Постройка стендовых моделей копий в различных масштабах.
Авиационная, Бронетанковая, Автомиобильная техника. Флот и пр...
Четверг, 21.11.2024, 22:00
» Меню сайта
» Категории раздела
Лента Новостей [7428] Стендовое Моделирование [122]
» Горячие Клавиши
. .
» Видео Уроки
» Новые статьи
[31.08.2018]
[Наше время]
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое? (4)
[26.04.2018]
[Наше время]
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения. (4)
» Новостные Ленты
  • » Сообщество Форумов
    ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!   SkyFlex Interaeractive - Русский авиамодельный сайт
    » Галереи Техники
  • » 2D 3D Изображения
    » Мои WEB проекты
    » Кнопка Сайта
  • Главная » 2016 » Сентябрь » 13 » 40 лет назад МиГ-25 приземлился в Японии. (Technet.cz, Чехия)
    10:16
    40 лет назад МиГ-25 приземлился в Японии. (Technet.cz, Чехия)
    Ровно 40 лет назад, шестого сентября 1976 года, на американцев с неба "свалился" один из самых больших подарков, какой только они могли получить. Этим подарком был секретный и вселявший страх "суперистребитель" МиГ-25. На нем в Японию прилетел советский пилот Виктор Беленко.
    В первой половине 1960-х годов в Советском Союзе разрабатывался истребитель-перехватчик для уничтожения высокоэффективных, то есть сверхзвуковых бомбардировщиков с потолком более 20 километров, (не очень распространенного B-58 "Хастлер" с максимальной скоростью М=2 и разрабатываемого, но затем забытого истребителя "Валькирия" (М=3)), а также самолетов-разведчиков (SR-71 "Черный дрозд").
    Весной 1964 года в небо поднялся первый прототип мощного самолета с двумя двигателями Е-155, то есть прообраз будущего МиГа-25. Публике новый истребитель был представлен в 1967 году на дне авиации на аэродроме Домодедово под Москвой. Правда, представлением это назвать было трудно - зрители и западные наблюдатели видели в воздухе только четверку прототипов и предсерийных самолетов, которую комментатор представил как истребители, в три раза опережающие скорость звука, не вдаваясь в подробности. МиГ-25 был строго засекречен.
    Советская авиация приняла серийные МиГи на вооружение в начале 70-х годов: сначала поступила разведывательная модификация (основное типовое обозначение МиГ-25Р), а чуть позже - истребители-перехватчики (МиГ-25П). Задача перехватчиков заключалась в быстром подъеме на требуемую высоту, установлении цели и уничтожении ее авиационной управляемой ракетой. Еще позже появился самолет оперативной разведки - бомбардировщик (МиГ-25РБ), который мог нести бомбы - как правило, обычные, весом 500 килограммов при максимальной массе нагрузки четыре тысячи килограммов. Слабой стороной МиГ-25 была недостаточная маневренность, что не очень мешало истребителю-перехватчику, не говоря уже о других модификациях. Другим недостатком была малая дальность из-за двигателей с большим расходом топлива. А это была уже серьезная проблема (радиус действия при неэкономном полете с частым использованием форсажа мог составлять всего 300 километров).

    По кодификации НАТО МиГ-25 назывался "Фоксбат". Обрывочные донесения о нем, включая агентурные снимки советских аэродромов, а также некоторые достижения МиГ-25 в скорости и потолке, зафиксированные организацией FAI (Международной авиационной федерацией) как рекорды, или радарами во время пролетов над Израилем, вызывали страх у западных экспертов. Зафиксированное скоростное ограничение М=3,2 считалось для него стандартной скоростью, а практический потолок МиГа-25, как предполагали, достигал двух тысяч километров. Самолету приписывали значительно более высокую маневренность, чем та, которой он обладал на самом деле, а в модификации бомбардировщика МиГ-25 вселял страх как потенциальный носитель атомных бомб.

    Щедрый подарок Виктора Беленко

    Новый МиГ-25 высоко оценивало не только американское ЦРУ, но и сами пилоты, которые отзывались о нем как о лучшем истребителе своего времени (по крайней мере, на публике). Поэтому партия доверяла МиГи-25 самым лучшим летчикам-истребителям. Одним из них был и лейтенант Виктор Иванович Беленко.

    Беленко летел на МиГе-25 в 513-м полку ПВО, дислоцированном на авиабазе Чугуевка примерно в 200 километрах от Владивостока. Резкий контраст между идеями, которые проповедовала коммунистическая партия, и реальностью, которую лейтенант видел вокруг себя, привели его к решению бежать из Советского Союза. 6 сентября 1976 года во время регулярного тренировочного полета Беленко воспользовался моментом и взял курс на восток в Японию, реализовав тем самым уже давно подготовленный план побега.

