Увлечение сложными и дорогостоящими авиационными комплексами не всегда оправдано с точки зрения реалий современных военных конфликтов «гибридного» типа Министерство обороны России заказало 150 легких тренировочных самолетов Як-152 для первичного обучения военных летчиков. Новость сама по себе отрадная, подтверждающее намерение России создать мощную учебную базу для качественной подготовки пилотов российских ВСК. Но мы предлагаем взглянуть на это событие под несколько иным углом зрения. Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что у каждой войны своя специфика, так сказать, собственное лицо. В этом и состоит главная трудность подготовки к будущей войне, потому что военные имеют практически неодолимую привычку всегда готовиться к войне прошедшей. При этом, они полагают или, как минимум, надеются на то, что будущая война, в общем и целом, будет похожа не предшествующую, что позволит применять в ней те же тактические приемы и тот же набор боевой техники. Но так бывает
... Читать дальше »
Взглянем на некую типовую боеголовку (в реальности между боеголовками могут существовать конструктивные различия). Это конус из легких прочных сплавов. Внутри есть переборки, шпангоуты, силовой каркас — почти всё как в самолете. Силовой каркас покрыт прочной металлической обшивкой. На обшивку нанесен толстый слой теплозащитного покрытия. Это похоже на древнюю корзину эпохи неолита, щедро обмазанную глиной и обожженную в первых экспериментах человека с теплом и керамикой. Схожесть легко объяснима: и корзине, и боеголовке предстоит сопротивляться наружному жару. Боеголовка и ее начинка Внутри конуса, закрепленные на своих «сиденьях», находятся два основных «пассажира», ради которых все и затеяно: термоядерный заряд и блок управления зарядом, или блок автоматики. Они поразительно компактны. Блок автоматики — размером с пятилитровую банку маринованных огурцов, а заряд — с обычное огородное ведро. Тяжелый и увесистый, союз банки и ведра взорвется килотонн на триста пятьдесят — четыр
... Читать дальше »
Оперативно-тактические комплексы 9К720 «Искандер» вполне справедливо вызывают интерес у многих стран. Мощный, точный и надежный комплекс пригодился бы многим. Совсем недавно интерес к этому комплексу проявляла Саудовская Аравия. Однако, как заявил Сергей Чемезов, занимающий пост главы «Ростех», «Искандеры» на экспорт не поставляются. Такая корова, как говорится, нужна самому. Но если эти комплексы мы по ряду причин оставим для себя, то что же можно предложить заинтересованным странам вместо «Искандеров»? Попробуем разобраться. История вопроса В середине прошлого века Советский Союз вел разработки по всему спектру ракет. От тактических до тяжелых межконтинентальных. Однако 8 декабря 1987 года в Вашингтоне Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Довольно спорный документ, по которому СССР вынужден был уничтожить множество уже стоявших на вооружении ракет и отказаться от дальнейшей разработки новых перспективны
... Читать дальше »
Холдинг «Технодинамика» готов поставить для представленного сегодня в Иркутске пассажирского самолета МС-21 системы, которые смогут заменить иностранные аналоги на новых версиях судна, говорится в сообщении предприятия. В данный момент холдинг поставляет замки и гидроцилиндры для шасси самолета, но готов также предложить «Иркуту» новейшую систему пожарной защиты, систему электроснабжения, аварийный блок кислородного питания, способный снабжать экипаж и пассажиров самолета кислородом при аварийной разгерметизации кабины на высоте до 12500 метров, привод перестановки стабилизатора, электропривод грузовых дверей и новую вспомогательную силовую установку ТД-901. Кроме того, «Технодинамика» планирует поставить для МС-21 гидравлическую систему, систему механизации контейнеров и другие комплектующие. МС-21 - российский ближне-среднемагистральный самолет, разработанный ОКБ им. Яковлева совместно с корпорацией «Иркут». Создавался с применением новейших технологий, в том числе с широким
... Читать дальше »
