Постройка стендовых моделей копий в различных масштабах.
Авиационная, Бронетанковая, Автомиобильная техника. Флот и пр...
Понедельник, 06.05.2024, 22:38
» Меню сайта
» Категории раздела
Период WWI и ранее. [12]
Между двумя войнами [2]
Вторая Мировая Война [4]
С 1945го по 60е годы [3]
Наше время [63]
» Горячие Клавиши
. .
» Видео Уроки
» Новые статьи
[31.08.2018]
[Наше время]
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое? (4)
[26.04.2018]
[Наше время]
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения. (4)
» Новостные Ленты
  • » Сообщество Форумов
    ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!   SkyFlex Interaeractive - Русский авиамодельный сайт
    » Галереи Техники
  • » 2D 3D Изображения
    » Мои WEB проекты
    » Кнопка Сайта
  • Главная » Статьи » История авиации » Период WWI и ранее.

    К вопросу об эмблематике и обозначениях отечественной авиации начального периода развития (1909 – 1913 г.г.)

    К вопросу об эмблематике и обозначениях отечественной авиации начального периода развития (1909 – 1913 г.г.)

    Б.Ю. Степанов, М.А. Хайрулин.

    12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ №397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. 12 августа принято считать началом создания военной авиации России.


    Русская военная авиация с самого зарождения была тесно связана с историей развития отечественных добровольных общественных организаций. Наша общественность старалась ускорить процесс становления авиации в России. С этой целью 13 декабря 1909 года Академия наук организовала собрание членов Совета министров. Выступивший на нем с докладом академик Б. Б. Голицын резко критиковал Военное, Морское и прочие министерства за бездеятельность в вопросе постановки дела воздухоплавания и авиации в России. Правительство в ответ на предложение организовать межведомственную комиссиию из представителей власти, науки и общественности с целью объединения усилий в создании научных и экономических основ для развития этой отрасли, ответило отказом, постановив (15.12.1909г.), что «усовершенствование способов в воздушном пространстве и практические испытания новых изобретений должны составлять преимущественно предмет частной деятельности… Главным движителем в развитии авиации и воздухоплавания должна стать заинтересованность отдельных лиц и частных учереждений». Таковые лица и учереждения в России уже имелись, старейшими из них были Императорский Всероссийский и Одесский аэроклубы, а так же Отдел Воздушного Флота.


    Императорский Всероссийский и Одесский Аэроклубы.

    11 марта 1908 г., в Одессе был создан Аэроклуб – один из первых в России. Самым известным из его членов стал знаменитый спортсмен велогонщик С.И. Уточкин, приступивший к постройке аэроплана собственной конструкции. Кстати, протоколом Клуба от 30 марта 1910 г. было объявлено: «… 1. принять под патронаж и флаг Одесского Аэроклуба полеты в 1910 г. С.И. Уточкина на аэроплане типа Г. Фармана. 2. подвергнуть его испытанию для выдачи ему грамоты на звание пилота-авиатора…».
    Понимая важность и значимость нового начинания, Общее Собрание Аэроклуба пришло к выводу, что необходимо создать нагрудный знак, который с гордостью будут носить члены Клуба, обладающие особой степенью корпоративного единения и причастных к решению важных государственных задач.
    История российских знаков отличия богата и впечатляюща. Жетоны и нагрудные знаки возникли и быстро распространились в XIX в. Особую популярность приобрели нагрудные знаки, ставшие законным и непременными атрибутами форменной одежды. Российские знаки отличия всегда отличались разнообразием форм и идей, высоким художественным уровнем исполнения. Система утверждения знаков самим Императором исключала дилетантский подход к его разработке, а их исполнение в лучших традициях ювелирных мастеров наполняло гордостью владельцев таких знаков. Их весьма уважали и ценили.

