Постройка стендовых моделей копий в различных масштабах.
Авиационная, Бронетанковая, Автомиобильная техника. Флот и пр...
Суббота, 18.05.2024, 06:53
» Меню сайта
» Категории раздела
Период WWI и ранее. [12]
Между двумя войнами [2]
Вторая Мировая Война [4]
С 1945го по 60е годы [3]
Наше время [63]
» Горячие Клавиши
. .
» Видео Уроки
» Новые статьи
[31.08.2018]
[Наше время]
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое? (4)
[26.04.2018]
[Наше время]
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения. (4)
» Новостные Ленты
  • » Сообщество Форумов
    ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!   SkyFlex Interaeractive - Русский авиамодельный сайт
    » Галереи Техники
  • » 2D 3D Изображения
    » Мои WEB проекты
    » Кнопка Сайта
  • Главная » Статьи » История авиации » Наше время

    F-35 проиграл бой.
    F-35 проиграл бой.
    29.06.2013Новости ВПК

    Малозаметный многоцелевой истребитель F-35 потерпел поражение, не сделав ни одного выстрела по противнику. Самолет проиграл главную схватку в своей жизни задолго до воплощения в металл - бой за оправданность своего существования.

    Можно лишь восхититься упрямству и настойчивости инженеров «Локхид-Мартин», из года в год исправляющих выявленные недостатки и совершенствующих сложную машину. Усилия конструкторов напрасны – несмотря на блестящие решения всех возникающих проблем, истребитель не выполняет своей главной миссии: ни Военно-воздушные силы, ни ВМС, ни Корпус морской пехоты США не испытывают потребности в появлении такого самолета.

    Судьба оказалась безжалостна к этой симпатичной машине, напоминающей жирного пингвина: «Лайтнингу» никогда не повторить судьбы легендарных «Сейбров», «Фантомов» или истребителей четвертого поколения. Ни один летчик не хлопнет «Лайтнинг» по серебристой обшивке и не скажет, расплывшись в голливудской улыбке: «Машина просто великолепна. Это лучшее, на чем я летал!». Создателям убер-самолета стыдно смотреть в глаза американским налогоплательщикам и европейским кредиторам - всем, кто спонсировал заведомо неконкурентоспособный проект.


    Совместный полет F-35B и F-35C, 14 марта 2013г. Источник: mil.news.sina.com.cn
    Источник: mil.news.sina.com.cn

    С чем же связано такое гнусное положение дел?

    Сейчас уже совершенно неважно: соответствует или не соответствует F-35 требованиям, предъявляемым к «пятому поколению»: малозаметность/повышенная боевая автономность/крейсерский сверхзвук…

    Судьба сыграла с «пятым поколением» злую шутку - большинство из заявленных требований не соответствует потребностям современной военной авиации. А то, что действительно необходимо в реальности - уже давно внедрено на истребителях поколения 4+ (яркий пример – сверхманевренность).

    В то же время, такие вещи, как гиперзвук, повышенная живучесть, абсолютная невидимость для средств радиолокационного обнаружения, - то, что могло стать настоящим «толчком» к появлению истребителей нового поколения, до сих пор остается в области научной фантастики.

    В итоге, то, что предлагают конструкторы «Локхид-Мартин» под видом истребителя «нового поколения» - всего лишь чрезвычайно дорогая и сложная машина, стоящая на «переднем крае» современной науки и техники. При этом достигнутый выигрыш в боевых возможностях F-35 несоизмерим с количеством средств, затраченных на создание убер-самолета.

    Обилие новых технологий и излишне смелых конструкторских решений не прошло даром – F-35 постоянно «сыпется» и «хромает» во время тестовых полетов. От дуновения ветра выходит из строя сложнейшая электроника, пилот ни черта не видит из кабины, а посадочный гак, как назло, слишком короток для безопасной посадки на палубу корабля.

    Конечно, миллиарды долларов не были истрачены напрасно – чудовищная денежная сумма конвертировалась в могучую боевую машину F-35 «Лайтнинг II».

    «Лайтнинг» превосходит на голову своих конкурентов в области малозаметности (засечь самолет противника на дальности 50 или 100 км – две большие разницы), универсальности (прицельные комплексы для работы по «земле» + линейка выдающихся боеприпасов), а также средствам обнаружения и интеграции в боевую сеть Пентагона (неслучайно, великолепный радар c активной ФАР AN/APG-81 и электронно-оптическую систему AN/AAQ-37 янки планируют «связать» с флотской системой ПВО/ПРО «Иджис» - парящий в заоблачных высях F-35 будет в автоматическом режиме выдавать целеуказание по целям за горизонтом). Таковы побочные возможности убер-истребителя! В плане бортовой авионики и универсальности F-35 уверенно «заткнет за пояс» даже своего старшего брата F-22.


