Постройка стендовых моделей копий в различных масштабах.
Авиационная, Бронетанковая, Автомиобильная техника. Флот и пр...
Суббота, 27.04.2024, 23:51
» Меню сайта
» Категории раздела
Люди и События [26]
Репортажи с выставок и конкурсов [3]
» Горячие Клавиши
. .
» Видео Уроки
» Новые статьи
[31.08.2018]
[Наше время]
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое? (4)
[26.04.2018]
[Наше время]
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения. (4)
» Новостные Ленты
  • » Сообщество Форумов
    ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!   SkyFlex Interaeractive - Русский авиамодельный сайт
    » Галереи Техники
  • » 2D 3D Изображения
    » Мои WEB проекты
    » Кнопка Сайта
  • Главная » Статьи » История моделирования » Люди и События

    Наш ответ FROG и Plastikart

    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…



    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Для многих сегодняшних читателей, которым ещё не исполнилось 25 лет, слово “frog” в первую очередь ассоциируется с его прямым переводом – лягушка. Зато люди более старшего возраста (это в первую очередь касается мужской половины жителей бывшего СССР), чьё детство и ранняя юность пришлись на 80-е годы, сразу поймут, о чем пойдет речь. И дело тут далеко не в жабах…


    Сначала предпримем небольшой исторический экскурс на 40 года назад. Именно на это время пришелся расцвет моделизма на Западе и в его первых рядах шла британская фирма FROG. За всё время существования её полный каталог составил более 500(!) различных наименований. Долгие годы дела шли хорошо, пока на горизонте не появились весьма “зубастые” конкуренты в виде фирм Airfix, Revell, Matchbox, Italeri и других. Рынок масштабных моделей оказался в какой-то момент перенасыщен и FROG начала потихоньку влазить в долги. В конечном итоге британцы сдались и в 1976 году фирма объявила о своём банкротстве, начав потихоньку распродавать своё имущество. Возможно, пресс-формы так бы и разошлись по миру, но тут очень вовремя подсуетились товарищи из Советского Союза.

    В те годы с моделизмом у нас проблем не было, если не считать того факта, что пластиковым моделям-копиям уделялось крайне мало внимания. По решению XX-го съезда КПСС (1975 г.) научно-техническое творчество молодежи теперь предстояло развивать и в этом направлении, но заполнить эту нишу своими силами было крайне проблематично. И вот тут очень “вовремя” подоспело банкротство фирмы FROG.


    В общей сложности, по самым скромным подсчетам, советским представителям удалось договориться о закупке более 100 пресс-форм. Причем их большая часть “осела” далеко не в Москве. Нагрузка на предприятия легкой промышленности распределилась следующим образом:

    Донецкий завод игрушек – 46 шт. Тут, я надеюсь, объяснять ничего не надо. В ассортименте были и авиация, и корабли, и даже автомобили. Удивительно, как к 2006 году удалось развалить вполне успешное когда-то предприятие.

    "Ташигрушка" г.Ташкент – 13 шт. Как ни странно, в Узбекистан попали такие “титаны”, как В-17Е, “Lancaster” и “Wellington”. До обычного покупателя первые две модели доходили редко, но всё же их можно было достать без коробки и инструкции. Кстати, именно ташкентский “Proctor” стал одной из первых моделей, появившихся в широкой продаже в 1978 году.

    Завод "Огонёк" г.Москва – 11 шт. Очень хорошо запомнились истребители “Bearcat” и “Hornet” – было в них что-то необычное. В арсенале завода было также четыре боевых корабля в масштабе 1:500. Сейчас выпуск этих замечательных моделей полностью свёрнут, а пресс-формы пропали (возможно, были утилизированы).

    Завод "Кругозор" г.Москва – 8 шт. На долю этого предприятия выпали как пресс-формы так называемой “пионерской” серии, с минимумом детализации, так и вполне современные разработки. Список их был следующий: “Thunderbalt” (с гарготом), “Spirit of Sent-Louis”, PV6 “Wallace”, “Dart Herald”, “Hunter”, “Black Widow”, вертолет “Lynx” и корабль RNL Lifeboat.

    ПО "Мир" г. Минск – 8 шт. (“Phantom II”, “Gipsy Moth”, P-38 “Lightning”, F6F “Hellcat”, “Whitley”, HMS “Exceter”, “Beaufighter”, “Spitfire”). Выпуск был налажен в 1982 году и продолжался вплоть до начала 2000-х гг. В Минск также попала пресс-форма для F4F “Wildcat”, но выпускалась этот самолёт с 1991 года кооперативом “Модель”, а с 1992 года – фирмой “Iskra”.

    Бакинская фабрика игрушек – 3 шт. (“Twin Mustang”, “Airacobra” и “Vampire”). Несмотря на солидный возраст пресс-форм сохранились они очень хорошо вплоть до начла 1990-х гг. Последние две модели разошлись по Союзу особо большим тиражом и благодаря низкой стоимости (всего 50 копеек) редко залеживались на прилавках.