    Беленко немного отклонился от курса и вместо авиабазы Титосе на остатках топлива долетел до гражданского аэропорта в Хакодате. К счастью, он не протаранил ни одного пассажирского самолета, хотя был к этому близок, а только повредил переднее шасси МиГа и кое-что из оборудования аэропорта. Испуганный Беленко некоторое время бегал вокруг своего самолета и несколько раз выстрелил в воздух из личного оружия, боясь, что собирающиеся зеваки повредят самолет. Вскоре Беленко попросил политического убежища в США.

    Вскоре после этого беглец был доставлен в Соединенные Штаты. Беленко, обработанный советской пропагандой, адаптировался не сразу. Например, полные магазины он считал камуфляжем ЦРУ.

    Но между агентами спецслужб и Беленко быстро установилось взаимное безграничное доверие, и советский пилот на протяжении нескольких месяцев сотрудничал с разными экспертами, которых интересовала советская авиация и ее техника и тактика - в том числе рутинная работа на базах, где нередко прибегали к использованию охлаждающего и антиобледенительного средства - этанола. Информация, переданная Беленко американцам, была для них такой же ценной (если не более ценной), как осмотр самого МиГа-25.

    Прежде чем Беленко вообще успел приземлиться в Японии, на советской стороне всех уже охватил ужас. Сначала якобы оставалась "надежда", что пилот заблудился или разбился, но вскоре и она рассыпалась. СССР старался, во что бы то ни стало, вернуть дезертира и секретный самолет домой. Чиновники напрасно требовали и угрожали - обратно Беленко им не выдали. Сам самолет пришлось вернуть, но за счет намеренных проволочек у американцев было более двух месяцев для его детального изучения. В итоге МиГ-25 вернули в разобранном виде в нескольких ящиках. В СССР самолет снова собрали, но больше он никогда уже не летал и использовался для обучения на земле.

    МиГ-25 под "рентгеном"

    В Хакодате на МиГ-25 Беленко практически моментально набросились американские и японские эксперты. Деталь за деталью самолет разобрали, не переставая при этом удивляться. Сначала специалистов удивила примитивность использованных технологий и материалов, но затем эксперты оценили изобретательность создателей МиГа, которые сумели справиться с неизбежными ограничениями, связанными с низким технологическим уровнем советской промышленности.

    Использованные материалы должны были сохранить механические характеристики при довольно высоких температурах, до которых конструкция самолета нагревалась при полете на высоких скоростях (около трех тысяч километров в час). Поскольку обработка титана технологически сложна, конструкторы решили эту проблему, применив высоколегированную аустенитную сталь. Конструкция корпуса самолета состояла на 80% из стали, и только оставшиеся 20% частей были титановыми (например, передняя кромка крыла) и дюралюминиевыми (механизация крыла). И именно по причине использования стали масса самолета была довольно большой (снаряженного - более 20 тонн, а максимальная взлетная масса достигала почти 37 тонн).

    В частности из-за стальной конструкции МиГ-25 иногда публично "принижают". Так, в книге Джона Баррона, посвященной Беленко, цитируется следующий текст из журнала Newsweek:

    "Японские эксперты, которые провели предварительный внешний осмотр самолета, были шокированы, увидев, что корпус и крылья покрыты коричневатыми пятнами ржавчины…. Японцы принесли магнит, и раздался громкий удар, который подтвердил их подозрения - поверхность "Фоксбата" покрывала старая добрая сталь".

    Но аустенитная сталь не обладает ферромагнитными свойствами, так что остается вопрос, кто и зачем придумал веселую историю с магнитом. Также не совсем ясно, что за пятна, собственно говоря, покрывали поверхность самолета.

    Подобной "проблемой" была и электроника. Вместо малых полупроводниковых элементов на МиГе-25 были установлены большие электронные лампы. Но опять-таки это были не обычные (и к тому моменту уже устаревшие) электронные лампы серийного производства, а новые, специально произведенные для МиГ-25.

    Самолет имел два "примитивных" мощных двигателя Р-15. Создатели самолета "позаимствовали" их у разведывательных беспилотных аппаратов Ту-123 и частично модифицировали. Как уже было сказано, эти двигатели отличались большим расходом топлива. Поэтому у МиГа-25 были объемные топливные баки (примерно 17,5 кубометров), вмещавшие 14 тонн топлива. Для сравнения с другими двухмоторными истребителями - F-4 "Фантом" и F-15 "Игл" имеют баки около 7,5 кубометров.

    Американцы могли успокоиться. Кроме того, информация от Беленко подтвердила, что МиГ-25 не является традиционным истребителем для воздушного боя (кстати, он для этих целей даже и не проектировался, см. начало статьи) и его маневренность хуже, чем даже у более старого F-4 "Фантома". Но, с другой стороны, маневренность МиГу-25 и не нужна была, поскольку скорость и практический потолок F-4 были на порядок ниже, и он не мог угрожать МиГу - в чем еще несколькими годами до этого на практике убедились израильтяне.

