Постройка стендовых моделей копий в различных масштабах.
Авиационная, Бронетанковая, Автомиобильная техника. Флот и пр...
Четверг, 21.11.2024, 22:57
» Меню сайта
» Категории раздела
Лента Новостей [7428] Стендовое Моделирование [122]
» Горячие Клавиши
. .
» Видео Уроки
» Новые статьи
[31.08.2018]
[Наше время]
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое? (4)
[26.04.2018]
[Наше время]
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения. (4)
» Новостные Ленты
  • » Сообщество Форумов
    ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!   SkyFlex Interaeractive - Русский авиамодельный сайт
    » Галереи Техники
  • » 2D 3D Изображения
    » Мои WEB проекты
    » Кнопка Сайта
  • Главная » 2016 » Июнь » 22 » 75 лет "Катюше": что известно о знаменитой артиллерийской установке.
    06:35
    75 лет "Катюше": что известно о знаменитой артиллерийской установке.
    За день до начала Великой Отечественной войны на вооружение армии была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13
    75 лет назад, 21 июня 1941 г., за день до начала Великой Отечественной войны, на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 ("боевая машина 13"), впоследствии получившая название "Катюша".
    БМ-13 стала одной из первых в мире современных систем залпового огня. Она предназначалась для уничтожения массированными залпами скопления живой силы и техники противника на большой площади.
    В августе 1941 г. установка БМ-13 получила народное прозвище "Катюша" - по названию одноименной песни Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского.
    Но существуют и другие версии происхождения неофициального названия:
    По одной - это имя БМ-13 дали бойцы батареи Флерова в ответ на восхищение "Вот это песня!" одного из свидетелей ракетного пуска.
    По другим версиям - название было дано по индексу "К" (от завода "Коминтерн").
    В немецких войсках "Катюши" обычно называли "Сталинскими органами" из-за характерного воя снарядов, напоминавших органное звучание.

    Рождение "Катюши"

    Работу по созданию артиллерийских ракетных снарядов в Российской империи в конце XIX века начал Николай Тихомиров. В 1921 г. по его инициативе в Москве была основано Газодинамическая лаборатория, которая занялась разработкой боевых ракет. В 1927 г. лаборатория была перебазирована в Ленинград (ныне - Санкт-Петербург).
    После смерти Николая Тихомирова в 1930 г. разработку ракетного оружия в СССР возглавляли Борис Петропавловский, Владимир Артемьев, Георгий Лангемак (расстрелян в 1938 г.), Борис Слонимер, Иван Клейменов (расстрелян в 1938 г.), Иван Гвай и др.
    В 1933 г. Газодинамическая лаборатория вошла в состав новообразованного Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ или НИИ-3, Москва). Первоначально институт специализировался на производстве реактивных ракет авиационного базирования.
    В 1937-1938 гг. началось проектирование многозарядной системы залпового ракетного пуска наземного базирования. Для использования на ней были выбраны неуправляемые осколочно-фугасные боеприпасы РС-132 ("реактивный снаряд калибром 132 мм"), разработанные в РНИИ под руководством инженера Леонида Шварца.
    К марту 1941 г. были собраны первые образцы новой ракетной установки, которые в июне смонтировали на базе шестиколесного грузового автомобиля ЗИС-6. В доработке системы, первоначально носившей название МУ-2 ("механизированная установка 2"), участвовало конструкторское бюро завода "Компрессор" (Москва).
    После успешных испытаний, 21 июня 1941 г. БМ-13 был принят на вооружение, началось формирование первых батарей.

    Состав "Катюши"

    Пусковая установка БМ-13 представляла собой восемь открытых направляющих рельсов, связанных трубчатыми лонжеронами.
    На каждом из рельсов попарно сверху и снизу устанавливались по два реактивных снаряда РС-132.
    Направляющие пусковой установки монтировались вдоль автомобиля, который для устойчивости перед стрельбой выпускал домкраты. При наведении на цель можно было менять угол возвышения (до 45 градусов) и азимут подъемной стрелы с направляющей.
    Залп производился из кабины автомобиля или с помощью выносного пульта.
    Первоначально системы БМ-13 устанавливались на грузовик ЗИС-6. Но впоследствии для этой цели чаще всего использовался полноприводный трехосный американский автомобиль Studebaker US6 ("Студебейкер"), поставлявшийся в СССР по ленд-лизу, и советский грузовик ЗИС-151 (после войны).