    Химзавод “Луч” г.Ярославль – 3 шт. Чтобы не обижать “провинцию” туда отправили истребители “Thunderbalt” и “Tempest”, а также “древний” (во всех смыслах) Bleriot XI и довольно удачный авиалайнер Bristol “Britannia”. Две последние модели выпускались до последнего времени.

    Фабрика "Одесская Игрушка" г.Одесса – 2 шт. (“Buccaneer” и Fokker D-XXI). Эти модели никогда не отличались высоким качеством отливки, копийностью и детализацией. В заводском наборе они комплектовались “липкой” деколью.

    Завод "Прогресс" г.Москва – 2 шт. Пресс-формы дирижабля R-100 и торпедоносца Grumman “Avenger”, по-видимому, попали туда в 80-е гг. и долгое время существовали только в виде пробных отливок. Впоследствии “Avenger’ стали выпускать с 1992 года, а R-100 освоили лишь недавно.

    Нарофоминский завод пластических масс – 2 шт. Это были широко распространенные в Москве и области модели FD.2 “Delta” и SEPECAT “Jaguar”. Их выпуск наладили в середине 1980-х гг. и впоследствии не раз перепаковывали.

    Фабрика "Черноморская Игрушка" г. Одесса – здесь выпускалась всего одна модель. Это был А-20Ж “Бостон” (A-20G). Выпускался этот “бомбер” ограниченным тиражом и мне он достался на минской “толкучке” только в 1996 году, причем в “фирменной” одесской упаковке. Надо сказать, что А-20Ж был не самоё удачной моделью у FROG, а одесситы ещё больше угробили пресс-форму.

    Сухумприбор / Днепродзержинский авторемонтный завод – судя по всему, пресс-форма для “Sea Vixen” долго кочевала по Союзу и потому в открытой продаже не появлялась. В небольшом количестве она попадалась в 1992-1993 гг., а массовый выпуск этой модели наладила только с 1995 года фирма ТОКО (позднее – “Скат”) из Киева.

    Ещё три пресс-формы – “Gladiatot”, “Wywern” и “Mosquito” так и не были запущены в производство ни при СССР, ни сейчас. Кроме того, велись переговоры о выпуске советских истребителей ЛаГГ-3 и МиГ-3, но договориться с британцами так и не удалось.

    Часть оплатили деньгами, а часть договорились отдавать моделями, для чего была организована фирма NOVO и её советское подразделение.


    Разумеется, производство разворачивалось не слишком быстрыми темпами. Например, ДЗИ освоил массовый выпуск некоторых моделей только в 1991-1992 гг. Однако уже к 1980 году советскому покупателя было из чего выбирать. Итак, каков же был ассортимент магазинов “Детский Мир” или ЦУМ города Москвы:

    — модели бывшей фирмы FROG выпускаемые в Москве и Ташкенте

    — модели немецкой фирмы Plastikart, как правило это были авиалайнеры и вертолеты

    — модели отечественного производства от фабрик “Огонек” и “Кругозор”

    Последний пункт, как правило, сейчас забывается. Вроде и не было никогда советских пластиковых моделей-копий или были какие-то “поделки”. Кто это утверждает – будет абсолютно не прав. Модели были, правда не том количестве, как на закате Перестройки, и не очень хорошего качества, но всё же…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Коробка от модели истребителя МиГ-15 московского завода игрушек ("Юный техник")


    Сейчас трудно точно сказать, когда была выпущена первая советская пластиковая модель, но первые упоминания относятся к 1965-1968 гг. Судя по всему, это был МиГ-15, выпуск которого освоил завод пластмассовых игрушек в Москве. Масштаб этой модели оценивался приблизительно 1:50. Такие же пропорции были сохранены и в дальнейшем для всех “мелких” самолётов. Затем появились модели Як-25, МиГ--19 (реданной схемы!), Ан-24, Ан-10 и Як-40.

    Весьма загадочна история появления МиГ-19 и Як-25. Дело в том, что конце 50-х гг. американские фирмы Lindberg и Aurora выпускали во многом идентичные модели. Пресс-формы для них создавались на основе “секретной информации”, попавшей в печать из таких же “секретных источников”. Поэтому, копийность была соответствующей. Вот и получилось, что МиГ-19 сильно напоминал гибрид из немецкого Та-183 и советского Су-15. А вот Як-25 получился более правдоподобным.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Инструкция от модели истребителя МиГ-19 ("Юный техник", конец1960-х гг.)


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Коробки моделей истребителей МиГ-19 и Як-25 от американских фирм Aurora и Lindberg


    Немного непонятно, почему советские инженеры с фабрики игрушек не стали делать свою пресс-форму. Вполне возможно, что кому-то из них попал в руки именно “американский” МиГ и на базе уже готовой разработки решили делать свои модели. Не исключено, что такой вариант был одобрен и в министерстве, чтобы не разубеждать противника в правильности полученных им данным о новых советских истребителях. Но это всего лишь догадки.