    Большинством голосов Общее Собрание Одесского Аэроклуба 16 апреля 1909 г. утвердило новый знак. Основу знака составляет вытянутый овальный серебряный лаврово-дубовый венок - символ славы и крепости. Кстати, такой венок является одной из общепризнанных эмблем всех представителей силовых структур нынешней России. В центральной части знака – изображение летного поля, покрытое зеленой эмалью. На фоне летного поля силуэт накладного, золотого воздушного шара. В верхней части знака стилизованный накладной силуэт аэроплана (сиситемы Блерио), развернутый в три четверти, из серебра. Крылья последнего чуть выступают за пределы венка с обеих сторон. В верхней части фалеронима аббревиатура из трех букв золотом ОАК, опирающаяся основанием на центральную часть аэролана. На этом же собрании был утвержден и флаг Клуба, представляющий собой белое поле с изображением знака Клуба в центральной части.


    29 января 1908 года в Санкт-Петербурге был организован Всероссийский аэроклуб. После того, как Николай II взял его под свое покровительство, он стал назваться Императорским. Как и положено подобному учереждению он имел собственную эмблему и флаг. Эмблема эта представляла из себя серебрянную восьмиконечную звезду с наложенным на неё золотым крылатым якорем (традиционной воздухоплавательной эмблемой) с лазоревым щитом, на котором была нанесена золотом аббревиатура клуба (ИВАК).


    Флагом клуба являлось белое полотнище с государственным триколором в крыже и эмблемой ИВАК в противоположном конце которого.

    Аналогичную эмблему имел и вымпел клуба появившийся несколько позже.

    Эмблема использовалась как нагрудный знак и кокарда головных уборов членов клуба.

    Флаг клуба мог использоваться при полетах воздухоплавательных судов, украшения зданий строений и помещений в приличиствующих тому случаях. С тех пор как Коломяжский ипподром на севере Петербурга, столь популярный у публики, стал использоваться для показательных полетов первых летательных аппаратов, на нем можно было увидеть флаги ИВАК`а.

    Кроме этих двух старейших добровольных объединенй пионеров аэронавтики, в России существоали и прочие общества и клубы связанные зачастую с автомобильным спортом.

    В Риге находился основанный в 1910 году Балтийский автомобильный и аэроклуб.

    Отдел Воздушного Флота (ОВФ).


    Начало полетов, Блерио лейтенанта Буксгевдена выводят на беговую дорожку Коломяжского ипподрома, рядом на флагштоке развевается флаг ОВФ.

    Справедливости ради необходимо отметить, что на успехи мировой авиации обратили внимание и члены Императорской семьи. Великий Князь Александр Михайлович – председатель Особого Комитета по сбору пожертвований на военный флот, обратил внимание на возможное в будущем серьезное значение авиации в военном деле. Он пришел к убеждению, что положить начало созданию в России военного воздушного флота «… задача несравненно более важная, чем усиление морского флота одним минным крейсером».

    Мнение Князя нашло полное подтверждение в ответах на обращение Императора к пожертвователям, опубликованное в газетах в конце 1909 г. Практически все высказались за немедленное вкладывание оставшихся неизрасходованных на строительство морского флота сумм и создание воздушного флота. Собрание Комитета по сбору пожертвований 30 января 1910 г. постановило ходатайствовать перед Императором об использовании оставшихся 900 000 руб. на создание военного воздушного флота и о разрешении Комитету продолжить сбор добровольных пожертвований на ту же цель.

