Главная » 2016»Сентябрь»6 » ОДК представит на «Армии-2016» новейшие российские двигатели военного назначения.
07:07
ОДК представит на «Армии-2016» новейшие российские двигатели военного назначения.
Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) на открывающемся 6 сентября Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» представит двигатели для военных самолетов и вертолетов, а также проведет переговоры с российскими и зарубежными партнерами. Форум «Армия-2016» пройдет в период с 6 по 11 сентября на базе Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» в городе Кубинка, (Московская область). Во время форума ОДК планирует провести переговоры с Министерством обороны РФ, а также с представителями военных ведомств Индии, КНР, Белоруссии, Казахстана и других стран. Для заказчиков будет организована презентация Продукции и услуг корпорации. В рамках деловой программы «Армии-2016» представители ОДК примут участие в ряде конференций и круглых столов. «Объединенная двигателестроительная корпорация реализует масштабные программы по обеспечению Вооруженных сил России самыми современными и надежными силовыми установками, а также ведет разработку новых двигателей для перспективной авиационной техники. – говорит генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. - Для нас участие в «Армии-2016» – это возможность продемонстрировать последние достижения российских моторостроителей и обсудить перспективы сотрудничества как с государственным заказчиком, так и с зарубежными партнерами». На стенде ОДК будет представлен двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1С, которым оснащаются многоцелевые истребители Су-35/35С. Изделие, разработанное на основе двигателя АЛ-31Ф, отличается от своего предшестве6нника увеличенной тягой, большим межремонтным ресурсом, повышенной надежностью, низкими эксплуатационными затратами. Его особенностью является управляемый вектор тяги, что в сочетании с современной электронной системой управления типа FADEC дает истребителю сверхманевренные возможности. Линейка силовых установок для боевой авиации будет также представлена турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой РД-33МК - модификацией базового двигателя РД-33, подвергнутой серьезной конструкторской доработке. РД-33МК обладает повышенной тягой, оснащен системой типа FADEC. Устанавливается на истребители МиГ-29К/КУБ и МиГ-35. Посетители стенда ОДК смогут ознакомиться и с турбовальными двигателями для вертолетов – ТВ7-117В и ВК-2500. Двигатель ТВ7-117В устанавливается на новейший российский средний многоцелевой вертолет Ми-38. На сегодня он является одним из самых перспективных турбовальных двигателей в мире. В полном объеме развернута работа по организации серийного производства. Двигатели ТВ7-117В производятся из полностью российских деталей, узлов и комплектующих. ВК-2500, дальнейшее развитие семейства двигателей ТВ3-117, предназначен для вертолетов Ми-8МТ/Ми-17, Ми-24, Ка-32, Ка-52 Ми-28Н и др. В сравнении с ТВ3-117 это - более современный, более технологичный двигатель. ОДК освоено производство ВК-2500 на территории Российской Федерации полностью из российских комплектующих, что является примером успешной реализации стратегической программы импортозамещения. Гостям форума «Армия-2016» представят и разработки для гражданской авиации – турбореактивный двухконтурный двигатель пятого поколения ПД-14 для перспективного авиалайнера МС-21-300 и турбовинтовой двигатель ТВ7-117СМ для регионального пассажирского самолета Ил-114. Кроме того, в рамках выставочной экспозиции ОДК состоится презентация возможностей входящих в корпорацию авиаремонтных заводов (АРЗ).
Россия закончила реализацию еще одного важнейшего и уникального инженерного проекта. Объявлено о создании "в металле" так называемого двигателя второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 (или ПАК ФА). Это, без преувеличения, настоящий прорыв - аналоги столь сложному изделию пока есть только в США. С помощью нового двигателя Т-50 обретет свою настоящую силу.
О том, что двигатель (так называемое изделие 30) готов, сообщил на Восточном экономическом форуме генеральный директор Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (филиала компании "Сухой") Александр Пекарш. "Двигатель второй очереди готов, работает. Испытания идут по плану", - цитирует его ТАСС. Речь идет, конечно, о наземных, стендовых испытаниях - планируется, что оснащенный новым двигателем истребитель поднимется в воздух только в следующем году. Однако сам тот факт, что двигатель уже готов, собран и испытывается, знаменателен.
Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Т-50 машиной пятого поколения. Теперь ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) способен стать воистину сверхманевренной многофункциональной боевой машиной, способной "прощать" погрешности пилотирования и летать на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, атаковать противника в любых метеоусловиях.
"Это давний проект, позволяющий выйти на новый уровень, в какой-то мере догнать Соединенные Штаты, которые тоже не стоят на месте и делают задел уже на шестое поколение, - рассказал газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. - Но между тем государств, которые имеют самолеты пятого поколения, немного: это США и некоторые их союзники. Китай пытается также создать такой самолет. Одним словом, в современной неспокойной обстановке это очень важно".
Действительно, у американцев имеется истребитель пятого поколения F-22, а также истребитель-бомбардировщик пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. Однако США - единственная страна, имеющая целые эскадрильи истребителей пятого поколения. Первая из них появилась еще в 2005 году.
Что касается России, то проект ПАК ФА, или Т-50, в целом реализован. Первый полет истребитель пятого поколения совершил еще в 2010 году. Широкой публике он был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2011. Однако двигатель этого истребителя - так называемый двигатель первого этапа, известный в инженерных кругах как "изделие 117" - существенно уступал его американским аналогам. Двигатель первой очереди по существу является модернизированной версией двигателя АЛ-41Ф1С, который предназначен для истребителей Су-35С. А ведь эти боевые машины относятся к четвертому поколению. То есть ряд требований, которые предъявляются к Т-50, с "изделием 117" недостижимы в принципе. Речь, прежде всего, идет о маневренности в условиях боя на сверхзвуковых скоростях.
Как ранее заявлял генеральный конструктор НПО "Сатурн" Юрий Шмотин, с новым двигателем, так называемым двигателем второй очереди, истребитель пятого поколения "станет более послушным и сможет быстрее реагировать на действия пилота". Всего же, как отмечал конструктор, новый двигатель будет отличаться от своих предшественников увеличенной удельной тягой, сниженным удельным расходом топлива, меньшим весом и будет относительно дешевым в обслуживании и эксплуатации. Чтобы построить такой двигатель, пришлось решить большое количество сложных инженерных задач - например, создание компрессора высокого давления с использованием новых материалов и технологий. В американской прессе его местный аналог именовался "вершиной инженерной мысли".
В российском "изделии 30" есть много своих уникальных разработок. Среди них прежде всего выделяется лопатка турбины. Она сделана из уникальных жаропрочных никелевых сплавов и имеет крайне сложную конструкцию. Ничего похожего в двигателе первого этапа нет.
Российский двигатель второго этапа разрабатывался в кооперации всех конструкторских бюро Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Главным же разработчиком является ОКБ имени А. М. Люльки. Об этом ранее сообщал РИА "Новости" глава ОДК Владислав Масалов. Он же назвал имя главного конструктора проекта - Евгений Марчуков.
Серийное производство Т-50 начнется в конце 2017 года. А значит, в войска истребители пятого поколения с "изделием 30" поступят в 2018 году.
Эксперты, отмечая важность достижения, не спешат говорить о том, что Россия создала лучшую в мире машину. В ответ на вопрос газеты ВЗГЛЯД, какая из машин, обновленный Т-50 или американский F-22, лучше, Козюлин отметил, что сейчас сравнение будет "в пользу того, кто сравнивает". "Пока обе эти машины не встретились в воздухе, бессмысленно об этом рассуждать, - считает он. - Каждый аналитик, считающий тот или иной самолет лучшим, найдет в них плюсы в свою пользу". Остается надеяться, что такой встречи никогда не произойдет. Ведь сойтись Т-50 и F-22, по крайней мере в нынешних международных условиях, могут, только если США и Россия вступят в прямой военный конфликт.
Олег Москвин
Российский авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 (Изделие 117) Источник: http://www.brazd.ru/