Разрабатываемый в России межвидовой авиационный комплекс радиолокационного наблюдения и наведения А-100 по некоторым возможностям превзойдет американский аналог AWACS, сообщили в Объединенной приборостроительной корпорации. «Комплекс обновляется за счёт современных технологий, которые позволят ему решать более широкий спектр задач в области воздушно-космической обороны. В частности, существенно возрастут дальность обнаружения и количество одновременно обрабатываемых целей. Если сравнивать с американским аналогом - самолётом АВАКС, - то наша разработка находится на уровне, а по ряду характеристик даже превосходит его», - заявил представитель ОПК в кулуарах ЦИПР-2016. А-100 является правопреемником самолёта дальнего радиолокационного обнаружения А-50, который эксплуатируется с 1989 года. Главным преимуществом А-100 перед его предшественником является возможность контроля как за воздушным пространством, так и за целями на земле. Кроме того, новый летающий радар будет превосходить
... Читать дальше »
Крейсер «Маршал Устинов», стоящий на ремонте в Центре судоремонта «Звёздочка», выйдет на ходовые испытания в 3-м квартале текущего года, сообщает FlotProm со ссылкой на пресс-службу завода. «Ведутся швартовные испытания систем и механизмов. Экипаж уже заселен на корабль. Плановый срок выхода на заводские ходовые испытания – 3 квартал 2016 года. Плановый срок сдачи – декабрь», – проинформировали в пресс-службе. «Корабелы северодвинской верфи приняли крейсер для ремонта и модернизации в 2011 году. В октябре 2012 "Маршал Устинов" был переведен в док-камеру "Звездочки" и поставлен на твердое стапельное основание. В этот период выполнялись работы по ремонту осушительной, водоотливной и противопожарной систем корабля, линии вала, винтов, успокоителей качки, других систем и механизмов. Ремонтировался и окрашивался корпус крейсера. В 2013 году "Маршал Устинов" вывели из дока и разместили у мелководной набережной для проведения достроечных и модернизационных работ», – рассказали на предприятии
... Читать дальше »
Корпорация «Иркут» передала ВКС и авиации ВМФ России более 60 тяжелых многоцелевых истребителей Су-30СМ, сообщает РИА Новости со ссылкой на директора по производству Иркутского авиазавода Сергея Яманова. По словам Яманова, начиная с 2012 года Иркутский авиазавод поставил ВКС и морской авиации ВМФ 61 истребитель Су-30 СМ. Су-30 – двухместный многоцелевой истребитель, созданный на базе учебно-боевой модификации Су-27УБ путем глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечения боевых действий других родов авиации, прикрытия наземных войск и объектов, уничтожения десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. Самолет оборудован системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, аппаратурой дальней навигации «Омега», «Лоран» и «Марс» (аналогичная аппаратура применяется на пассажирских самолетах, обслуживающих дальние рейсы). Су-30СМ (с
... Читать дальше »
16 июня в Санкт-Петербурге состоится спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220, который станет самым большим и мощным ледоколом в мире, сообщает пресс-служба ООО «Балтийский завод – Судостроение». «Шестнадцатого июня 2016 года на Балтийском заводе состоится спуск на воду головного атомного ледокола "Арктика" проекта 22220», – говорится в сообщении. Ледокол «Арктика» (не путать с одноименным ледоколом проекта 10520) оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Длина судна – 173 метра, ширина – 34 метра, водоизмещение – 33,5 тысячи тонн. Заложено 5 ноября 2013 года. Главная задача ледокола – проводить караваны судов в Арктике, при этом он способен преодолевать лед толщиной до 2,9 метра с устойчивой скоростью.
ЦКБ «Рубин» завершает создание необитаемого подводного аппарата «Клавесин-2Р-ПМ» для поисково-спасательных работ и исследований. «Создается комплекс "Клавесин-2Р-ПМ", имеющий, по сравнению с комплексом "Юнона", увеличенную автономность и глубину погружения», - цитирует ТАСС гендиректора конструкторского бюро Игоря Вильнита. Автономный необитаемый подводный аппарат «Юнона» был впервые представлен ЦКБ МТ «Рубин» на форуме «Армия - 2015». Согласно данным разработчика, этот аппарат способен погружаться на глубину до одного километра, имеет максимальную скорость 3 м/c и время автономной работы шесть часов. Ранее сообщалось, что АНПА «Клавесин-2Р» войдет в состав комплекса оборудования модернизированных атомных подводных лодок проекта 949АМ.