    Думаю, читателю будет интересно узнать и сравнить по категориям некоторые результаты сбора добровольных пожертвований:
    Пожертвования купечества
    По мнению членов Комитета, купечество отнеслось к призыву более чем скромно и дало всего 507 652 руб. и 73 коп. Это составило 3 % от общего поступления. Крупных пожертвований было всего пару, а именно:
    – 30 000 руб. (шлиховым золотом) от Б.И. Золотарева (Чита);
    – 25 000 руб. от Рижского биржевого Общества.
    Пожертвования духовенства
    Всего было пожертвовано 591 873 руб. и 16 коп. Это составило 3,4 % от всех пожертвований. От Санкт-Петербургской губернии поступило по 25 000 руб. из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. От Киево-Печерской Лавры поступило 30 000 руб. Духовенство Киевской губернии дало 45 578 руб. и 46 коп., Московской – 19 377 руб. и 93 коп., Рязанской – 22 811 руб. и 88 коп. Вместе с этим было три единовременных пожертвования по 5 000 рублей каждое: от настоятеля и братии Чуржинской Никольской пустыни Астраханской губ., Иркутского Вознесенского св. Иннокентия монастыря и Воскресенского «Ново-Иерусалимского» монастыря (Московской губ.).
    Пожертвования рабочих, приказчиков и мелких рабочих
    Эта группа дала 126 883 руб. и 05 коп. или всего 0,8 %. От Санкт-Петербургской губ. поступило 38 031 руб., Московской – 8 711 руб. и 18 коп., Области Войска Донского – 5 362 руб. и 06 коп.
    Пожертвования крестьян
    Крестьяне наиболее отзывчиво отнеслись к идее о постройке флота. Всего было собрано 1 997 259 руб. и 61 коп. или 11,5 %. От Казанской губ. – 98 046 руб. и 68 коп., Оренбургской – 77 289 руб. и 75 коп., Бессарабской – 52 787 руб. и 28 коп., Области Войска Донского – 59 777 руб. и 58 коп. Кроме того, «инородческое» население Ставропольской губ. – 353 458 руб. и 95 коп. и Ферганской области – 112 699 руб. и 69 коп. А вот только одно Общество станицы Новочеркасской дало 15 000 руб.!
    Пожертвование учащихся всех ведомств, кроме военного и морского
    Эта группа сочувственно отнеслась к пожертвованиям. Большое число сельских и низших школ прислали свои копейки, которые, в общем, составили 207 506 руб. и 90 коп. или 1,6 %. Санкт-Петербургская губ. – 31 257 руб. и 74,05 коп., Московская – 12 057 руб. и 02 коп., Екатеринославская губ. – 8 740 руб. и 76 коп., Варшавская – 6 192 руб. и 19 коп.
    Самое крупное единовременное пожертвование поступило от профессора И.Е. Репина – 5000 руб.

    Для увеличения потока денежных средств на общем Собрании Комитета, которое состоялось 24 мая 1912 г. постановили: «1. Испросить Высочайшее Соизволение на учреждение в Комитете нагрудного знака для лиц обоего пола, с распространением его среди населения при условии, что за пожертвование в 500 рублей выдавать золотой знак, в 100 рублей серебряный, за более выдающиеся крупные пожертвования испрашивать особые награды и, кроме того, в некоторых случаях за особые труды и заслуги в деле содействия Комитету выдавать нагрудный знак бесплатно;
    2. Выпустить согласно постоянно поступающим просьбам, недорогие жетоны (трехрублевого достоинства) для ношения на цепочке, чтобы каждый, внесший свою лепту на нужное Родине дело, имел о том память…»
    25 июня того же года Император дал Соизволение на учреждение нагрудного знака.
    Знак Комитета по усилению воздушного флота.
    500 рублей. Много это или мало? Изучив периодику того времени, мне удалось собрать некоторые расценки, взятые из разных источников (по Москве): лечение в Преображенской больнице обходилось пациенту в 6 руб. 60 коп. за месяц, а в Алексеевской – в 15 руб. Поход в баню обходился в 5 коп., а проживание в «Доме дешевых квартир» с отоплением и электричеством – 10 руб. в месяц за квартиру (не путать с ночлежкой – 3коп. за ночь), проезд в трамвае с 7 до 8 утра – 3 коп., днем от 5 до 8 коп. Посещение музея стоило от 15 до 20 коп., а зоопарка – 35 коп. Цены на продукты за пуд Вас тоже удивят: Мясо – 4 руб. с мелочью, свинина стоила еще дешевле. Масло - 13 руб., мед – 9 руб., капуста – 4 руб., соль – 1.20, а картошка – 50 коп. Один литр бензина стоил 2.60, а покупка автомобиля – 7000 руб. Чернорабочий получал 25 рублей, маляр – 38, слесарь – 60, а кузнец – 75 рублей. Зимой платили больше. Оклад генерал-майора для особых поручений составлял – 312руб. Вот, что такое пятьсот рублей. В воспоминаниях Р. Малиновского есть упоминание о том, что обед в те годы стоил 25 копеек, а теплое пальто – 2 рубля.