    F-22 ”Raptor”

    Необходимо отметить гениальную концепцию «три в одном» - американцам удалось создать на базе одного планера легкий истребитель-бомбардировщик для ВВС, палубный самолет для ВМС и «вертикалку» для КМП. Процесс шел с большим скрипом, янки наверное 10 раз пожалели о своем неосторожном решении «сэкономить», тем не менее, довели начатое дело до логического конца. Большие деньги способны творить чудеса – инвестиция размером 56 млрд. долларов заставит летать даже рояль на колесиках.

    А дальше начинаются вопросы. Первый из них – зачем вообще создавался F-35? Формально – для замены F-16 и F/A-18, а также специфического AV-8B Harrier II.

    В действительности процесс выглядит следующим образом: янки действительно нуждаются в обновлении парка своих легких истребителей – последние из F-16 были переданы ВВС США восемь лет назад. Но, позвольте, как это связано с F-35? Современные модификации «Файтинг Фэлкэнов» отлично справляются со своими функциями (затраты/результат), другое дело, что их уже давно не выпускали, а у существующих F-16 заканчивается ресурс.

    Ситуация с F/A-18 еще интереснее – модификации F/A-18E и 18F «Супер Хорнет» находятся в стадии серийного производства и полностью удовлетворяют требованиям моряков.

    Что касается «вертикалки» AV-8B, наличие подобной техники в составе авиации КМП вызывает больше вопросов, чем ответов. Не проще ли вызвать звено нормальных истребителей/бомбардировщиков с ближайшей авиабазы, чем пытаться «впихнуть» эти недосамолеты на тесные палубы таких же недоавианосцев (универсальных десантных кораблей типа «Уосп»)? И применение СВВП F-35B здесь не панацея.

    Получить самолеты нового типа – это всегда приятно. Другое дело, что новые истребители должны в чем-то отличаться от «устаревшей» авиатехники в положительную сторону. Здесь и возникает главный конфуз. При всей кажущейся внешней футуристичности, F-35 не имеет особых преимуществ перед машинами предыдущего поколения.

    «Лайтнинг» не блещет летными данными: его тяговооруженность, нагрузка на крыло, значение устоявшейся скороподъемности – все осталось на уровне истребителей четвертого поколения! Отсутствует даже такая интересная особенность, как управляемый вектор тяги - хотя, казалось бы, уже давно пора обзавестись подобной системой – даже в «лапотной» России налажен серийный выпуск истребителей, оснащенных двигателями с ОВТ.

    Спор о «полете на сверхзвуке без форсажа» не имеет значения: во-первых, F-35 не умеет этого делать. Во-вторых, «сверхзвук без форсажа» не является приоритетом современной авиации – боевые возможности истребителей определяются десятками других, гораздо более важных параметров.


    F-35A с макетами ракет JSM (Joint Strike Missile) на внешних подвесках. Источник: theaviationist.com
    Источник: theaviationist.com

    Совершенно очевидно: создатели F-35 сделали ставку на совершенную бортовую электронику и малозаметность. «Лайтнинг» первым заметит противника и первым нанесет сокрушительный удар с предельной дистанции, так и оставшись незамеченным для вражеских радаров. Расчет совершенно верный, но есть один важный момент:

    Вся суперэлектроника и меры по снижению заметности, реализованные в проекте F-35, могли быть успешно внедрены в конструкцию истребителей четвертого поколения!

    В итоге мы имеем простейшую логическую цепочку:

    1. Новая «платформа» не дала никаких преимуществ - ЛТХ «Лайтнинга» остались на уровне F-16 и F/A-18.

    2. Высокотехнологичная «начинка» F-35 не требует создания под нее специального носителя – все системы прекрасно интегрируются в конструкцию существующих машин.

    Вердикт очевиден: не было никакой необходимости в создании с «нуля» нового легкого истребителя. Существование «Лайтнинга» не оправдано ничем, кроме непомерной жадности менеджеров компании «Локхид-Мартин», убедивших в своей правоте руководство Пентагона.

    Что касается настоящих «истребителей пятого поколения» - похоже, что час этих машин еще не пробил. Современная наука не может предложить ничего, что бы могло радикально увеличить возможности боевой авиации.

    Удар в спину F-35

    Жалкое существование F-35 было внезапно потревожено известием о появлении грозного конкурента. Кто же «подложил свинью» новейшему американскому истребителю? Кто замышляет козни против ВВС США? Снова эти непредсказуемые русские со своим Sukhoi PAK FA? Или коварные азиаты, что скопировали F-35 и теперь продают бесчисленные копии в каждом лотке на Китайском рынке?

