Постройка стендовых моделей копий в различных масштабах.
Авиационная, Бронетанковая, Автомиобильная техника. Флот и пр...
Среда, 15.05.2024, 09:16
» Меню сайта
» Категории раздела
Период WWI и ранее. [12]
Между двумя войнами [2]
Вторая Мировая Война [4]
С 1945го по 60е годы [3]
Наше время [63]
» Горячие Клавиши
. .
» Видео Уроки
» Новые статьи
[31.08.2018]
[Наше время]
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое? (4)
[26.04.2018]
[Наше время]
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения. (4)
» Новостные Ленты
  • » Сообщество Форумов
    ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!   SkyFlex Interaeractive - Русский авиамодельный сайт
    » Галереи Техники
  • » 2D 3D Изображения
    » Мои WEB проекты
    » Кнопка Сайта
  • Главная » Статьи » История авиации » Наше время

    А город подумал: ученья идут! 48 лет назад погиб Юрий Гагарин.
    Ю.А.Гагарин перед последним полетом
    Источник: Валерий Агеев



    27 марта 1968 года в тренировочном полете на УТИ МиГ-15 вместе с инструктором Владимиром Серегиным погиб первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Об истории фотографии, которую он всегда носил с собой, этот рассказ.


    Есть в музее Звездного городка витрина с ранящими сердце свидетельствами: пробитый осколками самолета бумажник и извлеченные из него удостоверение личности, водительские права, талон предупреждений к водительскому удостоверению, фотография Сергея Павловича Королева. Бумажник принадлежал Юрию Алексеевичу Гагарину и был найден на месте его гибели, в лесах под городом Киржачом Владимирской области, в трех километрах от деревни Новоселово и всего в ста километрах от Москвы.


    Катастрофа произошла 27 марта 1968 года. В 10 часов 30 минут 10 секунд с самолетом прекратилась связь. Словно гигантская коса, срезая верхушки деревьев, самолет с Гагариным и Серегиным несся к земле под углом 60-70 градусов. В отчете государственной комиссии, проводившей тщательное расследование, записано: отказ техники. А что же именно отказало?..


    В момент касания скорость самолета была около 800 километров в час. При ударе он разрушился на мелкие обломки. Двигатель и передняя кабина ушли в землю более чем на пять метров. Крылья, хвостовое оперение, баки разрушились на части и были разбросаны в окружности диаметром метров двести. Многие детали самолета и парашютов находились высоко на сучьях деревьев ...


    Красноватым гранитом выложили образовавшуюся от взрыва воронку, а над нею устремилось ввысь гранитное крыло. В небе над обелиском летают самолеты, оставляя росчерки инверсионных следов, как бы продолжая трассу...


    Невольно вспомнилось о пробитом бумажнике, когда 4 марта 1984 года были опубликованы дневниковые записи Николая Петровича Каманина: «День и ночь работает аварийная комиссия. Пришло сообщение: удалось извлечь двигатель самолета, основную часть передней кабины и много деталей. Установлено, что при падении и ударе его о землю он был в основном цел (фюзеляж, двигатель, крылья, хвостовое оперение, подвесные баки, управление), потом разрушился на мельчайшие обломки. Обнаружен бумажник Гагарина. В нем удостоверение личности, права шофера, 74 рубля денег, фронтовое фото Сергея Павловича Королева ...»


    Фото С.П.Королева, найденное на месте гибели Ю.А.Гагарина.
    Источник: Валерий Агеев



    Действительно, на фотографии Королев выглядит по_- фронтовому. В шинели, подпоясанной офицерским ремнем, фуражке.


    Авторы этой статьи фотографией заинтересовались сразу же, как впервые попали в музей. Спустя некоторое время попросили фотокорреспондента ТАСС А. Пушкарева переснять ее. Когда фотографию увеличили, стало ясно, что публиковать ее в таком виде нельзя. Слишком уж она повреждена, особенно лицо.


    Пути поиска другого экземпляра задал космонавт Алексей Архипович Леонов. Он сказал, что как-то Сергей Павлович подарил Гагарину групповое фото, а Юрий вырезал из него фрагмент с Королевым и носил его всегда с собой. «Мы еще завидовали Юре», - добавил космонавт.


    Исходное фото С.П.Королева и группы его соратников.
    Источник: Валерий Агеев



    Оказалось, что снимок сделан в октябре 1947 года на полигоне после первых удачных пусков баллистических ракет. Участники событий сфотографировались на память. Трудное было время. Обстановка действительно напоминала фронтовую. Королев решил строить полигон и испытывать ракеты одновременно.