Зенитный ракетный комплекс «Тор» может полностью стать роботизированным и сбивать цели без участия человека, сообщает ТАСС со ссылкой на гендиректора, главного конструктора зенитных ракетных комплексов Ижевского электромеханического завода «Купол» Иосифа Дризе. Дризе напомнил, что пока оператор комплексу необходим в случае сильных помех, однако в перспективе «Тор» получит расширенные возможности искусственного интеллекта, чтобы выполнять задачи без участия оператора. Он также отметил, что «Тор» в перспективе сможет сбивать крылатые ракеты-невидимки. «Мы работаем над тем, чтобы обеспечить надежное обнаружение и поражение целей с пониженной отражающей поверхностью», - цитирует ТАСС слова Дризе. «Тор» способен уничтожать самолеты, вертолеты, беспилотники и ракеты на средних, малых и сверхмалых высотах. Последняя версия «Тор-М2» может сбивать цели, которые летят со скоростью 700 метров в секунду, на дальности до 12 км и высоте до 10 км. «Тор-М2У» имеет 12 зенитных управляемых ракет
... Читать дальше »
Иван Никитович КОЖЕДУБ - лётчик-ас времён Великой Отечественной, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985). Родился 8 июня 1920-го (это - официальная дата рождения, фактическая же - 6 июля 1922-го!) в с. Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии в семье крестьянина-церковного старосты. В 1934-м окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в г. Шостка. Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. В начале 1940-го поступил на службу в РККА и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиашколу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора. После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, в Чимкент. 23 февраля 1942-го емубыло присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942-го Кожедуб был откомандирован в 240-й ИАП 302-й истребительной АД, формирующийся в Иванове. В марте 1943-го в составе дивизии выле
... Читать дальше »
Сегодня в Иркутске состоялась торжественная церемония выкатки нового пассажирского самолёта МС-21. На церемонии присутствовали премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, вице-премьеры Дмитрий Рогозин и Аркадий Дворкович, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов и другие официальные лица. МС-21 это семейство ближне- среднемагистральных ВС нового поколения вместимостью от 132 до 211 кресел. Разработчик самолёта и производитель - ПАО «Корпорация «Иркут» (входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию), инженерный центр им. А.С. Яковлева отвечает за разработку конструкторской документации МС-21, производство самолётов ведется на Иркутском авиазаводе. Представленный сегодня МС-21-300 носит имя авиаконструктора А.С. Яковлева. «Постройка первого самолёта – важный этап программы МС-21. Мы ждём на Иркутском авиазаводе делегации наших партнёров, действующих и потенциальных заказчиков, представителей федеральных и региональных органо
... Читать дальше »
Единственный в РФ разработчик тяжелых арктических беспилотников - казанское "ОКБ имени Симонова" в 2017 году откроет собственное производство отечественных двигателей, чтобы оснащать ими летательные аппараты для Минобороны РФ. Об этом сообщил ТАСС официальный представитель "ОКБ имени Симонова" Нияз Тагиров. "Мы уже достроили здание, закупили оборудование, сейчас проект на стадии отлаживания производства", - сказал Тагиров. "Мы локализуем производство двигателей для своих нужд, для оснащения беспилотников военного назначения, планируется, что опытные образцы двигателей мы получим в 2017 году", - добавил он. По словам Тагирова, опытная модель тяжелого беспилотника в данный момент проходит этап опытно-конструкторских испытаний с импортным двигателем. "Серийную сборку военного беспилотника планируется начать в 2020 году, к этому моменту у нас будет достаточный уровень локализации по двигателю", - отметил собеседник агентства. По словам Тагирова, работы по созданию беспилотника для
... Читать дальше »