    “Потренировавшись на кошках” московские товарищи решили продолжить линию советской гражданской авиации и в начале 70-х гг., уже под маркой “Юный техник”, стали выпускаться не только эти модели, но и целый ряд других – Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-10К, Ил-18, Ил-62, Ту-104, Ту-114, Ту-134 и Ту-144. Насчет некоторых “тушек” и Ми-6 у меня данные непроверенные. Как говориться “вживую” я их никогда не видел, но слышал об их существовании. По масштабу большинство из них скорее соответствовало 1:100. Список впоследствии пополнился следующими наименованиями в “50-м” масштабе: Ил-2, Як-3 и Як-18П.

    Откуда же брались пресс-формы для этих моделей? Вот что удалось отыскать на форуме сайта Airliner (ответ от пользователя Vladimir1:100):

    “…Весь Кругозор (вернее, тогда,в лохматые 60е, это был просто "завод пластмассовых игрушек", потом "Юный техник", а со 2-й половины 70х — Кругозор) — это копии КБшных болванок. Только пресс-формы делались из г...а, так что в первозданном виде их хватило на первые пять отливок, далее следовал "ремонт", вторичные копии ит.д. В результате имеем тот Кругозор, который сегодня... и тот похоже умер окончательно. Конкретно Ан-24 я в руках держал первых выпусков, из нежно-голубой прозрачной пластмассы (очень красиво светился под люстрой), там еще был глюк с номерами на крыльях и фюзеляже (Л1959 и Л1960 соответственно, где что конкретно не помню), но это был НАСТОЯЩИЙ АН-24! даже прозрачные круги были вполне убедительно похожи на вращающиеся винты...”

    Звучит убедительно, но глядя на макеты самолётов, стоявших в своё время на полках и столах различных директоров и начальников КБ, начинаешь понимать, что далеко не все модели были когда-то “болванками”. Часть из них всё же разрабатывалась самостоятельно. Впрочем, для Ан-10 формы(вернее пуансоны для выдавливания матриц) сделаны были в ОКБ им Антонова, потому геометрия с учетом масштаба вполне приемлема. Ниже представлено описание модели Ту-144, также взятое с одного из форумов:

    “У меня был 144-й. Выпускался в Москве. Габаритами примерно с пластикартовским. Шасси не было впомине. Модель состояла из 6 или 8-и деталей: двух половинок крыльев, половин фузеляжа, 2-х половинок носа, по-моему сопла еще отдельно. Все крепилось на подставке. Отец привез пр. в 78 году.”


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Инструкция, "переводные картинки" и литники модели Як-40 от завода "Кругозор". Датируется 1970 годом.


    Теперь немного поговорим о копийности изделий московского завода пластмассовых игрушек, который с 1975 года получил название “Кругозор”. В моей коллекции было совсем немного таких моделей, так как всю жизнь я прожил в “провинциальном” Минске. Первым в 1989 году из Москвы привезли Ил-62, затем – Ми-2, Ми-10К и Як-18П, и только в 1992 году мне удалось приобрести Ил-2 и Як-3. Честно говоря, после знакомства с изделиями минского ПО “Мир” (а это были экс-фроговские Фронтовой истребитель, Морской штурмовик и т.д.), я был несколько удивлен излишней простотой московских моделей. У самолётов полностью отсутствовало, либо было слишком упрощено шасси. Внутреннего интерьера совершенно не было. Более того, у всех авиалайнеров и вертолетов (кроме Ми-2) не было остекления. Вообще появлялось ощущение, что родственники из Москвы везут к нам какой-то утиль, а самое лучшее оставляют себе. Хотя об этом поговорим ниже.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Инструкция, "переводные картинки" и литники модели Ан-24 от завода "Кругозор". Дата выпуска пресс-формы — предположительно 1968 год, но сама модель могла появиться гораздо позже.


    Впрочем, все эти недостатки изрядно компенсировались удивительной стойкостью к ударам и падениям. Несколько раз я был свидетелем того, как со шкафа 2-метровой высоты падали Ил-62, Ил-18 и прочие “заготовки”, но каждый раз они отделались только “легким испугом”. Многие современные модели могут этим похвастать? Я думаю – нет. А для младших школьников времен СССР это было крайне важно, иначе второй раз такую же модель могли и не купить.

    Судьба моих моделей сложилась трагически. Примерно в 1996 году, когда место в шкафу закончилось, я вынес их в “запасник”, а оттуда через пару лет они “переехали” под мусорку у подъезда, где их растащила местная ребятня. Спастись удалось тогда только Як-18П, да и то, только потому, что я вскоре “перепилил” его в SBD-3 “Dauntless” (о чем свидетельствует фотография).