    Честное слово, вы будете смеяться. Подножку американскому истребителю F-35 подставила американская фирма «Боинг». Смертельно оскорбленные победой конкурентов (предложенный «Боингом» концепт Х-32 вчистую проиграл концепту Х-35 фирмы «Локхид-Мартин»), топ-менеджмент «Боинга» сел за стол, и после короткой фазы депрессии, решил обратить обидный проигрыш в свое преимущество (американцы, люди прагматичные). Пусть конкуренты позорятся со своим F-35, мы не станем повторять их ошибок и сыграем на опережение!


    Экспериментальный самолет Boeing X-32, главный конкурент X-35 (будущего F-35)

    Источник: Военное обозрение

    Денег было немного – рассчитывать на финансирование со стороны государства не приходилось, все тендеры выиграл «Локхид Мартин». Разработку нового истребителя «с нуля» собственными силами «Боинг» потянуть не мог. Вывод напрашивался очевидный: модернизация имеющихся моделей.

    Тут взор специалистов «Боинга» обратился к самолету F/A-18 модификации E/F «Супер Хорнет».

    Что это за зверь «Супер Шершень»? Палубный истребитель-бомбардировщик поколения 4+

    Легкий, надежный, универсальный. Двухдвигательная компоновка. Полная интеграция в структуру вооруженных сил США. Внушительная история службы - помимо Штатов, семейство «Шершней» стоит на вооружении семи стран мира. Основной боевой самолет авиации КМП и единственный истребитель-бомбардировщик, остающийся на палубах американских авианосцев после списания F-14 «Томкэт» в 2006 году. Есть чем гордиться.


    Тихий Океан (24-е апреля 2013-го года) палубный самолет F/A-18E Super Hornet из четырнадцатой ударной истребительной эскадрильи Tophatters ("лихие летчики") во время полетов над авианосцем USS John C. Stennis (CVN 74). Авианосная ударная группа Джон К. Стеннис возвращается из восьмимесячного развертывания в зоне ответственности 5-го и 7-го флотов США. (Фото специалиста массовых коммуникаций Игнасио Д. Переса (Ignacio D. Perez), ВМС США). Источник: strategypage.com
    Источник: strategypage.com

    «Супер Хорнет» (принят на вооружение в 1999 году) – не простая модернизация истребителя «Хорнет». Это полностью новый самолет, свободная импровизация на базе F/A-18 – планер, двигатель, БРЭО - изменилось решительно все. Размах крыла вырос на 20%, масса пустого самолёта — на 3 тонны по сравнению с исходной конструкцией. Емкость топливных баков F/A-18E превосходит баки «Хорнета» на треть, боевой радиус увеличен на 40%.

    Главным направлением модернизации было выбрано снижение заметности самолета. Коробчатые гондолы двигателей с искривленными каналами воздухозаборников, качественная «подгонка» и выравнивание стыков деталей, устранение зазоров и полостей-резонаторов, пилообразные сочленения поверхностей. Обеспечено широкое внедрение радиопрозрачных и радиопоглощающих материалов – по утверждению представителей «Боинга» на F/A-18E и 18F реализован самый масштабный комплекс мер по снижению заметности среди всех современных истребителей, за исключением «стелс»-самолетов F-35 и F-22.

    Вот с этого и следует начинать!

    Обсудив все вопросы, «Боинг» принял решение создавать будущего конкурента F-35 на основе своего «Супер Хорнета». А почему бы и нет?

    Даже стандартный «Супер Хорнет» здорово смотрится на фоне F-35. Летные данные и боевая нагрузка F/A-18E (одноместный вариант) абсолютно идентичны параметрам «Лайтнинга». Самолет проверен в бою, надежен и неприхотлив.

    Что касается «начинки» - здесь возможности модернизации «Супер Шершня» практически неограничены – именно это продемонстрировал новый самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G «Гроулер» на базе двухместной модификации F/A-18F.

    «Гроулер» известен тем, что пару лет назад в одном из тренировочных воздушных боев «забил» направленными помехами F-22 «Рэптор», а затем условно уничтожил "противника" ракетным оружием. Новость вышла за рамки официальных докладов и стала объектом едких шуток на зарубежных авиафорумах в стиле: «А все ли мы правильно сделали? Может, стоит сменить «Рэпторы» на EA-18G»?

    Т.е. резерв полезной нагрузки «Супер Хорнета» позволяет установить на планер практически любую радиоэлектронную систему: радар с АФАР, систему ИК-датчиков кругового наблюдения, станцию постановки активных помех или оптико-электронный прицельный комплекс для работы «по земле».

    Взвесив все «за» и «против», компания «Боинг» объявила о начале программы Super Hornet International Roadmap. Как явственно следует из названия, «Боинг» активно идет на контакт с иностранными разработчиками, контрагентами и возможными покупателями. Конструкция истребителя нового поколения, который получил название «Сайлент Хорнет» (бесшумный шершень – намек на «стелс»), в максимальной степени подготовлена под установку любого оборудования зарубежного производства – по желанию заказчика.

