Военные самолеты США обозначались согласно системе, по которой назначение самолета показывалось буквами, как указано ниже: А - атака, штурмовка; В - бомбардировка: С - перевозка (войск или грузов); Р - фотографирование; L - связь; О - наблюдение; Р - преследование, истребление самолетов; AT - ускоренное обучение; ВТ - основное обучение; РТ - начальное обучение; ОА - наблюдатель-амфибия; G – автожир; TG - учебный планер; СО - транспортный планер. За буквами следовал номер для обозначения модели. Номера шли последовательно на протяжении всего класса иди назначения. Когда обозначение предворялось буквой "Х", это говорило о том, что самолет является опытным образцом. Если же обозначение предворялось буквой "Y", это означало, что самолет выпущен в ограниченном количестве. Когда самолет начинал выпускаться в массовом количестве, эти буквы опускались. Буквы, следовавшие за номером типа, обозначали модификации базовой модели, как то: отличную силовую установку, изменения в вооружении, оборудовании и т.д.
ОБОЗНАЧЕНИЕ САМОЛЕТОВ МОРСКОЙ АВИАЦИЙ США (до 1942г.) Самолеты морской авиации США обозначались по схеме, которая содержала буквы для обозначения назначения и фирмы изготовителя самолета, и цифр, обозначавших номер модели и ее модификации. Первая буква или буквы обозначали класс или назначение, далее шел номер модели, и последняя буква обозначала фирму изготовителя. И уже после этого обозначения через дефис шел номер, обозначавший модификацию модели. Так обозначение SBC-1 означает: - самолет-разведчик; В - бомбардировщик; С - "CURTISS"; 1 - первая модель или марка 1. Любое изменение базовой модели, как то замена силовой установки, второстепенные изменения устройства или вооружения и оборудования находили отражение в обозначении модели, которая становилась SBC-2. Совершенно новая модель такого же назначения и построенная той же фирмой обозначалась бы SB2C-1. Необходимо пояснить, что если SBC-1, SBC-2, SBC-3 и SBC-4 были вариантами оригинального биплана "HELLDIVER" фирмы CURTISS, то SB2C-I был моноплан совершенно новой конструкции. Когда любое обозначение предворялось буквой "X", это означало, что это экспериментальный образец. Буква "X" опускалась, когда самолет шел в серию. В этой системе обозначения назначения, самолеты морской авиации обозначались следующими буквами: В - бомбардировщик; F - истребитель; О - наблюдатель; S - разведчик; Т - торпедоносец; N - учебный; J - общего назначения; С* - транспортный (одномоторный); R - транспортный (многомоторный); L** - планер; М*** - разные. * Принято для прояснения обозначений в связи с большим разнообразием типов и размеров транспортных ЛА. Обозначения малых одномоторных транспортных самолетов, уже состоявшие на вооружении, не изменялись. Новые обозначения присваивались последующим разработкам. ** В общих случаях планеры обозначались буквой "L". Однако, кроме того, они классифицировались по назначению путем добавления подходящей буквы к общему обозначению. Учебные планеры обозначались LN , транспортные планеры - LR и т.д. *** Использовалось для удобства, в основном при распределении обозначении каких-либо групп более или менее устаревших самолетов, передаваемых для использования в разных целях. Когда тип самолета предназначался для выполнения более чем одной функции, использовалось соединение двух или более букв, причем первая буква всегда обозначала основное предназначение: SB – разведчик - бомбардировщик; OS – наблвдатель - разведчик; SO – разведчик - наблюдатель; РВ - патрульный самолет - бомоардировщик; ТВ – торпедоносец - бомбардировщик; JR - самолет общего назначения - транспорт; SN – разведывательно - учебный. Буквы, обозначающие фирму изготовитель, при таком обозначении всегда ставились в конце: А - BREWSTER В – BOEING BEECHCRAFT С - CURTISS D - DOUGLAS F - GRUMMAN G - GOODYEAR N - NAVAL AIRCRAFT FACTORY Q – LOCKHEED P - SPARTAN O - STINSON P - RYAN H- HOWARD E - PIPER J - NORTH AMERICAN К - FAIRCHILD L - BELL M - MARTIN S - STEARMAN SIKORSKY T - TIMM U - VOUGHT V – VULTEE VEGA W - WACO Y - CONSOLIDATED
По материалам справочника "Джейн" за 1942 год. Подготовил В.Орлов (г.Кронштадт).
Статья «ОБОЗНАЧЕНИЕ САМОЛЕТОВ США» была опубликована в авиационно-историческом журнале для моделистов «Сокол», сентябрь-октябрь 1991 года. В целях сохранения данного материала, он публикуется на сайте клуба стендового моделирования "Искра" г. Черновцы, с соблюдением всех авторских прав.