Главная » 2018 » Январь » 25 » 24 января 1887-го в Варшаве в семье военного родился один из пионеров советского самолётостроения Константин Алексеевич Калинин.
09:59
24 января 1887-го в Варшаве в семье военного родился один из пионеров советского самолётостроения Константин Алексеевич Калинин.
Константин Алексеевич КАЛИНИН - отечественный военный лётчик и авиаконструктор, один из пионеров советского самолётостроения. Родился 24 января/5 февраля 1887-го в Варшаве в семье военного. Благодаря родителям и особенно матери (отец умер рано) Константин смог получить хорошее образование, сначала домашнее, затем окончил реальное училище и учительскую семинарию - с отличием. В 1907-м, после смерти матери, Калинин поступает в 184-й Варшавский пехотный полк, в 1909-м блестяще сдаёт экзамены в Одесское военное училище. Как юнкер, он знакомится с воздухоплаванием, наблюдает первые полёты аэропланов в России. В августе 1912-го, выпущенный по первому разряду, подпоручик Калинин получает назначение во Владивосток. С октября он - офицер 3-й Сибирской стрелково-артиллерийской бригады. С февраля 1914-го над Владиком совершают полёты самолёты местного авиаотряда. Калинин участвует в них. С началом Первой мировой Калинин переведен в Кронштадт, откуда направлен в артиллерийскую часть, где с марта 1915-го он - адъютант начальника штаба артдивизиона. В августе 1914-го - производство в поручики, успешные бои под Двинском, награждение орденом св. Станислава. С 23 марта 1916-го поручик Калинин - курсант Гатчинской военной авиашколы. Теоретический курс - в Петроградском политехникуме и на авиазаводе Лебедева, где в то время строились Вуазены. С мая - полёты, 25 июня - самостоятельный вылет. Осваивает биплан Фарман-7, полуторапланы Фарман-16,-20 и -22, боевой Вуазен. С октября 1916-го поручик Калинин - военлёт 26 корпусного авиаотряда 9-й армии (Румынский фронт), с ноября 1916-го назначен начпотехом отряда, а с декабря он ВРИО командира отряда. В одном из боевых вылетов был контужен. Награждён орденом св. Анны и утвержден командиром отряда. Лично сумел разбомбить мост через р. Быстрицу. Первым в подразделении применил радиосвязь для корректировки артиллерийского огня. После 1917-го Калинин отводит свой отряд на восток. В декабре 1918-го назначен Директорией командиром 1 Волынского авиадивизиона армии УНР, впоследствии получает звание капитана, а с января 1919 года становится инспектором Киевского района. В 1926 - 1935-х - директор и главный конструктор Харьковского авиазавода. Принимал активное участие в организации Харьковского авиационного института и преподавал там. В 1937-м на заводе был построен первый в мире «бесхвостый» бомбардировщик К-12. 18 августа К-12 впервые показали на воздушном параде в Тушине. Выглядел он весьма необычно - по указанию начальника НИИ ВВС самолёт раскрасили под сказочную «Жар-птицу». Появление в небе столь необычной машины произвело большое впечатление на присутствовавших на празднике членов правительства и командование РККА. Испытания продолжались весь 1937-й. Итоги признали положительными, но с доработкой замечаний к 1 марта 1938-го. С двигателями М-25 и технологическими усовершенствованиями самолёт был рекомендован к серийному производству. Акт о развёртывании серийного производства был подписан в апреле 1938-го. Но увидеть свою «жар-птицу» в серии конструктору не было суждено... Некоторое время небольшая серия из десяти К-12 всё же строилась, но вскоре приказом наркома оборонной промышленности все работы были прекращены. В историю авиации К-12 (ВС-2) вошёл как первый в мире реальный бомбардировщик бесхвостой схемы, отвечавший всем требованиям военной тактики своего времени. В 1958-м английский журнал «Эйр пикториэл» поместил фотографию К-12 с красноречивой подписью: «Эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолётов». 1 апреля 1938 года Константин Алексеевич был арестован. В октябре, через семь месяцев после ареста, в застенках Воронежского УНКВД К.А. Калинин был расстрелян... Обвинение было стандартным для тех лет - «антисоветская деятельность и шпионаж». Закрытое судебное заседание Военной коллегии Верховного суда продолжалось 10 минут, не было ни защитника, ни свидетелей. Приговор привели в исполнение сразу после окончания заседания... Реабилитирован 10 августа 1955 года.