При словах "отечественное производство " у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет100 - абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал… На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет… Оригинал статьи: sergeydolya.livejournal.com В самом начале хочу выразить огромную благодарность PR службам Сухого и ОАК за возможность попасть на это производство. Снимать здесь запрещено, но для нас сделали исключение: Современные самолеты создаются "в цифре". Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей. Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года: Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета: В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ: Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук: Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку: Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека: Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление: Вручную лишь устанавливают заготовки: Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: "Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее". Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал: Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО: Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было "выстругано" из большого куска алюминия на фрезеровочных станках: В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером: Лазером же вырезают мелкие детали: В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе: Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования: Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме: Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм: Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке: После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии: Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая "палетой": Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок: Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек: Разметка установки технологического крепежа производится вручную: Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим: После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка: По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета: Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта: Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали: Стапель сборки лонжерона крыла: Наушники – обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке: Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ): Центроплан - центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак: Цех, в котором собирают крылья: В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла: Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов: На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта: Все они закрываются подобными съемными крышками: Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака: В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой: Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа: В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают: Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел: И устанавливают его в фюзеляж: После установки его накрывают технологическим полом: Под ним расположен багажный отсек: Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде: Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные: В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо. Кроме неба будут девушки и, естественно, самолеты. Stay Tuned!
Оригинал статьи: sergeydolya.livejournal.com |