От военной авиации плавно перейдем к вертолетам и космическим кораблям. В этом отношении восточногерманская фирма VEB Plastikart была интересна тем, что в её списке присутствовали только советские конструкции.
Начнем с модели вертолета Ми-1. Сразу оговорюсь – такой термин как “копийность” далее применяться не будет. Всё-таки, это были сборные модели, предназначенные для широкого круга потребителей, которые не утруждали себя радикальным “перепиливанием” деталей и доведения их до 100% соответствия чертежам.
Модель Ми-1 поступила в продажу в 1967 году. Интересно, что реальные прототипы этого вертолета уже снимались с эксплуатации, так что проблем вроде бы возникнуть было не должно. И всё-таки, немецкие разработчики решили по самому трудному пути и сделать именно военный вариант. В результате отливка из зеленого пластика комплектовалась декалью на четыре варианта: ВВС СССР, Польши, Чехословакии и ГДР. При этом номер 506 имелся только для немецкой версии, хотя на самом деле относился к учебной модификации вертолета SM-1Sz выпускаемого в Польше. Начиная с этой модели появились характерные “ребристые” лопасти винтов, которые имели мало общего с оригиналом, но были достаточно эффектны.
В том же, 1967 году, появилась пресс-форма для вертолета Ми-4. На этот раз юному моделисту предоставлялся выбор – собрать граждански или военный вариант. Самой привлекательной была версия Interflug с бортовым номером DM-SPE, имевшая умопомрачительную декаль имитирующую окраску верхней части фюзеляжа и хвостовой балки. Другими словами, красить такой Ми-4 не было необходимости.
Прототип для данной модели относился к модификации Ми-4А и был получен в июле 1963 года (выпущен на Саратовском заводе). Его эксплуатация продолжалась ровно два года, причем вертолет часто использовали в роли “летающего крана” для доставки грузов в труднодоступные места. Разбилась эта машина 20-го июля 1965 года, а окончательно Ми-4 сняли с эксплуатации в начале 1980-х гг. Зато модель выпускалась в различных вариантах упаковки вплоть до 1991 года.
Следующим на очереди логически должен был стать Ми-6, но получилось так, что модель начала выпускаться раньше оригинала. А произошло это следующим образом.
В 1965 году, во время выставки в московском аэропорту “Внуково”, был представлен макет будущего вертолета Ми-6П (пассажирский), прототип которого впоследствии получил бортовой код СССР-58647. Присутствовавшие там специалисты из ГДР решили в буквальном смысле сыграть на опережение и несколько месяцев спустя у их была готовая пресс-форма.
Разумеется, такая спешка положительной роли не сыграла, так как основные детали (корпус, несущий винт и т.д.) делались буквально “на глазок”. Вот и получилось, что модель в 100-м масштабе длиннее на целых 5 см, диаметр несущего винта больше на 12 см, а высота модели – почти на 3 см. Кроме того, неверно воспроизвели остекление, оставили обтекатели колес основных опор, форма лопастей была неверна и т.д.
Да, такую модель удачей не назовешь. Однако вспомним, что в те годы модель Ми-6 выпускал только московский завод “Кругозор”, исполнение которой было на порядок хуже. Это сейчас без проблем можно приобрести комплект от фирмы Amodel уже в 72-м масштабе, а тогда всё было по-другому…
Наиболее близкой к оригиналу и самой красивой из всех, получалась модель вертолета Ми-10К. Пресс-форма была изготовлена в 1968 году, а основой для неё послужил первый опытный образец с серийным номером 56820156.
Этот вертолет был построен в 1865 году с применением готовых узлов от серийного Ми-6. После проведения испытательного цикла Ми-10К привлекли для рекордных полётов, а в 1967 году его показали на авиасалоне в Ле-Бурже. Фотографии именно этой машины чаще всего использовались в различных авиационных справочниках, пожатому не удивительно, что VEB Plastikart выбрала именно опытный образец.
В целом модель получилась очень удачной и несознательно укороченные на 5 мм лопасти совершенно не портили внешний вид. Модель сохранила бело-синюю окраску, регистрационный номер СССР-29115 и демонстрационный номер Н-241.
В широкой продаже в СССР комплекты для сборки Ми-10К появились в середине 1980-х гг., а завершился выпуск только в начале 1991 года, когда VEB Plastikart был отстранен от выпуска пластиковых моделей.
j
Модель вертолета Як-24П двухвинтовой схемы стала для меня знаковой. Во-первых, это была первая западная модель, которую я собрал собственными руками. Во-вторых, качество её исполнения было на уровень выше, чем у минского “Морского штурмовика” (бывший “Beaufighter” от FROG). В прошлой статье я немного ошибся, указав, что впервые с моделями VEB Plastikart я познакомился в 1989 году, и совсем забыл про Як-24П, который мне купили поздней осенью 1987 года.
Пресс-форма для этого вертолета в масштабе 1\100 была разработана в 1969 году. Прототипом для неё послужил опытный Як-24А, представлявший собой 30-местную пассажирскую модификацию с характерной сине-белой окраской и надписью Аэрофлот. Обозначение Як-24П относилось вообще-то к транспортному варианту, тоже оставшегося на опытной стадии.
Непосредственно модель являлась больше нереализованным проектом Як-24А с турбовиновой силовой установкой АИ-24В, поскольку на опытном вертолета стояли поршневые двигатели АШ-82В. При этом пассажирский салон был увеличен ещё на 9 мест. Модель турбовинтового Як-24А демонстрировалась на авиационном салоне в Фанборо в 1960 году вызвав большой интерес. По всей видимости, восточногерманские товарищи решили опередить время и выпустить именно эту модель, пресс-форма для которой была изготовлена на основе фотографий другой модели.
Впрочем, самой феерической моделью моего детства стал космический корабль “Восток”. История этой пресс-формы началась, по всей видимости, в 1965 году с уже упоминавшегося авиасалона в Ле Бурже. Помимо авиации тут демонстрировался макет третьей ступени советской ракеты-носителя без головного обтекателя. Именно она и стала прототипом для создания модели космического корабля “Восток-1” в масштабе 1\25.
В целом модель получилась хорошей, если не считать отдельных неточностей в воспроизведении внутреннего и внешнего оборудования. Схема окраски тоже была выставочная. Мне “Восток-1” подарили в 1984 году в двухцветной упаковке и с русскими надписями, хотя все модели комплектовались цветными. Возможно, это могла быть партия “чистого пластика”, который упаковывали уже в СССР.
Самой загадочной для меня остался комплект “Энергия-Буран”, выполненный в масштабе 1\288. Выпуск этой модели, по официальной версии, был налажен в 1988 году, но в продаже я его никогда не видел и даже не слышал. Никакой другой информации по ней, кроме фотографий литников с деталями и инструкции, достать пока не удалось.