МБР "Сармат": 8 мегатонн на гиперзвуковой скорости.
В 2018 году начнется серийное производство суборбитальной ядерной ракеты На этой неделе в СМИ появились сообщения, что серийные поставки новейшей межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат" начнутся в 2018 году. Это означает, что создание тяжелой стратегической ракеты идет с опережением графика. Поступление ее в части РВСН ожидалось к 2020 году. Данное ускорение стало возможно благодаря модернизации производственной базы Красноярского машиностроительного завода, на котором разворачивается серийное производство "Сармата". И это очень своевременно в сложившихся условиях обострения отношений между России и блоком НАТО, в котором "руководящую и направляющую роль" играет Вашингтон. Новая ракета должна стать мощным фактором сдерживания, существенно превосходя все существующие в мире носители ядерного оружия. В настоящий момент самая мощная ракета - жидкостная Р-36М2 "Воевода" шахтного базирования. Среди МБР сухопутного, морского и воздушного базирования по обе стороны Атлантического океана нет ничего, что близко стояло бы к ней по боевым возможностям. Не случайно НАТО присвоило ей "говорящую фамилию" - "Сатана". Ракета "Воевода", принятая на вооружение в 1988 году, состоит из двух ступеней, двигатели которых используют высококипящее топливо.
Эта МБР создавалась для гарантированного прорыва противоракетной обороны противника. С этой задачей она вполне справляется и по нынешний день. Однако спустя четверть века к "Сатане" уже начинают "подбираться" средства ПРО противника. Точнее - появилась техническая возможность сделать новую МБР с более серьезными характеристиками, чтобы еще убедительнее показать вероятному противнику несостоятельность его системы ПРО. Как существующей, так и той, которая может быть создана в перспективе.
Сравнительно недавно появился еще один повод заменить "Воеводу" новой ракетой. Дело в том, что ракета была создана в Днепропетровске - на КБ "Южное" под руководством генерального конструктора Владимира Федоровича Уткина, академика АН СССР. Сейчас, когда полностью разорваны связи с Украиной, необходимо избавиться от зависимости от ВПК "незалежной" по части поставок запчастей и сервисных мероприятий.
Заказ на разработку ракеты "Сармат" достался миасскому КБ имени В.П. Макеева. Казалось бы, решение крайне странное, поскольку макеевцы специализируются прежде всего на создании морских изделий - МБР для стратегических подводных крейсеров. И тут их достижения впечатляют. Ракета "Синева" является рекордсменкой по энерговооруженности среди всех существующих ракет. То есть обладает наилучшим отношением мощности ракеты к ее массе.
Однако никакого парадокса в том, что "Сармат" сделали именно в Миассе, нет. Во-первых, здесь накоплен громадный опыт по созданию жидкостных ракет, которые обладают лучшими мощностными характеристиками, чем твердотопливные. А "Сармат", чтобы превзойти по боевым характеристикам "Воеводу", был задуман и воплощен в металле именно жидкостным. Во-вторых, у КБ есть опыт и по созданию сухопутных ракетных комплексов. К таковым, например, относится ракета Р-17 ("Скад" по классификации НАТО).
Конструкторы КБ им. Макеева пошли, что называется, своим путем. То есть занялись не модернизацией "Воеводы", а создали абсолютно новую ракету. Хоть возможности для модернизации и имелись - "сердце" ракеты, двигатели РД-264, были разработаны не на Украине, а у нас - в химкинском КБ Энергомаш под руководством Виталия Петровича Радовского.
В результате была получена ракета, которая превосходит "Воеводу" по всем статьям. У нее более высокая энерговооруженность. "Воевода" весит более 210 тонн, "Сармат" на 20% легче. И при этом ракета способна выходить на суборбитальную траекторию, заходя на цель через космос. Это означает возможность атаки, скажем, США не по кратчайшей прямой, а с любого направления - и через Северный полюс, и через Южный. При этом траектория прокладывается так, чтобы обойти регионы с массированными средствами ПРО.
Это достигнуто за счет использования более эффективной двигательной системы как в первой, так и второй ступенях. Также предполагается увеличение мощности за счет использования на конечном этапе разгонного блока. В связи с чем ракета получилась двойного назначения. При снижении веса полезной нагрузки (10 боевых блоков по 750 кт каждый в сумме весят более 8 тонн) и использовании разгонного блока "Сармат" способен доставлять на орбиту спутники. Эта возможность может быть использована, когда будет подходить к концу ресурс ракет. Или же когда они начнут заменяться более совершенными ракетами новых разработок.
Усилена защита ракет, находящихся на стартовых позициях. Они устанавливаются в те же шахты, в которых сейчас находятся "Воеводы". Шахты способны выдерживать близкие ядерные взрывы, что достигается при помощи использования специальных демпфирующих контейнеров, для которых безопасны большие сейсмические нагрузки. Оборона шахт усилена специально созданной для комплекса "Сармат" системы активной защиты "Мозырь". Она представляет собой сотню артиллерийских стволов, которые выстреливают навстречу подлетающей крылатой ракете или боеголовке баллистической ракеты облаком стрел и шариков диаметром 3 см. Высота выстрела - 6 км. Эту систему обслуживает РЛС, имеющая большую дальность и точность обнаружения. Помимо этого предполагается в будущем прикрывать регион базирования комплексов "Сармат" ЗРС С-500.
В то же время "проникающая способность" боеголовок новой ракеты уникальна. Она основывается не только на высочайших энергетических качествах самой ракеты, которая до отделения от нее боевых блоков имеет возможность маневрировать с высокими перегрузками. Высокая маневренность есть и у самих боеголовок. Помимо этого они оснащены средствами радиоэлектронной борьбы. Также у них почти на два порядка выросла точность наведения на цель - максимальное отклонение от цели составляет 5−10 метров. Это дает возможность при необходимости применять вместо ядерных кинетические боевые части, которые разрушают стратегические объекты противника механическим ударом громадной энергии.
Ну, и, наконец, к 2020 году ракета будет оснащаться гиперзвуковыми боеголовками, которые сейчас имеют лишь кодовое название - "изделие 4202". Их испытания начались в 2010 году. К настоящему моменту достигнут устойчивый полет с заданной точностью поражения цели. Их скорость находится в пределах 17М-22М. Боеголовку, предположительно с середины нулевых годов, разрабатывают в НПО Машиностроения, расположенном в подмосковном Реутове.
Сейчас "изделие 4202" не способна остановить ни одна система ПРО мира. Да и в обозримом будущем такие возможности не просматриваются. Реутовская боеголовка способна совершать длительный гиперзвуковой полет в атмосфере, маневрируя в вертикальной и горизонтальной плоскостях.