Как и для чего в России работали над самолетом с лазерным оружием В России возобновили работы над самолетом с лазерным оружием нового поколения, уверяют источники ТАСС. Такой проект на базе Ил-76 известен еще с советских времен под индексом А-60 (А-60СЭ). "Газета.Ru" вспоминает историю разработки отечественного лазерного оружия для самолетов. Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. "Идет работа над новым поколением лазерной установки воздушного базирования", - заверил собеседник агентства. По его словам, речь идет о самолете, известном под индексом А-60. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над лазерным комплексом авиабазирования (ЛКАБ) начались в научно-производственном объединении (НПО) "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина еще в конце 1960-х годов. Об этом подробно написано на сайте предприятия. В июне 1965 года состоялась встреча нобелевского лауреата советского физика Александра Прохорова, академика Михаила Миллионщикова и создателя первых советских зенитно-ракетных комплексов Александра Расплетина, на которой и было принято решение развернуть в НПО "Алмаз" работы над военными лазерами. Научное руководство поручили конструктору Борису Бункину, который отбирал в свой коллектив молодых специалистов из лучших вузов Москвы. В августе 1973 года для разработки лазерных комплексов было создано специальное конструкторское бюро.
В итоге уже в 1970-х годах в СССР впервые были созданы и успешно испытаны образцы наземных лазерных комплексов для теплового поражения воздушных целей.
Работы над авиационным комплексом велись "Алмазом" уже совместно с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева, специализировавшимся на создании самолетов-амфибий и летающих комплексов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения типа А-50.
Вместе два научных центра создали советский авиационный лазерный комплекс А-60 (летающей лаборатории 1А1) на базе самолета Ил-76. Активные работы по испытанию летающего лазерного комплекса были развернуты на одном из подмосковных аэродромов еще в 1983 году. 27 апреля 1984 года А-60 успешно поразил лазером воздушную мишень. Осмотр аппаратуры, данные бортовой регистрации и внешнетраекторных измерений свидетельствовали о том, что поставленная задача была успешно выполнена. Цель получила необходимые повреждения при воздействии излучения. За достижения в этой области большую группу работников "Алмаза" удостоили высоких почетных званий и правительственных наград, утверждается на сайте предприятия.
В конце 1980-х годов было признано, что предпочтительным видом базирования лазерных комплексов является именно их размещение на самолете-носителе.
Абсолютно некорректными представляются высказывания, когда отечественному лазерному комплексу авиационного базирования некоторыми экспертами приписывается задача по перехвату боевых блоков баллистических ракет, то есть задача, которую на ЛКАБ никто и никогда не возлагал, объяснил "Газете.Ru" заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Специалисты особо выделили не столько возможности теплового поражения цели, сколько потенциал лазеров при подавлении оптико-электронных средств разведки - перископов, оптических дальномеров и других подобных устройств, которыми оснащаются современные вооружения на земле, на море, в воздухе и в космосе. Благодаря своим фокусирующим свойствам такие приборы многократно увеличивают воздействие лазерного излучения. Дальность поражения лазером оптики может быть в сотни и тысячи раз больше в сравнении с предельной дальностью теплового поражения, отмечают в самом "Алмазе".
Лазерное оружие прежде всего привлекательно из-за возможности неожиданной и практически мгновенной (со скоростью света) атаки противника, относительной дешевизны "выстрела", высокой точности, а также отсутствия необходимости копить арсенал "боеприпасов" в мирное время. Его размещение на самолетах прежде всего обеспечивает всепогодность (стрельба в верхнюю полусферу, включая космос, не зависит от влияния облачности и других погодных явлений), возможность работы в спектральных диапазонах, не пропускаемых нижними слоями атмосферы, высокую мобильность и маневренность.
В начале 1990-х у предприятия уже были все возможности для создания авиационного лазерного комплекса.
"Увы, распад СССР и последовавший вслед за этим резкий спад отечественной экономики крайне негативно сказались на темпах разработки", - объясняют в НПО "Алмаз".
К концу 1990-х из-за финансовых проблем работы были практически свернуты. Чтобы хотя бы сохранить уже созданный задел в области лазерных технологий, предприятию приходилось заниматься коммерческими заказами.
По заказу компании "Газпром" "Алмаз" в кооперации с другими предприятиями создал лазерный комплекс для тушения пожаров на газовых месторождениях.
Специальный комплекс способен лазерным лучом пережигать газовыводящую трубу и опоры вышки, чтобы буксировать нужные конструкции с места пожара.
"Эта техника является единственным в России комплексом с мощным лазером, созданным в 1990-х годах", - констатируют на предприятии.
В 2000-е годы благодаря гособоронзаказу работы по созданию авиационного лазерного комплекса возобновились. 28 августа 2009 года во время эксперимента по наведению лазерного луча с борта летающей лаборатории на космический аппарат с высотой полета 1,5 тыс. км был зарегистрирован отраженный сигнал. В полете были обнаружены и сопровождались несколько десятков космических аппаратов различного назначения. В 2011 году программа была опять прикрыта из-за финансовых проблем, уточняет источник "Газеты.Ru", близкий к предприятию.
О возобновлении работ сообщалось уже в конце 2012 года. По данным газеты "Известия", Министерство обороны тогда заказало возобновление работ по созданию боевых лазеров, способных поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Предполагалось, что "Алмаз", ТНТК имени Бериева и компания "Химпромавтоматика" начнут работы в 2013 году.
Как указано на сайте "Алмаза", работы над лазерами активно идут в США. Однако, по мнению отечественных специалистов, российский и американский комплексы "не являются техническими аналогами, предназначены для решения принципиально разных военно-технических задач, имеют разные тактико-технические характеристики, значительно отличаются по стоимости, имеют разные уровни научно-технического риска при создании".
США уже проводили испытания мощного химического лазера в рамках проекта ABL по созданию системы противоракетной обороны. С конца 1970-х годов этим занимались консорциум Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. Boeing создавал авиационную платформу под лазер, Northrop Grumman разрабатывал саму установку, а Lockheed Martin - подвижную турель и системы точного наведения.
В 1985 году прошли наземные испытания, в ходе которых "луч смерти" нагрел и взорвал неподвижный топливный бак на расстоянии 1 км.
Эта система была смонтирована на специально модифицированном грузовом самолете Boeing 747-400F. ABL состоял из инфракрасных сенсоров для обнаружения целей, трех лазеров и системы линз для фокусировки луча. Два служебных лазера мощностью по 1 кВт использовались для подсветки цели и оценки атмосферного влияния. Третий, боевой, представлял собой кислородно-йодистый химический лазер мощностью 1 МВт. Испытания системы велись практически ежегодно, но на требуемый уровень эффективности нового оружия выйти так и не удалось.
В США проект лазеров авиационного базирования был закрыт в 2012 году.
"Отечественный АЛК (авиационный лазерный комплекс. - "Газета.Ru") будет максимально использовать достоинства лазерного оружия в интересах решения важных задач воздушно-космической обороны России. Есть уверенность, что, создавая этот инновационный комплекс, ПАО "НПО "Алмаз" и кооперация предприятий сохранят позицию лидера в разработке лазерных комплексов", - уверены, в свою очередь, российские специалисты.