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    инструкция и деколь от модели самолёта Ту-104 завода "Кругозор". Предположительно 1968 год.


    Теперь несколько слов о том, как распределялись модели от “Кругозора” в торговой сети СССР. За весь Союз говорить не буду – везде побывать просто невозможно, поэтому расскажу об этом из личного опыта и наблюдений.

    В течении 1985-1990 гг. почти каждую весну на каникулы мы ездили в Москву. Самое странное, что “кругозоровские” лайнеры попадались здесь тоже не слишком не часто. Гораздо чаще можно было встретить какой-нибудь Индекс 256 (“Lynx”) или “Палубный истребитель” (F8F “Bearcat”) того же завода, поэтому их собственно и покупали. Скорее всего, именно в этот период выпуск старых моделей сокращался в пользу бывшего FROG, что было логически верным решением. Лишь однажды летом 1990 года я увидел в продаже Ан-24 и Як-40. И то — в Мытищах. “Ан” я купил, а вот на “Як” денег пожалел – оба они были выполнены в масштабе примерно 1:156 и 1:122, состояли из 6 “самолётных” деталей (плюс подставка) и выглядели уж слишком упрощенно. В Минске я московских моделей не видел вообще – всем моим друзьям их тоже привозили из Москвы. Похоже, что большая часть всё же уходила по России.


    Некоторые ещё могут напомнить, что в середине 1980-х появились модели самолётов МиГ-3, Су-2 и Як-4 от фирмы “Альфа”, но в свой рассказ я их не включал преднамеренно – это всё-таки произведения частного бизнеса, а здесь идет речь о государственных предприятиях.


    Сейчас я уже предвкушаю “реплики из зала” по поводу моделей советского производства вроде “Сказочное г…о” или “И зачем нам такие поделки были нужны? Лучше бы на что-нибудь полезное средства потратили”. Так вот, дорогие мои господа-товарищи – это и было то самое полезное, о чем мечтали тысячи мальчишек. Дело-то было совсем не в степени копийности, а в том, что молодежь тогда очень искренне интересовалось научно-техническим творчеством, а при большом желании и умелых руках из любого г…а можно конфетку сделать. Тем более, что стоимость московских моделей была вполне приемлемой для школьника любого возраста.

    Тут может возникнуть другой вопрос – так наши ничего лучшего создать не смогли? И тут тоже ответ будет отрицательным. Смогли. Ещё как смогли. Правда, не самолётов…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Модель среднего танка Т-34-85 от завода "Оонек" (масштаб 1:30)


    В 80-е годы появилось несколько других интересных моделей, первыми из которых стали танки Т-34-85 и ИС-3, а также самоходка ИСУ-152. После сборки они смотрелись очень реалистично. Часть наборов даже оснащалась моторчиками работавшими от батареек и имевшими привод на ведущие колеса. Конструкция моделей прорабатывалась именно таким образом, чтобы частей, которые можно было отломать или повредить при “эксплуатации” было как можно меньше. Кроме того, вращаться могли все колеса и башня. Пушка также имела возможность возвышаться на небольшой угол.

    Все перечисленные модели бронетехники имели масштаб 1:30, поэтому когда я приобрел Т-35 и Т-26 от “Звезды” (1:35) на фоне ИСа они смотрелись не очень пропорционально. В таком же масштабе затем выпускалась самоходка ИСУ-122 и танк КВ-85.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Модели самоходных орудий ИСУ-152 и ИСУ-122 от завода "Оонек" (масштаб 1:30)


    Но настоящим чудом стали корабли: парусник “Товарищ”, ледокол “Арктика”, линкор “Гото Предистинация”, фрегат “Орел”, броненосец “Потемкин” и крейсер “Автора”. Всё это счастье выпускалось на московском заводе “Огонек”. Но самое главное – наконец-то СССР вышел на мировой уровень по качеству производства, хотя упаковка ещё была очень простой. Мне в свое время достался ИС-3 и фрегат “Орел” – получив их в качестве очередных подарков на Новый год я был безумно счастлив, что вызывало некоторую нездоровую зависть у моих школьных товарищей. Интересно, что данный ассортимент сохранен до сегодняшнего дня и модели можно заказать через Интернет.

    Был ещё и такой момент. В начале 90-х гг. по 1-му каналу ТВ была передача о становлении российского флота. Дядя в телевизоре рассказывал там о первых кораблях и упомянул об “Орле” и его модели. По его словам выходило, что “Орел” представляет собой ни что иное, как фрегат “Нептун”, построенный в Нидерландах в конце XVII века. В качестве доказательств он показал боковые проекции кораблей и упомянул, что на российском “Орле” фигуры Нептуна с трезубцем быть не должно. Вот такое, знаете ли, разоблачение.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Модели судов выпускаемые заводом "Огонек" (сверху-вниз): фрегат "Орел", линкор" Гото Предистинация", парусник "Товарищ", ледокол "Арктика" и броненосеу "Потемкин". Все фото, кроме "Орла", взяты с сайта завода "Огонек".


