то около него. Мы долго стояли на пероне в ожидании первой электрички. Промерзли все, кроме меня. Я то знал, что такое средняя полоса России глубокой осенью, а по этому надел в дорогу теплую куртку, на меху, зимние ботинки и шапку ушанку. Все остальные пострадали. Особенно ГВС. У него вообще были туфли на тонкой подошве. Тем не менее мы доехали, правда на саму площадь не попали. У нас потребовали пригласительные билеты, чем мы были сильно удивлены и расстроены. Ну что тут делать? Мы грустно двинулись в направлении к Калининскому мосту туда, где можно увидеть выезжающую с площади технику. Однако этого момента нужно было еще дождаться. Погода была явно против нас. К холоду и ветру добавился мелкий колючий снежок. Мы пытались укрыться в подъездах, но кодовые замки не позволили нам это сделать. Удалось укрыться под навесом в одном из дворов.
    В эту поездку Валера взял свою жену, Татьяну. Татьяна - женщина и умная и красивая. Однако она не разделяла Валерину любовь к авиации. За время стояния, мы узнали все, что она об этом думает. Чтобы не околеть Валера достал свою нычку, бутыль красного домашнего вина которую он берег на обратную дорогу. Пили все, из горла, не взирая на возраст и положение в обществе. Помогало правда плохо. Пять минут кайфа и еще холоднее. Однако это дало возможность отвлечься от процесса ожидания.
    Техника наконец то проехала, но впечатления уже ни на кого не произвела. Мы, ежась от холода, уныло брели по Калининскому проспекту, в надежде найти хоть какую ни будь открытую забегаловку. Но увы, праздник. Магазины если и обещали открыться, то на час позже обычного. И вот оно чудо! Перед нами открывает двери какой-то огромный гастроном. Сметая на своем пути обслуживающий персонал, мы бросились вовнутрь. Из всех отделов гастронома в это время успел открыться только отдел грузинской кухни. Как это было красиво! В тепле, в свете софитов, под стеклом прилавка, на гриле вращались цыплята табака. Румяные, источающие сладостный аромат, они кружили словно на карусели. Со словами: - "Мы забираем все", мы забрали все. Цыплята перекочевали за столики стойки за которыми их ожидала неминуемая расправа. Вместе с цыплятами, на столиках появилось грузинское вино и еще теплый лаваш. Мы отрывали мясо и лаваш прямо руками. Отправляли вожделенные куски в рот и запивали Саперави. Вот оно счастье! Я испытал его буквально, на физическом уровне. Тепло, зарождающееся где-то в середине груди медленно распространялось на периферию тела, достигая кончиков пальцев. Думаю, что такой же кайф испытали все Искровцы и примкнувшая к нам Валерина жена. Татьяна, прямо на глазах, оттаяла и подобрела.
    Вот такая память...
    Без происшествий доехав домой, Искровцы с удвоенной силой взялись за работу.

    20. Весьма продуктивное время.

    Это было весьма продуктивное время весьма осознанного и достаточно взрослого моделирования. Это было время весьма эффективного пополнения экспозиции клуба. В процесс изготовления моделей для клуба было вовлечено несколько талантливых моделистов. Все работали с удовольствием и не за так. Валерий Сергеевич, взамен собранной, выдавал какую ни будь дефицитную, не дешевую модель от серьезных западных фирм. В общем, кто хотел, тот был занят делом.
    Велись работы и на общественном фронте. Может быть не так часто как раньше, но клуб проводил выездные мероприятия по школам и воинским частям. Принимал участие в жизни города. А город принимал участие в жизни клуба. Точно не помню, но где-то в 1988-89 годах клуб переехал в новое просторное помещение, которое предоставили городские власти в новом общежитии Резино-Обувного Завода. Интермодели проходили уже в этом, новом помещении. Работы хватало всем. Доводка новых стелажей, оформление экспозиций, стендов, рисование плакатов и картин. Во всем ощущалась как инициатива низов, так и возможности верхов. В это время Валерий обзавелся видеомагнитофоном. Городские власти выделили клубу телевизор. В клубе был организован просмотр видеофильмов на авиационную тематику. Наконец то достойное оформление получила коллекция марок и значков. Хорошее было время. Лично для меня, эти годы ознаменовались окончанием университета, женитьбой и началом самостоятельной семейной и трудовой жизни.

    21. Апатия.

    Мы работали, общались, творили и не обращали внимания как под ударами перестройки страна стремительно катилась в пропасть. Ни что не бывает вечным. Наступали новые времена, которые диктовали новые принципы и подходы как в моделировании так и в жизни. Теперь и у нас полки начали ломиться от цветных коробочек с моделями и глянцевыми журналами. Однако особой радости это уже не доставляло. Доступное тело не возбуждает. Наступала эпоха всеобщей апатии.
    Были правда и всплески активности. После некоторого перерыва, связанного с работами в поле, я все таки оторвался на моделях. Да, было время, когда университет нарезал своим обнищавшим сотрудникам кусочки поля и я практически все свободное от работы время помогал родителям пахать. Таскать, садить, поливать, полоть, собирать, и снова пахать. Это, скажу я вам не мелочь по карманам тырить. Зато картошечка казалась такой вкусной... Так вот, когда мне это дело порядком надоело, я взял на работе отпуск. Взял этот отпуск поздней осенью, когда уже все на поле было убрано, унесено и рассовано по норам. Взял с таким прицелом, чтобы ни кто меня не доставал. И вот в этот отпуск я сделал столько, сколько еще никогда не делал. Як-141, Миг-17С, Су-7БКЛ, Су-24М, Миг-21ПФ, Миг-21СМ, Ми-28, Ка-50. Что-то из этого было на разной стадии готовности, что-то было заложено с нуля, но все это я закончил за двадцать четыре дня! Такого со мной никогда не случалось, ни до, ни после. В настоящее время эти модели находятся в экспозиции музея.
    После этого всплеска, были еще просветы. В начале 1992-го года Гречнев с Сорокиным организовали поездку на международный конкурс в Польшу, во Вродслав. Специально под этот конкурс сделал Су-27. Еще, были Бровары и блистательно организованные там, Морозом Валерием Петровичем, две Интермодели. Это было здорово, это было интересно но, как те шарики из анекдота, уже не радовало.

    22. Второе дыхание…

    Друзья, только не думайте о том, что все так плохо. Думайте о том, что все так хорошо...

    Второе дыхание открылось в 2010-ом.
    Категория: Люди и События | Добавил: Mig-29 (23.07.2014)
    Просмотров: 1214 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Александр  
    Спасибо. Мы помним. Сорокин Александр.

    1 SDSoft  
    Спасибо за путешествие в детство и юность!

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Форма входа

    » Поиск
    » Порталы
    Центральный музей ВВС РФ
    » Периодика
    » Обновления Форума
  • Су-17м4 в масштабе 1:48 из набора фирмы Eduard. (30)
  • Тяжелый перехватчик Сухого Т-37. (3)
  • » Новые фотографии
    » Менеджеры Файлов
    » Модельные Магазины
    » Малый Бизнес
    Фототравление GoNzA      
    » Наш опрос
    Какое направление в моделировании Вы предпочитаете?
    Всего ответов: 19
    » Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024