    Знак Комитета по усилению воздушного флота представляет собой овальной формы лавровый золотой венок с ярко выраженным основанием - расходящимися ветвями. Верхнюю часть знака венчает накладной двуглавый, из серебра орел, на голове которого золотая Императорская корона. На груди орла закреплен малый золотой щиток с изображением Святого Георгия Победоносца. Орел занимает 1/3 часть знака. В центральной части знака – стилизованный накладной щит (греческий, или амазонский), вытянутый по ширине к венку с загнутыми по краям верхними концами. В геральдике используется крайне редко. Щит покрыт темно-синей эмалью. Борта золоченые. На щите накладное изображение аэроплана (в три четверти), предположительно «Ньюпора IV». Центральную композицию венчает лента бирюзовой эмали с бантом в нижней части. По ленте надпись: в верхней части – Воздушный Флот, в нижней – Сила России.
    Существовали и знаки меньших номеналов, а также жетоны в плоть до самых дешевых для так называемого «кружечного сбора».

    Жетон пожертвователя на строительство Воздушного флота для ношения на пуговице.
    Жетон Пожертвователя на строительство Воздушного флота овальной формы. Венок лавровый, перекрещивающейся верхней части, из золота. Центральную часть жетона занимает изображение из серебра аэроплана (системы Блерио) видом сверху. Причем крылья аэроплана находятся под венком и чуть выступают с обеих сторон, а фюзеляж и стабилизатор над венком и тоже выступают над основанием знака. Венок и фюзеляж аэроплана обрамляет голубой эмали лента с надписью: «Воздушный флот – Сила России». Над венком припаяно ушко, с помощью которого жетон крепился к цепочке. Чуть позже, 3 декабря 1912 г. был утвержден жетон с цепочкой для ношения на пуговице, который представлял собой аэроплан, над которым находится двуглавый орел, держащий в лапах свисающий книзу эмалевый Андреевский флаг. В дальнейшем этот жетон несколько видоизменили. На Андреевском флаге появилась еще одна синяя полоса, символизировавшая пятый, т.е. воздушный океан.

    Для ОВФ также был учрежден специальный флаг, который можно было использовать и при полетах на аппаратах тяжелее воздуха. Он имел вид белого вымела треугольной формы с гоударственным триколором в основании и синей обревиатурой организации на белом поле. Флаг можно было привязывать к стойкам и растяжкам их планеров. Вскоре аналогичным вымпелом обзавелся и ИВАК.


    Существовали и другие варианты выполнения флага общества.

    В данном случае он был накрашен на перкали рулевого управлениея одного их первых аппаратов системы Фармана, приобретенного ОВФ для авиационной школы в Севастополе.

    Первая организация военнной авиации 1911г. и её обозначения.


    Фарман VII №16 из 2-го отряда Авиационного батальона ОВШ (Офицерской Воздухоплавательной Школы), Гатчина 1912 - 1913 гг.

    Бурная деятельность первых аэроклубов и ОВФ вскоре позволила военным, задуматься об организации Военного воздушного флота России. В соответствии с этим Воздухоплавательный отдел Главного Инженерного Управления (ГИУ) разработал план создания воздухоплавательных средств и реорганизации воздухоплавательных частей, и уже осенью 1910 г. начальник ГИУ направил Военному министру в дополнение вышеназванному плану проект создания авиационной службы. Основные положения проекта Военный министр в 1911г. представил Николаю II в виде докладной записки, в которой прикрепленире авиационных отрядов к 18 воздухоплавательным ротам мотивировал следующим образом: «18 авиационных отрядов пока предполагается содержать при существующих воздухоплавательных ротах. Такое положение обуславливается как общностью задач, возлагаемых на роты и отряды, так и условиями специальной подготовки летного состава, снабжения и довольствия техническим имуществом отрядов; … авиационные отряды будут организованы таким образом, что во всякое время будет возможна их передача штабам и войсковым частям в зависимости от потребностей».