    Кроме танков и самолётов в Советском Союзе выпускались ещё и модели космических кораблей. Первым из них был “Восток-1” – тот самый, гагаринский. Модель этого корабля мне подарили в 1984 году и на протяжении следующих 2-3 лет её можно было достать в магазинах. Судя по всему, это был перепакованный “Восток” от Plastikart, выполненный в масштабе 1:25.. С определением производителя в Советском Союзе я затрудняюсь, но вполне возможно, что выпускали его на том же “Огоньке” или “Кругозоре”.

    Следом за ним появился “Союз” ранней модификации. Сравнительно с “Востоком” он смотрелся более просто, поскольку первый выигрывал по части внешней деталировки. Впрочем, обе модели отличала высокая степень проработки. Внутри, кроме самих космонавтов, имелись кресла и детализированные приборные доски – всю эту прелесть можно было рассмотреть через иллюминаторы, закрываемые деталями из прозрачного пластика. Особый эффект “Востоку” придавали носовые изогнутые антенны и “шарики” (газовые баллоны системы жизнеобеспечения в количестве 16 штук) по бортам. У “Союза” в качестве визуальных преимуществ имелась ферменная антенна и большие солнечные батареи.

    Как правило, после сборки школьниками младших и средних классов, модели космических кораблей жили в целом виде недолго. Вначале отламывались антенны, потом “шарики”, потом солнечные батареи… До последнего времени я ещё сохранял корпус и панели от “Союза”, но пару лет назад их по всей видимости отдали племянникам дошкольного возраста.


    Ещё одной интересной серией были метательные машины Древнего мира и Средневековья. Насколько я помню всего их выпускалось три штуки: баллиста, аркабаллиста и катапульта. Выпускал их, похоже, в середине 80-х годов все тот же “Огонек”. Модели получились очень удачными (возможно, была приобретена зарубежная лицензия на их выпуск) и потому долго на полках магазинов они не залеживались. В сборке они тоже были просты, а детали не требовали особой обработки. Больше всего радовало то, что все эти метательные машины имели фактурный пластик, имитирующий дерево и металл. К механизму натяжения также прилагалась резиновая нить, которую мы называли “моделькой”. Очень кстати эти модели гармонировали с фигурками викингов, рыцарей и богатырей, наборы которых появились в продаже в то же время.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-столичному…


    Серия метательных машин от завода "Огонек". Выпускалась в конце 1980-х гг.


    Вот, пожалуй, и всё о попытках московских предприятий насытить рынок пластиковыми моделями. В следующий раз буде рассказ о масштабных моделях, выпуск которых организовали в других республиках и регионах СССР.



    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...



    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Спасибо за отзывы — даже не предполагал, что первая часть статьи вызовет такой интерес. Поэтому считаю нужным продолжить данную тему.

    Вторая часть “марлезонского балета” с участием пластиковых моделей из СССР будет состоять из рассказа о том, как в союзных республиках своими силами пытались наладить их производство.

    ----------------------<cut>----------------------

    Начнем с наиболее близкого мне ПО “Мир”, которое в начале 1980-х гг. получило пресс-формы восьми моделей от бывшей фирмы FROG. Ниже приведен их список и короткий рассказ о каждой из них (в скобках указан индекс по каталогу MOVO):

    Supermarine “Spitfire” Mk.VIII\IX – продавался под “торговой маркой” имевшей название “Фронтовой истребитель”. Впервые попал на прилавки в 1982 году и до весны 1993 года было выпущено более 1 миллиона(!) этих моделей. Надо сказать, что даже спустя 20 лет качество отливок не сильно снизилось.

    DH-60 “Gipsy Moth” – он же “Учебный биплан”, появился в то же время и продавался до недавнего времени. Правда, выпускали его уже не в Минске.

    Bristol “Beuafighter” Mk.21 – “Морской штурмовик”, выгодно отличался от остальных наличием подвесной торпеды и ракет. Впервые он мне попался в 1984 году и впоследствии дважды или трижды “обновлялся” за счет покупки новой модели.

    F-4K\M “Phantom” — он же “Всепогодный перехватчик”. Вообще непонятно, как самолёт НАТОвских агрессоров могли выпускать в СССР, но в продаже он появился примерно в 1983-1984 гг. Затем он поставлялся ограниченными партиями (возможно, большая часть моделей шла на экспорт) и только в 1991-1992 гг. был налажен действительно массовый выпуск для внутреннего рынка.

    Lockheed P-38M “Lightning” – “Истребитель сопровождения”, впервые встретился мне году в 1987-м. Одна из наиболее сложных моделей, но с ней в продаже никогда не было проблем даже в годы тотального дефицита.