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) получил госконтракт на 2 млрд. руб. на создание модернизированной версии БЛА «Форпост» в интересах российского Минобороны, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в «Ростехе». Как напоминает газета, этот БЛА представляет собой собираемый по лицензии израильской компании IAI БЛА «Серчер» (Searcher), с 2009 года до настоящего времени было заключено несколько контрактов на общую сумму примерно 900 млн. долл. на сборку этих комплексов. Как отмечают «Ведомости», ранее УЗГА заявлял в распространенных на выставке МАКС-2015 материалах о планах поэтапной модернизации и «русификации» комплекса «Форпост», начиная с установки российских средств связи и госопознавания и заканчивания интеграцией комплекса радиотехнической разведки радара бокового обзора. «Ведомости» приводят мнение редактора профильного портала по беспилотной авиации uav.ru Дениса Федутинова, который отметил, что «не совсем понятно, какое место в реализации этих планов будет заним
... Читать дальше »
В пресс-релизе компании отмечается, что холдинг "Вертолеты России" стремится минимизировать зависимость от иностранного программного обеспечения Холдинг "Вертолеты России" (входит в госкорпорацию "Ростех") до конца 2018 года планирует перейти на операционную систему Astra Linux, заменив таким образом до 50% продукции Microsoft. Об этом сообщили в пресс-службе холдинга. "Холдинг "Вертолеты России" стремится минимизировать зависимость от иностранного программного обеспечения и направляет финансирование на развитие отечественного инженерного потенциала с целью перехода на российские разработки в области ИТ и свободное ПО. До конца 2018 холдинг планирует снизить использование решений компании Microsoft до 50%, выполнив переход на операционную систему Astra Linux", - говорится в сообщении. В пресс-службе отметили, что сейчас специалисты холдинга работают над импортозамещением в ИТ-архитектуре управляющей компании и предприятий "Вертолетов России". В компании рассчитывают, что
... Читать дальше »
Разработку можно будет устанавливать на всех типах российских транспортных вертолетов Холдинг "Технодинамика" (входит в госкорпорацию "Ростех") разработает для российских вертолетов грузовую лебедку с самым длинным в мире тросом и рекордной грузоподъемностью, сообщили в пресс-службе компании. "Технодинамика" стала победителем конкурса Минпромторга на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этой теме. В холдинге отметили, что уже готов эскизный проект новой лебедки. "Преимуществами новой системы станут более длинный трос по сравнению с российскими и зарубежными аналогами, максимальная грузоподъемность и высокая надежность", - заверили в пресс-службе. В холдинге пояснили, что "новая система будет обладать самым длинным тросом в мире" (100 метров) и "самой большой грузоподъемностью - до 300 кг". При этом ее можно будет использовать в условиях экстремально низких и высоких температур, в том числе в Арктике. Кроме того, новая лебедка будет
... Читать дальше »
Концерн является одним из ключевых исполнителей проекта модернизации стратегического бомбардировщика КРЭТ закончил первый этап заводских испытаний новейшей системы измерения скорости и высоты полета для стратегических ракетоносцев Ту-95МС. Сегодня КРЭТ является одним из ключевых исполнителей проекта модернизации стратегического ракетоносца Ту-95МС (по кодификации НАТО – «Медведь»). Это последний в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик, а также один из немногих военных самолетов, находящихся на службе непрерывно более полувека. «КРЭТ уже сегодня существенно продвинулся в работе над формированием новых бортовых систем, позволяющих в полной мере продолжить эксплуатацию Ту-95МС, повышая при этом его боевую эффективность и живучесть», – говорится в пресс-сообщении концерна. Конструкторская документация и опытные образцы нового оборудования разработаны в Ульяновском конструкторском бюро приборостроения, входящем в КРЭТ. Там ж
... Читать дальше »
Иркутский авиазавод в 2016 году должен произвести более 40 самолетов Як-130 и Суд-30СМ для Минобороны, передает корреспондент «Газеты.Ru» с Иркутского авиационного завода. «В этом году за 40 — «Яков» и «Сухих», — сказал журналистам представитель завода. Ранее Минобороны и корпорация «Иркут» подписали контракты на поставку до 2018 года примерно по 30 машин Су-30СМ и учебно-боевых Як-130.
