Двигатель ЯМЗ-780 для "Бумеранга" и "Курганца-25".
На Международном форуме "Армия-2016" ПАО "Автодизель" (Ярославский моторный завод) представило новый дизельный двигатель ЯМЗ-780 в классе мощности 700 л.с., предназначенный для установки на новые средние бронированные платформы "Бумеранг" и "Курганец-25". Заявляется, что образцы двигателя уже проходят отработку на указанных платформах, и что в 2016 году будет выпущена опытная партия ЯМЗ-780. Современные двигатели ЯМЗ устанавливают на более чем 300 моделей транспортных средств и различные силовые промышленные установки. Дизели семейства ЯМЗ-650 – это лицензионный Renault dCi11. Моторы собирают с 2007 года в Тутаеве Ярославской области, на местном экспериментально-ремонтном заводе (ТЭРЗ), подразделении ЯМЗ. Двигатели ЯМЗ-650/Renault dCi11 имеют объем 11,12 литра, размерность 123х156 мм, они с турбонаддувом и интеркулером, с общей для всех цилиндров головкой блока, четырьмя клапанами на цилиндр. Распредвал находится в блоке, привод шестерен ГРМ расположен спереди. В нижней части блока цилиндров, между ним и поддоном, установлена литая алюминиевая ажурная пластина, которая не только придает дополнительную жесткость блоку, но и способствует улучшению охлаждения масла. Хотя, конечно, главная роль здесь принадлежит водомасляному теплообменнику. У мотора три настройки мощности: 311, 361 и 412 лошадиных сил при 1900 об / мин, крутящий момент от 1215 до 1870 Н.м при 1100-1300 об / мин. В зависимости от настройки меняется минимальный удельный расход топлива: от 190 до 194,5 г/кВт.ч – это очень неплохие показатели. Топливная аппаратура – электронноуправляемая Common Rail, причем у ЯМЗ-650 она отличается от той «общей магистрали», которую применяли французы. Специалисты называют ее Common Rail второго поколения – у нее повышенное до 1400 атмосфер давление распыла. Производитель топливной системы – Bosch. Моторы ЯМЗ-651 и ЯМЗ-652 – не что иное, как модернизированный вариант ЯМЗ-650, доведенный ярославскими специалистами до норм Евро-4. В данном случае в этих дизелях для нейтрализации отработавших газов применяется система EGR – с рециркуляцией ОГ, с охлаждением подаваемых в цилиндры газов в специальном теплообменнике. Здесь раствор мочевины AdBlue не нужен. Первоначально планировалось наладить выпуск 20 000 двигателей ЯМЗ-650 в год. Однако, по статистике ОАО «Автодизель», за 8 лет, к концу 2015 года, выпущено чуть больше 15000 двигателей моделей ЯМЗ-650/651/65101/652. Из них около 13 000 отправлено на минский автозавод. Раньше эти моторы доставались только флагманам – седельным тягачам МАЗ-5440 4х2 и МАЗ-6430 6х4, лишь потом их начали устанавливать на самосвалы МАЗ-6501 6х4. Кроме «МАЗа» ЯМЗ-650 применяют «Автомобильный завод Урал», «Минский завод колесных тягачей» – МЗКТ, Машиностроительный завод «Тонар» из подмосковного Орехово-Зуево, а также производители дизель-генераторных установок. При доводке ЯМЗ-650 с уровня Евро-3 до уровня Евро-4 потребовалось выполнить значительный объем исследовательских и конструкторских работ. В этом ярославцам помогала известная английская компания Ricardo. И моторы действительно вывели на уровень Евро-4. Но не все планы удалось реализовать. К 2014 году хотели развернуть еще и производство 9- и 13-литровых рядных «шестерок» на основе семейства ЯМЗ-650. Теперь специалисты завода говорят, что увеличение диаметра и хода поршня невозможны: приведут к ослаблению блока. А «передний привод» ГРМ не позволяет производить отбор мощности от двигателя на различные надстройки, хотя седельному тягачу он особо и не нужен, а у самосвалов в России отбор мощности преимущественно осуществляют от коробки передач. Одим из условий «Соглашения о промышленной сборке» между «Группой ГАЗ» и Renault Trucks в то время была локализация двигателя. Прошло 9 лет с начала выпуска первых ЯМЗ-650, и локализация деталей двигателя, его узлов и компонентов составляет только 20 процентов… Конечно, существенно затормозила локализацию череда кризисов, и потому сейчас двигатели семейства ЯМЗ-650 собирают из импортных комплектующих. В Ярославле пока не смогли освоить тонкостенное, ажурное, с многочисленными ребрами жесткости, литье блока цилиндров, а также головки, производство коленвала и распредвала. Зато полностью делают мехобработку всех импортных заготовок. В России освоено производство турбокомпрессора, жгутов электропроводки. В планах – все же наладить собственное литье блока и головки, теплообменника интеркулера, гильзу цилиндра. Но, оказывается, опыт, полученный ярославцами при производстве Renault dCi11, собираются использовать несколько по-другому. Сейчас уже на стадии завершения создание опытной партии рядных шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-770/ЯМЗ-780. Это моторы объемом 12,43 литра, с турбонаддувом, интеркулером, с четырьмя клапанами на цилиндр. Диапазон мощности от 500 до 850 и даже до 1000 л. с., крутящий момент – от 3000 до 3700 Н.м. У них полностью оригинальные блок цилиндров, головка блока, коленвал, степень локализации доходит до 90 процентов. Причем по габаритам новый двигатель сопоставим с мотором ЯМЗ-650, и при обработке деталей ЯМЗ-770/ЯМЗ-780 можно использовать уже имеющееся оборудование и обрабатывающие линии. Все это позволит быстрее запустить новый ярославский дизель в серию.
Дизельный двигатель ЯМЗ-780 разработки ПАО "Автодизель" в экспозиции Форума "Армия-2016". Кубинка, 09.09.2016 Источник: Oniks / otvaga2004.mybb.ru
Дизельный двигатель ЯМЗ-780 разработки ПАО "Автодизель" в экспозиции Форума "Армия-2016". Кубинка, 09.09.2016 Источник: Oniks / otvaga2004.mybb.ru
Дизельный двигатель ЯМЗ-780 разработки ПАО "Автодизель" в экспозиции Форума "Армия-2016". Кубинка, 09.09.2016 Источник: Oniks / otvaga2004.mybb.ru