    AW-38 “Whitley” – “Морской бомбардировщик”. Очень редкий гость даже в Минске. Первое знакомство с ним состоялось в январе 1988 года – модель привез отец моего друга, достав её по какому-то блату в военном городке (сам он был военным и служил тут же). Потом модель пропала из продажи совсем и снова появилась только в 1992 году.

    Grumman F4F “Wildcat” – пресс-форма этой модели лежала на складе лет 10, пока предприимчивые люди не выкупили её, организовав с 1992 года своё производство. Выпускался F4F достаточно долго под разными логотипами, пока в начале 2000-х совсем не пропал.

    HMS “Exceter” – единственная модель корабля. Британский тяжелый крейсер, герой охоты за немецким линкором, трагически погибший в 1942 году на Тихом океане. Модель никогда не отличалась высоким качеством, но с 1984 по 1993 гг. её не составляло труда найти на прилавках минских магазинов.


    Кроме того, в БССР часто привозили модели от Plastikart и из других республик Союза, так что выбор был достаточно хороший. Но всегда хотелось большего.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Модели истребителя МиГ-21СМТ (с полным комплектом вооружения) и многоцелового самолёта По-2 от ПО "Мир". Обе были куплены в 1990-1992 гг.


    И вот, в 1987 году на прилавках появился МиГ-21СМТ. По качеству отливки он не уступал моделям от FROG, зато к нему прилагалась подробная и очень большая инструкция. По массовости МиГ тоже не уступал другим изделиям ПО “Мир”, так что почти у каждого школьника в своё время побывало по одной модели этого самолёта. Вначале я думал, что это наша разработка и лишь значительно позднее я узнал, что в Качестве прототипа была взята модель МиГ-21МФ от фирмы KP из ЧССР. У неё переделали гаргот, добавили вооружения – вот и появился новый самолёт! В дальнейшем его переупаковывал Belfix и “Восточный экспресс”, а затем ПО “Мир” сменило название на Корпак.


    Следом за МиГ-21СМТ на внутренний рынок попала модель По-2 (У-2). Набор позволял собрать на выбор одну из четырех модификаций: просто У-2, У-2 санитарный (с гарготом), У-2НБ с бомбами и У-2М на поплавках. Соответствующим образом была оформлена и инструкция. Есть предположение, что это тоже копия зарубежной пресс-формы, адаптированная по местные стандарты. Пресс-форма была тоже заимствована от чехословацкой KP, а та, в свою очередь, разработала её в 70-е годы.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Модель трактора МТЗ-80 выполненная ПО "Мир" в масштабе 1:20


    Не обошлось и без национальных особенностей. Примерно в 1987-1988 гг. на “Мире” освоили выпуск трактора МТЗ-100 “Беларусь” в масштабе 1:20. Это была сильная вещь. Огромная “стеклянная” кабина с рулем и педалями, достаточно точно воспроизведенный двигатель и колеса с протекторами сразу сделали из МТЗ-100 одну из лучших советских моделей собственной разработки. Выпускался беларусский трактор до конца перестройки, а потом пропал. Видать, пресс-форма погибла вместе с ПО “Мир”.


    Далее поговорим о танках. При отсутствии сборных пластиковых моделей бронетехники минское производственное объединение “Мир” освоило выпуск, так сказать, “разборных” моделей. В начале 1980-х гг. на прилавках магазинов БССР в изобилии появились модели Т-34-76, Т-34-85, БТ-7М и СУ-100, выполненные в масштабе 1:87. Несмотря на ряд недостатков смотрелись они просто здорово и потому каждый уважающий себя “воин” имел небольшой парк таких игрушек, временами размерами доходящий до роты. Помимо простоты и высокой сопротивляемости ломанию (чаще всего отламывались стволы орудий, что было вполне ожидаемо) “гонке вооружений” способствовала цена – 60 копеек за штуку.


    Прошло немного времени и в конце 1989 года ПО “Мир” порадовало нас сразу двумя новыми изделиями – легкими танками Т-26 обр.1933 г. и Т-70 в том же масштабе. Это были уже полноценные сборные модели, состоявшие из двух половинок корпусов, башни, орудия с маской, двух гусениц и 4-х обязательных колесиков снизу. Последние, на мой взгляд, были совсем не нужны, поэтому мы их часто выкидывали. Но самое главное было в том, что оба танка собирались абсолютно без клея! Коробка к ним, как обычно, не выделялась красочностью, но инструкция была сделана на совесть. Помимо схемы сборки на её страницах излагалась краткая история создания танка и рисунки однотипных с ним советских машин.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Модели танков в масштабе 1:87 выпускаемые когда-то ПО "Мир": СУ-100, Т-34-85, БТ-7М (оба к сожалению без башен), Т-26 и Т-70


    Но это ещё цветочки. При наличии умелых рук и светлой головы из таких вот игрушек могли получиться полноценные модели-копии. В далеком 1993 году в самом первом выпуске журнал М-Хобии (до сих пор у меня лежит, толстенный, с неимоверно плотными листами) были опубликована статья "От 5 до 8. Далее везде..." Её автором был А.Аксенов — судя по всему, моделист со стажем. Взяв обычные СУ-100 и Т-34 он сделал с их участием две простые, но очень эффектные диорамы. Фотографии представлены ниже.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Модели СУ-100 и Т-34 после глобальных доработок выполненных А.Аксеновым. Диорамы удались на славу.