    «Фарман VII» военного комитета МОВ (Московского Общества Воздухоплавания) на котором Габер-Волынский совершил перелет из Москвы в Богородск, 15 сентября 1912 г.

    Исходя из результатов маневров, 21 сентября 1911г. ГИУ предолжило Военному министру план формирования авиационных отрядов на 1912г., согласно которому в первую очередь должны быть сформированы отряды при водухоплавательных частях, дислоцирующихся в городах Гродно (Виленский военный округ (ВО), Киеве (Киевский ВО), Новогеогиевске (Варшавский ВО), Карсе (Кавказский ВО), Чите (Иркутский ВО) и в селе Спасское (Приамурский ВО) и во вторую очередь – в крепостях: Ковно, Осовец, Севастополь и Брест – Литовск – всего десять авиационных отрядов. Остальные восемь предполагалось сформировать в следующем 1913 году. В каждом из них должно было быть четыре биплана «Фарман VII» для разведки и два связных моноплана «Блерио XI».
    Теперь становится понятно, почему в этот период в качестве опознавательных знаков гоударственной принадлежности наши военные самолеты должны были нести присвоенный воздухоплавательным частям флаг, который мог быть выполнен, как в традиционном матерчатом виде, так и нарисован красками на перкали их планеров.


    Фарман VII № 12 из 2-го отряда Авиационного батальона ОВШ, Гатчина 1912 - 1913 гг.

    Тогда же была разработана первая система отрядных обозначений, но обратимся к документу:
    «Командир 4-й воздухоплавательной роты
    20 февраля 1913 года
    Кр. Ковна
    В воздухоплавательную часть ГУГШ.
    Рапорт.
    Отличительным дневным знаком на аппаратах авиационного отряда вверенной мне роты установлен чёрный диск, 1 аршин в диаметре, помещенный на правой добавочной поверхности снизу.
    Приложение: 3 фотографических снимка аппарата "А.Фарман VII" с отличительным знаком. Подполковник барон Нольде.»




    Авария старшего унтер-офицера И.Спатареля Гродненского крепостного авиационного отряда, осень 1913 г. На нижнем крыле его "Фармана VII" сохранилась продольная черная полоса, прежнее обозначение авиационного отряда при 5-й воздухоплавательной роте, которым был до реформы этот отряд.

    Изучение фотографий той эпохи подтверждает документальные находки, так отличительным знаком аппаратов 5-й воздухоплавательной роты (кр. Ковно) была продольная черная полоса вдоль всего нижнего плана, 6-й (кр. Осовец) чёрный диск на левой нижней консоли, авиационных отрядов при Офицерской Воздухоплавательной Школе (ОВШ) одна или две поперечные черные полосы на правой нижней консоли, и т. д. и т. п. Все эти обозначения наносились исключительно на нижние поверхности аэропланов, так как предназначались для распознования их наземными войсками. Просуществовала эта система два последних довоенных года и была сменена новой на кануне первой мировой войны.


    "Фарман VII" на Мокотовском поле, Варшава.

    Категория: Период WWI и ранее. | Добавил: Mig-29 (16.09.2014)
    Просмотров: 1318 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Форма входа

    » Поиск
    » Порталы
    Центральный музей ВВС РФ
    » Периодика
    » Обновления Форума
  • Су-17м4 в масштабе 1:48 из набора фирмы Eduard. (30)
  • Тяжелый перехватчик Сухого Т-37. (3)
  • » Новые фотографии
    » Менеджеры Файлов
    » Модельные Магазины
    » Малый Бизнес
    Фототравление GoNzA      
    » Наш опрос
    Какое направление в моделировании Вы предпочитаете?
    Всего ответов: 19
    » Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024