    Так что в оценке МиГ-25 обе крайности ошибочны - и безграничное восхищение его характеристиками, и полное их развенчание. Для поставленных целей и при использовании доступных ресурсов и технологий в ОКБ имени Микояна создали максимально мощный и в то же время относительно дешевый и простой самолет. И главное, что его тактическая разведывательная модификация заняла свою нишу.

    На службе за рубежом

    Сначала в СССР исключали возможность передать МиГ-25 второй, пусть даже дружественной стороне. Но когда в начале 1970-х годов Египет обратился к Советскому Союзу за военной помощью в конфликте с Израилем, египтянам направили, помимо прочего, небольшую группу самолетов разведки - бомбардировщиков МиГ-25, но пилотирование доверили советским летчикам. На новом месте с мощными МиГами они вытворяли такие кульбиты, что сотрясались пирамиды.

    Советские летчики нанесли на свои самолеты египетские знаки отличия и проводили разведку над территорией, оккупированной израильтянами, а затем и над самим Израилем. Полеты осуществлялись на большой высоте вне пределов досягаемости ПВО Израиля. Но даже получаемый с больших высот материал был достаточно качественным и отображал необходимые детали, раскрывающие оборону Израиля, который практически постоянно отстаивал свое право на существование в окружении враждебного мира. Результаты разведывательных полетов, к счастью, не смогли помочь неэффективно воевавшим египтянам, которые воспользовались этими данными в войне Судного дня. Но проблематичны были сами перелеты шустрых МиГов. Ни один израильский истребитель, ни одна ракета не смогли их поразить. Израильтяне даже зафиксировали скорость советских самолетов, превышающую М=3. Правда, на такой скорости самолет летал за пределами своих возможностей, что приводило к износу двигателя.

    После побега Беленко самолет стал поставляться и на экспорт, но, конечно же, не всем желающим. Кроме того, лучшие модификации, которыми на тот момент располагал СССР, никогда не продавались. Под маркировкой экспортной модификации скрывалась упрощенная или хуже оснащенная модель, как правило, с менее мощным радаром и так далее.

    Первыми иностранными покупателями на рубеже 1970-1980-х годов стали Алжир и Сирия. По стечению обстоятельств, вероятно, эти государства единственные, у кого МиГи-25 остаются на вооружении до сих пор. Хотя, возможно, в Сирии они служат уже только на бумаге. В следующее десятилетие обладателями МиГов стали также Индия, Ирак и Ливия, а из стран Варшавского договора МиГ-25 использовала только Болгария. Правда, ей принадлежали всего четыре МиГа-25: три самолета разведки - бомбардировщики и один учебный.

    После распада СССР эти самолеты были приняты на вооружение в некоторых странах-преемницах советских республик (помимо России, которую мы к "иностранцам" не относим). Однако постепенно из-за ненадобности или сложностей с обслуживанием МиГи-25 были списаны в боеспособном состоянии.

    Преемник МиГ-25

    Преемником МиГ-25 стал МиГ-31. Впервые его прототип поднялся в воздух за год до побега Виктора Беленко в Японию. Сам Беленко, общаясь с американцами, упомянул о разработках нового типа, но подробной информации он предоставить не мог, потому что, разумеется, ею не располагал.

    На вооружение советской авиации МиГ-31 был принят в 1981 году и долго использовался наряду с МиГами-25, от последних экземпляров которых (самолетов оперативной разведки - бомбардировщиков) в российской авиации окончательно отказались в 2012 году.

    По сравнению с предшественником в конструкции нового типа использовалось уже меньше стали и больше дюралюминия и титана. Самолет был оснащен более современными двухконтурными двигателями Д-30Ф. Экипаж состоит из двух человек - за пилотом размещено место оператора систем вооружения и навигации. МиГ-31, вероятно, будет состоять на вооружении российской авиации еще не одно десятилетие.

    Радек Фолпрехт (Radek Folprecht)

    Категория: Лента Новостей | Просмотров: 412 | Добавил: Mig-29 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Форма входа

    » Поиск
    » Календарь
    «  Сентябрь 2016  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930
    » Порталы
    Центральный музей ВВС РФ
    » Периодика
    » Обновления Форума
  • Су-17м4 в масштабе 1:48 из набора фирмы Eduard. (30)
  • Тяжелый перехватчик Сухого Т-37. (3)
  • » Новые фотографии
    » Менеджеры Файлов
    » Модельные Магазины
    » Малый Бизнес
    Фототравление GoNzA      
    » Наш опрос
    Какое направление в моделировании Вы предпочитаете?
    Всего ответов: 19
    » Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 14
    Гостей: 14
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024