    Ещё продавался в конце 1980-х гг. набор для сборки ЗСУ-57-2. В целом оно очень хорошо соответствовала оригиналу, если не считать того, что в её ходовой части было 6 опорных катков (надо было 4). Мне эта модель попалась из светло-зеленого и очень мягкого пластика и жила довольно долго, поскольку сломать её было трудно. Но в итоге её ходовую часть всё же “уконтропупил” один из моих братьев меньших и пришлось ставить эту самоходку на шасси от Т-34. Благо, этих деталей было в избытке.


    С “беларусами” вроде разобрались. Теперь возьмемся за Северную Пальмиру. Немногие сейчас помнят, что в 1980-е годы здесь производилась целая серия истребителей КБ Микояна. Только вот производитель из Ленинграда почему-то прятался за названием А\Я-51. Наверняка это была фабрика пластмассовых изделий. Всего моделей было четыре штуки – от МиГ-15 до МиГ-21. Назвать их масщтабными копиями мне очень трудно, хотя на коробке каждого из них был указан масштаб 1:72. В моей коллекции из них было два – МиГ-19 и МиГ-21. Остановимся на них подробнее.

    История приобретения этих моделей была такова. Осенью 1990 года после школы мы с другом поехали в “Детский мир” посмотреть, что завезли новенького. Кроме стандартных самолётов от “Мира” имелись здесь и два “ленинградца”. Причем оба оказались последними. В итоге, поделили мы их по-братски – мне достался МиГ-19, а моему другу – МиГ-21. Склеив свой самолёт дома я пришел к выводу, что ленинградский МиГ как-то далековат от оригинала, особенно по части фюзеляжа и остекления кабины. Из положительных качеств выделялось только ракетное вооружение и подвесные баки. С ними модель смотрелась намного эффектнее. У моего товарища разочарование было ещё большим – сравнения с минским МиГ-21СМТ ленинградский МиГ-21 не выдерживал никакого, хотя судя по рисунку и тонкому носу он относился к модификации Ф-13. Через несколько лет эта модель перекочевала ко мне, но испытания временем не выдержала и была отправлена в утиль. А вот МиГ-19 был конверсирован в Сеньян J-6. Вообще, если быть до конца честным, очень хотелось приобрести все МиГи от А\Я-51, но их больше к нам не завозили.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Модель ленинградского МиГ-19 после доработок. Объём переделок можно видеть по деталям более светлого цвета. Кроме того, тут временно использована носовая стойка от Як-40 (Plastikart). На переднем плане — "родной" фонарь кабины пилота, а такжекомплект пилонов и ракет Р-2. Немного левее — тоже фонарь и две ракеты Р-3, но уже от МиГ-21 того же А\Я-51.


    Была и ещё одна модель, долгое время выпускавшаяся в Ленинграде – это подводная лодка “Северянка”. Мне купили её летом 1988 года в качестве подарка о посещении Северной столицы. Значит, пресс-форма была готова ещё раньше. По некоторым данным, выпуск был налажен в 1983 году. Собиралась эта модель легко, за исключением одного нюанса – из-за технологического брака в средней части не стыковались половинки корпуса. Вообще я долго не мог понять, почему у “Северянки” нет орудий и торпедных аппаратов и только потом узнал, что это научно-исследовательская лодка.


    Теперь мало кто помнит о существовании такого предприятия, как Киевский механический завод игрушек им. Н.Ф.Ватутина. Помимо прочего к началу 1990-х гг. в перечне производимых товаров значились и две пластиквые модели — И-16 тип 24 и Ан-2. Вторая из них мне никогда не попадалась, а вот "ишак" мне довелось купить осенью 1992 года за какие-то смешные деньги (то ли 90, то ли 120 рублей). Первое спечатление от модели было положительным, даже несмотря на наличие очень скромного "лепестка" вместо коробки и посредственной инструкции. Однако, начав постройку И-16 я обнаружил, что часть деталей вообще не стыкуеься, а если и стыкуется, то под такими немыслимыми углами, что эту модель с трудом можно было назвать копией. Спустя год мне удалось приобрести по случаю журнал "Аэрохобби" (№1 за 1994 год) в котором бывалый моделист давал краткую оценку по киевскому "ишаку" и массу советов, как и что нужно было исправить. А исправлять пришлось много чего!