    - Теперешнему поколению, - вспоминают участники тех событий,- привыкшему к современному космодрому с монтажно-испытательным корпусом, лабораторными стендами, бетонными дорогами, трудно представить себе условия работы в 1947 году. Мы жили в вагончиках. От железнодорожной станции были проложены две тупиковые линии. В тупики были загнаны два состава пассажирских вагонов, в которых жили специалисты. Кругом была унылая солончаковая степь. Временные стартовые площадки и технические позиции находились километрах в двадцати, и добираться до них приходилось по бездорожью в густых клубах степной пыли. Надолго запомнились эти дороги на полигоне. И не случайно одной из любимых песен у нас была «Эх, дороги, пыль да туман». Даже на одной из фотографий, присланных с первых испытаний, есть такой автограф Королева: «Не удивляйтесь моему виду - мы утопаем в пыли». Такова история фотографии Сергея Павловича Королева, которую Юрий Гагарин всегда носил с собой.


    Всего 34 года прожил первый космонавт. Столько же, сколько Валерий Чкалов, мечтавший «облететь вокруг шарика». Его мечту осуществил Юрий Гагарин. Ровно за 25 лет до гибели Юрия 27 марта 1943 года, на седьмом испытательном полете первого отечественного ракетного самолета БИ-1 погиб тридцатичетырехлетний Григорий Бахчиванджи. Ему принадлежит честь первооткрывателя ракетного старта с земли с человеком на борту. Как и Гагарин он был выпускником Оренбургского летного училища.


    Вряд ли следует искать какую-то символику в трагических совпадениях дат гибели и возрастов героев. Профессия летчика сопряжена с риском. Символика - в другом: Чкалов, Бахчиванджи, Гагарин были первооткрывателями. Словно по эстафете они передавали друг другу стремление летать дальше всех, выше всех, быстрее всех.

    Версия одной катастрофы.

    Вот уже много лет нет с нами первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина. Но до сих пор не известна истинная причина его гибели. Предлагается еще одна версия этого трагического события, предоставленная В.А.Чикиным, гвардии майором запаса, военным лётчиком 1 класса.

    Об авторе

    Чикин Владимир Анатольевич окончил в 1976 г. Ейское ВВАУЛ им. В.М.Комарова, по образованию – истребитель - бомбардировщик. В училище летал на Л-29, УТИ МиГ-15, МиГ-17, Су-7У, Су-7Б. Служил в ГСВГ и ПрибВО на Су-7Б и его модификациях. Налёт общий 1600 ч. Подготовлен к боевым действиям днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях одиночно и в группе до полка включительно.

    27 марта 1968 г. Ю.Гагарин после контроля командиром полка В.Серёгиным на истребителе-спарке МиГ-15 должен был вылететь самостоятельно на МиГ-17 после длительного перерыва (2 полёта по кругу по 30 минут). Но первый вылет по всем документам положено выполнять после двух контрольных полётов в день вылета, а все полёты должны быть спланированы в первые 3 часа лётной смены – так регулируется нагрузка лётчиков в лётную смену. Гагарину были спланированы 2 контрольных полёта с разлёта в одной заправке, чтобы он успел слетать сам 2 круга.

    По разным причинам разлёт задержался, вместо 10.00 Гагарин и Серёгин взлетели в 10.19, т.е. Гагарин выбился из графика – это важно, по-скольку над вторым полётом Гагарина по кругу на МиГ-17 уже «повис топор»!

    Представляю, как нервничал по этому поводу командир полка полковник Серёгин: срывался ритмичный ввод в строй Ю.Гагарина, за которого он «бился» с начальством, чтобы разрешили и не мешали летать, и план лётной смены полка. И вот с первого же дня – помехи, не считая погоды!

    В приказах по безопасности полётов неритмичное летание называлось одной из главных причин аварийности молодых лётчиков. Нельзя делать в день по полёту; молодому надо в первые дни полную нагрузку давать, по 4 полёта по кругу или по 3 в зону + круг – до отработки в простых метеоусловиях (ПМУ) устойчивых навыков взлёта и посадки (это не менее 10 самостоятельных полётов по кругу; обязательно после контроля с инструктором на учебно-тренировочном истребителе (УТИ).