В учениях участвуют более 2,5 тыс. летчиков, бортовых специалистов и специалистов наземных служб Более 50 самолетов и вертолетов участвуют в начавшихся во вторник в Крыму и Ростовской области трехдневных летно-тактических учениях, сообщили журналистам в пресс-службе Южного военного округа. "В учениях задействовано свыше 50 воздушных судов, среди них ударные вертолеты армейской авиации Ми-28Н, Ка-52 и Ми-35М, транспортные самолеты Ан-12, Ан-26, а также новейшие двухместные истребители Су-30СМ и модернизированные истребители Су-27", - перечислили в пресс- службе. В округе отметили, что в учениях участвуют более 2,5 тыс. летчиков, бортовых специалистов и специалистов наземных служб. Летчикам оперативно-тактической авиации предстоит перехватывать воздушные цели с электронными пусками ракет, рассказали в пресс-службе. Экипажи вертолетов на полигоне Опук должны будут уничтожать условного противника ракетами и пушечным огнем на дистанциях от 500 м до 5 км в дневное и ноч
... Читать дальше »
Первый полет легкий тренировочный самолет для ВКС РФ Як-152 совершит до конца 2016 года, сообщил журналистам во вторник в Иркутске директор по бережливому производству Иркутского авиазавода Сергей Яманов. В настоящее время находятся в стадии сборки три машины этого типа. "Мы рассчитываем, что до конца года первая летная из этих машин совершит свой первый полет до конца этого года", — сказал он. Як-152 представляет собой двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом и убирающимся трехопорным шасси. Установленное на самолете оборудование позволит начинающему пилоту научиться обращаться с современным пилотажно-навигационным, радиосвязным и прицельным оборудованием. Як-152 имеет двухместную кабину с расположением пилотов по схеме "тандем". Як-152 - самолет первоначальной подготовки, входящий в учебно-тренировочный комплекс Як-130 и предназначен для решения задач первоначального обучения и профессионального отбора на ранней
... Читать дальше »
Какой будет новая инфраструктура ВМФ России Российский тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" на 35-м судоремонтном заводе, где проходит восстановление технической готовности корабля перед летним морским походом. Одна из главных проблем флота 1990-х годов — деградация инфраструктуры базирования. Вместе с «точками» флот терял менее заметные, но не менее важные вещи — включая систему ремонта и обслуживания кораблей. C восстановлением флота ее предстоит разворачивать на новом уровне и в новом облике. До завода и обратно Обвальное сокращение военных расходов в 1990-е годы среди прочего повлекло за собой падение промышленности, которая сжималась, сокращая затраты. Первыми жертвами этого сжатия становились внешние подразделения — в том числе те, что отвечали за ремонт кораблей и судов в пунктах базирования. Это, в свою очередь, резко сокращало уже боевые возможности ВМФ — выход агрегатов из строя надолго лишал соединение рабочей «единицы», отправлявшейся
... Читать дальше »
Новейший фрегат проекта 11356 "Адмирал Эссен", построенный на заводе "Янтарь" для Черноморского флота, передан Военно-морскому флоту в рамках торжественной церемонии поднятия на корабле Андреевского флага, сообщили во вторник в пресс-службе Балтийского флота. "Адмирал Эссен" является вторым в серии из шести фрегатов проекта 11356, строящихся на калининградском заводе "Янтарь" для Черноморского флота. Строительство второй тройки фрегатов в настоящее время приостановлено в связи отказом Украины от поставки силовых установок для кораблей. "В Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" прошла торжественная церемония подъема Военно-Морского Флага России на сторожевом корабле "Адмирал Эссен"", — говорится в сообщении. В пресс-службе отметили, что в торжественной обстановке был зачитан приказ главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва, согласно которому сторожевой корабль включен в состав соединения надводных кораблей Черноморского флота с дислокацией
... Читать дальше »