    Чтобы получить в свою коллекцию модель, не хуже чем у Игоря Коваленко (это украинский моделист) пришлось пойти на хитрости. Руль направления я выпилил из стабилизатора от минского "Hellcat". Крылья позаимствовал от Як-6 фирмы "Альфа". Ну и по мелочам от других моделей. Вроде, получилось что-то похожее на полноценную копию. Только уже не И-16 тип 24, а его пушечный вариант тип 28.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Модель истребителя И-16 тип 28 и небльшая статью из журнала "Аэрохобби" по которой выполнялись доработки.


    Следующий эпизод для лично меня является наиболее “вкусным”. Здесь я расскажу о модели (если можно так сказать) авиалайнера Ту-104, которая давным-давно выпускалась Бакинской фабрикой игрушек.

    Дело было весной 1992 года. Тогда, на фоне повышенного патриотизма, независимости и других благ незрелого капитализма казалось, что всё будет хорошо и даже лучше прежнего. Эта уверенность подкреплялась пока ещё не галопирующей инфляцией, огромными очередями в магазинах и наличием купонов, без которых приобрести товары первой необходимости было для обычного человека невозможно. Но были и светлые моменты, одним из которых стало насыщение рынка заграничными товарами. Для меня “первой ласточкой” стало появление в книжном магазине “Дружба” секции с моделями. Ассортимент был небольшим, но крайне хорошим, причем сначала завезли покрашенные модели для рекламы. Всего для продажи в апреле 1992 года выставили следующие модели: F-5E “Tiger” (стоил 35 рублей РБ), НН-3 “Jelly Green Ginat” (35 руб.) и UH-1 “Iroquez” (50 рублей, масштаб 1:48). Был тут ещё и “Avenger” от кооператива МИК, но его цена была просто фантастической – 90 рублей. Для тех, кто забыл, эта сумма равнялась примерно 3$. Для простого школьника достать такие деньги было очень сложно. Оставалось только ждать, пока я внезапно разбогатею.

    И вот, в начале мая, я прогуливался после уроков по городу и решил заглянуть в переход на станции метро Площадь Победы. Говорили, что там тоже продают модели, но верилось в это слабо. Однако, то что я увидел, просто поразило моё воображение – вместе с Союзпечатью помещение в переходе арендовал магазин “Модус”. О майн гот! Я был вне себя от счастья, тем более, что “Avenger” тут стоил всего 30 рублей! Мою радость омрачал только один факт. Почти полное отсутствие денег. Сразу мне удалось наскрести 10 рублей и чтобы не уходить с пустыми руками я купил…бакинский Ту-104. Он как-раз стоил именно столько.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Крылья, ноги, но без хвоста от Ту-104 бакинской фабрики игрушек. Потрясаюзее зрелище. Теперь представте, что было изображено на схеме сборки.


    Постройка Ту-104, несмотря на малое количество деталей, удовольствия мне не доставила. Модель видимо соответствовала масштабу 1:144. По крайней мере, мне хотелось в это верить. Но я никак не мог понять, зачем понадобилось делать крылья и оперение такими толстыми, а фюзеляж чересчур упрощенным. Стойки шасси оказались на редкость кривыми, а колеса просто убогими. Но самым непонятным было то, что на схеме они тоже были изображены такими же кривыми и убогими. Один в один! По-видимому, “исправить” полиграфию тогда оказалось проще, чем пресс-форму…Несмотря на всё это бакинский Ту-104 прожил у меня в коллекции лет 5 был выброшен только в 1997 году. От него я оставил только крылья, и то, просто про запас.


    Ну и напоследок небольшой отрывок о модели кареты от латвийской фабрики игрушек. Появилась она в продаже примерно в 1989-1990 гг. В тематику моей коллекции она совершенно не влазила, но сам смысл собрать своими руками что-нибуль оригинальное тянул гораздо сильнее. Масштаб похож на 1:43. Производитля точно пока определить не удалось.

    На удивление модель кареты собиралась очень легко, а прилагаемые к ней деколи практически не крошились от времени. Прошло уже больше 20 лет, а карета выглядит так, как будто она собрана пару месяцев назад.


    Наш ответ FROG и Plastikart. По-провинциальному...


    Модель кареты. Возможно в масштабе 1:43. Выпускалась каким-то предприятием в Латвии в 1989-1990 гг.



    Автор: chubakka08

    Категория: Люди и События | Добавил: Mig-29 (01.10.2014)
    Просмотров: 3353 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Форма входа

    » Поиск
    » Порталы
    Центральный музей ВВС РФ
    » Периодика
    » Обновления Форума
  • Су-17м4 в масштабе 1:48 из набора фирмы Eduard. (30)
  • Тяжелый перехватчик Сухого Т-37. (3)
  • » Новые фотографии
    » Менеджеры Файлов
    » Модельные Магазины
    » Малый Бизнес
    Фототравление GoNzA      
    » Наш опрос
    Какое направление в моделировании Вы предпочитаете?
    Всего ответов: 19
    » Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024