    Характеристики "Катюши"

    Система БМ-13 позволяла осуществлять залп всем зарядом (16 ракет) за 7-10 секунд. Существовали модификации с увеличенным числом направляющих и другими версиями ракет.

    Дальнобойность - 8 тыс. 470 м.
    Вес боевой части (для РС-132) - 5,5 кг тротила.
    Время перезарядки - 3-5 мин.
    Вес боевой машины с пусковой установкой (на шасси ЗИС-6) - 6,2 т.
    Боевой расчет - 5-7 человек.

    Боевое применение и его особенности

    Первое боевое применение БМ-13 состоялось 14 июля 1941 г. в ходе Великой Отечественной войны близ железнодорожной станции г. Орша (ныне Белоруссия). Батарея под командованием капитана Ивана Флерова залповым огнем уничтожила скопление немецкой боевой техники на оршинском железнодорожном узле.
    В отличие от обычной полковой и дивизионной артиллерии, реактивные системы залпового огня имели меньшую точность, также им требовалось значительно больше времени на перезарядку.
    Вместе с тем, массированность залпа (в составе батареи обычно имелось от 4 до 9 машин) позволяла поражать живую силу и технику противника на большой площади. После выпуска ракет батарея могла в течение минуты сняться с места, что затрудняло ответный огонь.
    Благодаря высокой эффективности применения и простоте в производстве уже к осени 1941 г. БМ-13 широко применялась на фронте, системы оказали значительное влияние на ход боевых действий. В ходе войны было потеряно порядка 4 тыс. выпущенных БМ-13.
    Помимо Великой Отечественной войны БМ-13 применялись в ходе конфликтов в Корее (1950-1953) и Афганистане (1979-1989).

    Другие похожие системы

    БМ-13 был лишь одним из видов боевых машин реактивной артиллерии, выпускавшейся советской промышленностью в годы Великой Отечественной войны.
    "Катюшами" назывались системы БМ-8-24 на базе самоходных установок легких танков Т-40 и Т-60 (выпускались с августа 1941 г., использовали ракеты калибром 82 мм) и БМ-31 с использованием более мощных снарядов калибром 300 мм (выпускались с 1944 г.).

    Системы БМ-13 выпускались на заводах "Компрессор" (Москва), "Уралэлектромашина" (поселок Малый Исток Свердловской обл., ныне - "Уралэлектротяжмаш", Екатеринбург) и "Коминтерн" (Воронеж). Сняты с производства в октябре 1946 г., всего было изготовлено порядка 7 тыс. установок этого типа.

    21 июня 1991 г. указом президента СССР Михаила Горбачева за заслуги в создании реактивного оружия Николаю Тихомирову, Ивану Клейменову, Георгию Лангемаку, Василию Лужину, Борису Петропавловскому и Борису Слонимеру были посмертно присвоены звания Героев Социалистического Труда.


    БМ-13 «Катюша» - 132-мм реактивная система залпового огня
    Источник: army.lv
    Просмотров: 224 | Добавил: Mig-29 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Форма входа

    » Поиск
    » Календарь
    «  Июнь 2016  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    » Порталы
    Центральный музей ВВС РФ
    » Периодика
    » Обновления Форума
  • Су-17м4 в масштабе 1:48 из набора фирмы Eduard. (30)
  • Тяжелый перехватчик Сухого Т-37. (3)
  • » Новые фотографии
    » Менеджеры Файлов
    » Модельные Магазины
    » Малый Бизнес
    Фототравление GoNzA      
    » Наш опрос
    Какое направление в моделировании Вы предпочитаете?
    Всего ответов: 19
    » Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 44
    Гостей: 44
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024