Главная » 2016 » Январь » 12 » 12 января 1942 года, в авиакатастрофе на Пе-2 погиб экипаж и авиаконструктор, лауреат Сталинской премии В.М. Петляков.
10:36
12 января 1942 года, в авиакатастрофе на Пе-2 погиб экипаж и авиаконструктор, лауреат Сталинской премии В.М. Петляков.
Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ - советский авиаконструктор. Лауреат Сталинской премии (1941). Родился 15/27 июня 1891-го в селе Самбек Области Войска Донского, близ Таганрога. После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911-м, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу. После революции смог продолжить учёбу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро. В составе конструкторской группы Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов КБ Туполева. В 1925 - 1936-х Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать дальний тяжёлый бомбардировщик ТБ-7 (АНТ-42) - Пе-8. В 1937-м Петляков был арестован за организацию «Русско-фашистской партии», но как и многие другие арестованные авиаспециалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-29). В это время ему было дано задание спроектировать высотный истребитель. Такой истребитель был спроектирован, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобождён в 1940-м за успешную разработку новой машины. В 1941 году он был удостоен Сталинской премии I степени. Производство пикирующих бомбардировщиков, получивших название Пе-2, было налажено на Казанском авиазаводе. С началом Великой Отечественной многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства самолётов. На их место вставали подростки и женщины и даже были присланы 100 рабочих-узбеков, которых не взяли на фронт из-за незнания русского языка. В связи с этим Петляков неоднократно обращался в высшему руководству СССР, в том числе и лично к Сталину с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих. 12 января 1942 года, 14 часов 15 минут. В трёх километрах от станции Камкино Казанской железной дороги ПЕ-2, заводской № 14-11, ведомый заместителем командира эскадрильи 2-го Дальнеразведывательного авиаполка старшим лейтенантом Овечкиным, следовавшим в паре с самолётом № 12-11, пилотируемым лейтенантом Остапенко, отклонясь от маршрута, резко развернул влево на 160 - 200 градусов и с большим углом снижения пошёл на вынужденную посадку. Случайные очевидцы видели, что на высоте 50 - 100 метров он был охвачен пламенем и пикировал под углом 60 градусов с левым креном. В одном километре от деревни Мамешево машина ударилась о землю. Взрыв бензобаков разметал обломки самолёта на площади 150x50 метров. Экипаж и единственный пассажир - главный конструктор этого самолёта Владимир Михайлович Петляков погибли... Похоронен В.М. Петляков на Арском кладбище в Казани. В Таганроге, у здания авиаколледжа его имени, установлен бюст конструктора. Версии гибели: Плохие погодные условия. По словам очевидцев падения самолёта, погода была морозная и ясная. Однако, судя по сводке о погоде, в районе Арзамаса наблюдалась низкая (до 200 м) облачность. Пожар. Несмотря на то, что очевидцы утверждали о пожаре в воздухе, по данным медэкспертизы окиси углерода в организме погибших не обнаружено. Тем не менее, в акте комиссии указан «пожар на борту самолета на малой высоте». Отказ двигателя по причине возгорания. Это наиболее вероятная версии, так как самолёт незадолго перед падением развернуло влево. Сложность пилотирования Пе-2 на малых скоростях обусловлавливается применением «скоростного» профиля крыла, ибо первоначально это был высотный перехватчик. Акт комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы «исключает причину загорания самолёта от моторов» и констатирует, что приёмка (в авральные дни конца декабря) и подготовка были проведены халатно. Обстрел зенитчиками, защищавшими мост через Пьяну. Версия подтверждения не нашла. Столкновение в воздухе с другим Пе-2. Несмотря на мнение старожилов деревни Мамешево, никакого отношения к действительности эта версия не имеет. Уверяют, что после этого АП Сталин запретил генеральным конструкторам и их замам летать совместно на самолётах их типов.