Новейший сторожевой корабль Черноморского флота "Адмирал Григорович" прибудет 9 июня в Севастополь, сообщил начальник отдела информационного обеспечения ЧФ капитан первого ранга Вячеслав Трухачев. "Девятого июня в Севастополе пройдет торжественная церемония встречи новейшего сторожевого корабля (СКР) Черноморского флота "Адмирал Григорович". Корабль под командованием капитана второго ранга Анатолия Величко полностью завершил программу государственных испытаний и 11 марта текущего года на нем был поднят Военно-морской флаг", — сказал он. Трухачев сообщил, что в рамках межфлотского перехода 29 апреля корабль вышел из Балтийска. В период нахождения в составе постоянной группировки ВМФ в Средиземном море экипаж успешно выполнил курс подготовки и подтвердил готовность к выполнению задач по предназначению в море, а также совершил деловой заход на остров Мальта. "Адмирал Григорович" является головным сторожевым кораблем дальней морской зоны проекта 11356. Сторожевые корабли этой серии
... Читать дальше »
Согласно контракту, все четыре катера должны быть построены до 2017 года, два из них планируется сдать заказчику в 2016 году Рыбинский судостроительный завод "Вымпел" спустил на воду первый из четырех противодиверсионных катеров "Грачонок", построенных по контракту с ВМФ РФ. Об этом корреспонденту ТАСС сообщили в пресс-службе завода. "Сегодня состоялся спуск на воду катера проекта 21980 (шифр "Грачонок"). Это первый из четырех противодиверсионных катеров, которые завод построил по контракту с Министерством обороны РФ, - сказала руководитель отдела по связям с общественностью АО "ССЗ "Вымпел" Татьяна Герасимова. - Ранее таких катеров на заводе не делали". Согласно контракту, все четыре катера должны быть построены до 2017 года, два из них планируется сдать заказчику в 2016 году. Все катера будут служить на Северном флоте. Противодиверсионный катер "Грачонок" водоизмещением 138 тонн и длиной 31 метр может передвигаться с максимальной скоростью 23 узла (42,5 км/час).
... Читать дальше »
Закладка океанографического исследовательского судна (ОИС) "Алмаз" для Минобороны РФ состоится на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде 9 июня, сообщил журналистам представитель предприятия Сергей Михайлов. "Торжественная церемония закладки ОИС "Алмаз", на которой ожидается присутствие представителей министерства обороны РФ, Главного командования ВС РФ, Объединённой судостроительной корпорации, ЦМКБ "Алмаз", областного правительства и предприятий кооперации, состоится 9 июня в эллинге завода", — сказал Михайлов. "Алмаз" станет вторым судном проекта 22010, которое построит ПСЗ "Янтарь". Головное судно этого проекта, получившее имя "Янтарь", завод передал Минобороны РФ в мае прошлого года. Контракт с министерством обороны РФ на строительство ОИС "Алмаз" был заключен в марте этого года. Судно получило имя в честь ЦМКБ "Алмаз", разработавшего проект 22010. По условиям контракта, оно должно быть передано заказчику в 2019 году. Судно проекта 22010 является суд
... Читать дальше »
Морские роботизированные комплексы – настоящее и будущее Что первое приходит в голову, когда мы говорим о создании подводной техники? Конечно же, подводные лодки. Скрытные и хорошо вооруженные, они способны предотвратить конфликт самим фактом своего существования, а если этого недостаточно, то и решить исход конфликта. Еще 20 лет назад этим практически исчерпывалось наше представление о подводных технических средствах. Но за это время появилась новая реальная сила – морские подводные робототехнические комплексы. Началом целенаправленных работ по этой тематике можно считать 60-е годы прошлого столетия, но настоящий бум на рынке создания и использования необитаемых аппаратов произошел только с появлением компактных и надежных средств радиоэлектроники, автоматики и емких источников электроэнергии. На их базе разработчики уже в конце 90-х годов смогли предложить аппараты, вызвавшие широкий и разнообразный интерес. Возможность собирать при помощи таких аппаратов информацию на больши
... Читать дальше »