    Интересно, что генерал Н.Ф.Кузнецов пишет так о полётном задании:

    - По условиям упражнения в этом контрольном полёте Гагарину предстояло выполнить два виража влево и вправо с креном тридцать градусов. Затем по витку мелкой спирали в обе стороны, два пикирования глубиной по пятьсот метров, вывод боевым разворотом соответст-венно влево и вправо. Завершалось упражнение выполнением в горизонтальном полёте двух «бочек» в обе стороны. (Годы испытаний. Лениздат, 1987.)

    В ходе выполнения задания Гагарину и Серегину осталось сделать 2 горизонтальные бочки. Бочки – это сложные фигуры и их надо выполнять на «отлично». Бочки выполняются не по прибору, а визуально, по горизонту, с контролем режима по приборам при повышенной скорости по сравнению с горизонтальным полётом.

    Выполняя бочку, Ю.Гагарин мог допустить так называемое «зарывание» и попасть в облака или попасть в облака и допустить «зарывание». Хрен редьки не слаще, но второе – и вероятнее, и опаснее. Если это случилось, то лётчики попали в непонятное положение (глубокую крутую спираль или её частный случай – перевёрнутое пикирование). На вывод из крутого пикирования лётчикам не хватило высоты, очевидно, помешала облачность в зоне Такому трагическому исходу обычно способствует и перегрузка. В перевёрнутом положении и при крутом снижении они очень похожи – менее единицы.Для того, чтобы выйти из него, лётчики решили «просто тянуть» ручку на себя, что привело к еще большему углу пикирования, из которого они уже не вышли.

    Вот и вся суть. Возможны варианты развития событий, мало отличающиеся по существу. Допустим, это была не ошибка, а преднамеренный манёвр (хулиганство). Но события всё равно развивались бы по такой же схеме. Допустим, грязь на остеклении фонаря лётчик принял за встречный самолет или метеозонд и «шарахнулся» вниз от столкновения, но при этом кратковременно потерял пространственную ориентировку и попал в перевернутое пикирование.

    Думаю, что государственная комиссия пришла именно к таким результатам. Но к сожалению, она не обнародовала результаты расследования происшествия. Дело в том, что были получены недвусмысленные доказательства ошибки в технике пилотирования экипажа (либо одного инструктора В.Серёгина, одного Ю. Гагарина, обоих лётчиков), либо руководящего состава, отвечавшего за организацию и проведение полётов в полку, вышестоящих командиров, контролирующих руководящий состав полка, либо другие комбинации указанных виновников.

    Но такое коммюнике комиссия не обнародовала, потому что в таком случае два Героя Советского Союза (Серегин и Гагарин), первый космонавт планеты Гагарин стали бы жертвами своей же ошибки в технике пилотирования истребителя, эсплуатировавшегося не один десяток лет.

    Конечно, лет через сто это будет и не важно, поскольку Гагарин был и останется пионером освоения космоса, а техника и авиационная, и космическая были несовершенны в то время. Стоит только вспомнить две катастрофы американских космических кораблей многоразового использования «Колумбия» и «Челленджер», в которых погибло больше десятка астронавтов.

    Но в те дни в 60-е годы двадцатого века надо было переждать, дать всем людям успокоиться, а для этого лучший выход – не найти официальную причину катастрофы. Что и было сделано, хотя это ЧП вовсе не умаляет заслуг Юрия Гагарина и боевого летчика Владимира Серегина, совершившего во время Великой Отечественной войны около 200 боевых вылетов на самолете Ил-2, участвовавшего в 19 воздушных боях и сбившего 3 самолета противника.

    Валерий Агеев,
    Валерий Родиков,

    10.04.2016
    Права на данный материал принадлежат Валерий Агеев
    Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
    Категория: Наше время | Добавил: Mig-29 (11.04.2016)
    Просмотров: 840 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Форма входа

    » Поиск
    » Порталы
    Центральный музей ВВС РФ
    » Периодика
    » Обновления Форума
  • Су-17м4 в масштабе 1:48 из набора фирмы Eduard. (30)
  • Тяжелый перехватчик Сухого Т-37. (3)
  • » Новые фотографии
    » Менеджеры Файлов
    » Модельные Магазины
    » Малый Бизнес
    Фототравление GoNzA      
    » Наш опрос
    Какое направление в моделировании Вы предпочитаете?
    Всего ответов: 19
    » Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 9
    Гостей: 9
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024