    Презентация программы прошла на аэрокосмическом салоне «Фарнборо-2010» . Через год из красивого эскиза на бумаге выросла настоящая машина «в металле» - прототип для исследования основных наработок по программе «Сайлент Хорнет», продемонстрированный на международной выставке Aero India 2011 (авиабаза Елаханка, Бангалор).

    Внешний осмотр дает следующую картину: самолет «впитал» еще больше элементов технологии «стелс» - главной «изюминкой» стал подфюзеляжный подвесной контейнер, выполненный в соответствии с требованиями малозаметности. «Боинг» не стал «издеваться» над исходной конструкцией, пытаясь найти место под внутренний отсек вооружения, а просто вынес ракеты на внешнюю подвеску, прикрыв их радиопоглощающим «колпаком», образующем единый профиль днища самолета. Если же цель обозначена, как «нанесение ударов по наземным целям» - место съемного стелс-контейнера займут обычные бомбы, ПТБ, прицельно-навигационные контейнеры или др. оборудование.

    Было кое-что еще: «стеклянная кабина» нового поколения с широкоформатными индикаторами тактической обстановки с возможностью микширования информации (одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков) – как и положено настоящему «истребителю пятого поколения».

    На корпусе «Сайлент Хорнета» появились специфические «наплывы» - конформные топливные баки, обеспечивающие межконтинентальную дальность полета. Кроме того, янки обещают новые двигатели и всеракурсную систему обнаружения выпущенных ракет, подобную AN/AAQ-37, что устанавливается на F-35.

    Новое поколение Super Hornet будет иметь повышенную боевую живучесть, ситуационную осведомленность и эффективность.

    - Вивек Лалл, вице-президент компании «Боинг»

    В общем, появление «Сайлент Хорнета» не обещает ничего доброго для F-35. Обновленный в очередной раз F/A-18 имеет аналогичные ЛТХ, боевую нагрузку, БРЭО и стелс-элементы. При этом «Сайлент Хорнет» идет по демпинговой цене, хорошо зарекомендовал себя в бою и имеет репутацию мощного, надежного и универсального самолета. Неслучайно тематические издания мгновенно окрестили машину, как JSF-killer (Joint Strike Fighter – программа по созданию F-35).

    Зарубежные операторы истребителей семейства «Хорнет», среди которых в настоящее время числятся Канада, Австралия, Кувейт, Финляндия, Испания, Швейцария и Малайзия, уже имеют подготовленную инфраструктуру и накопленный опыт эксплуатации подобных самолетов, потому с огромным интересом рассмотрят возможность закупки обновленного «Хорнета», чьи возможности соответствуют разрекламированным F-35.

    Первый шаг уже сделала Австралия – 29 января 2013 года представители Канберры объявили об отмене планов о закупке истребителей F-35, в пользу F/A-18F Super Hornet (24 истребителя, сумма контракта $2 млрд.). Не исключено, что новые австралийские F/A-18F приобретут многие черты «Сайлент Хорнета».

    Что касается самих Штатов, совершенно очевидно, что существующие планы по закупке 327 F-35C для палубной авиации ВМС и 353 «вертикалок» F-35B для авиации КМП не смогут удовлетворить потребности американских военных – половина эскадрилий продолжит летать на «Супер Шершнях», а, в перспективе, на «Сайлент Хорнетах».

    Вот такая забавная история – экспромт «Боинга» создал Большие Неприятности программе F-35 JSF, и теперь неизвестно, как два авиастроительных гиганта будут делить между собой рынок тактической авиации.

    Эпилог. Российским разработчикам авиационных вооружений стоит проанализировать опыт западных коллег. Возможно, постоянная эволюция истребителей четвертого поколения – ключ на пути к созданию пятого поколения этой великолепной техники.

    http://www.militaryparitet.com/

    http://www.aex.ru/

    http://airwar.ru/

    http://www.militaryphotos.net/

    Олег Капцов

    Права на данный материал принадлежат Военное обозрение
    Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
    Категория: Наше время | Добавил: Mig-29 (29.06.2013)
    Просмотров: 864 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Форма входа

    » Поиск
    » Порталы
    Центральный музей ВВС РФ
    » Периодика
    » Обновления Форума
  • Су-17м4 в масштабе 1:48 из набора фирмы Eduard. (30)
  • Тяжелый перехватчик Сухого Т-37. (3)
  • » Новые фотографии
    » Менеджеры Файлов
    » Модельные Магазины
    » Малый Бизнес
    Фототравление GoNzA      
    » Наш опрос
    Какое направление в моделировании Вы предпочитаете?
    Всего ответов: 19
    » Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 19
    Гостей: 19
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024