Главная » 2016»Июнь»16 » Атомный ледокол «Арктика» спустили на воду на Балтийском заводе.
10:36
Атомный ледокол «Арктика» спустили на воду на Балтийском заводе.
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялся торжественный спуск на воду самого мощного и большого в мире атомного ледокола «Арктика» для ФГУП Росамтомфлот. Новый ледокол проекта 22220 (не путать с одноименным ледоколом проекта 10520) имеет размеры 173 метра в длину и 34 в ширину, водоизмещение в 33,5 тысячи тонн и может ломать льды толщиной до 2,9 метра. Главная задача новой «Арктики» – проводка судов и караванов судов во льдах, их буксировка и спасательные работы. Ледокол был заложен в ноябре 2013 года, ожидаемый срок передачи заказчику – 2018 год. Согласно проекту, «Росатомфлот» должен получить еще два ледокола этого типа – «Урал» и «Сибирь» в 2019 и 2020 годах соответственно. Головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» готовится к спуску на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спуск со стапеля самого большой в мире атомного ледокола займет несколько часов, но в то же время откроет новый этап в освоении Россией Арктического региона, богатого энергоресурсами и стратегически важного для обороны страны. О том, зачем России атомные ледоколы и какое значение они имеют для военной сферы, – в материале редакции сайта телеканала «Звезда».
Тысячи тонн и граммы топлива
Новый атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, который не стоит путать с одноименным ледоколом проекта 10520, имеет размеры, сопоставимые с футбольным полем, – 173 метра в длину и 34 в ширину, водоизмещение – 33,5 тысячи тонн. По данным Росатомфлота, новая «Арктика» сможет преодолевать льды толщиной до 2,9 метра, двигаясь при этом со скоростью до двух узлов (3,7 километров в час).
Судно было заложено в ноябре 2013 года, а передать его эксплуатанту планируется в 2018 году. Главные его задачи – проводка судов и караванов в Западном районе Арктики, буксировка судов и плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, участие в спасательных операциях.
Двухреакторная силовая установка РИТМ-200, которой оснащен ледокол, имеет мощность 175 мегаватт и потребляет всего несколько десятков граммов ядерного топлива в сутки. Поршневому двигателю для этих целей потребовались бы десятки тонн нефти. Именно по этой причине дизельные ледоколы в принципе не способны обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике.
«Реактор РИТМ-200 – самая современная и совершенная ядерная установка для надводных судов. Во-первых, в данный момент это самый мощный атомный реактор, когда-либо установленный на ледоколах. Во-вторых, РИТМ-200 способен работать значительно дольше и со значительно большей средней нагрузкой, причем полные перегрузки топлива ему нужны в несколько раз реже, чем его предшественникам. Ну и в-третьих, он самый безопасный: у этого реактора значительно больше "запаса прочности" при возникновении аварийных ситуаций», – рассказал сайту телеканала «Звезда» эксперт в атомной отрасли Владимир Хрусталев.
Ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) разрабатывались в 2000-х годах, однако их строительство началось только в 2013 году, когда и была заложена «Арктика». Кроме нее планируется построить еще два таких ледокола – «Сибирь» (заложен в мае 2015 году) и «Урал» со сроками ввода в эксплуатацию в 2019 и 2020 годах соответственно. Причина, по которой активизировалось строительство атомных ледоколов, заключается в первую очередь в активизации военного присутствия России в Арктике, однако, кроме этого, данные суда способны решать и гражданские задачи.
Арктика как сфера влияния
Курс на возобновление утерянного военного присутствия в Арктике Минобороны взяло несколько лет назад. С тех пор на арктических островах и материковой части России были построены шесть баз: на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля) и Рогачево (архипелаг Новая Земля), а также на мысе Шмидта и острове Врангеля.
Причин тому несколько. Во-первых, пущенная с подводной лодки в Баренцевом море баллистическая ракета долетает до Москвы менее чем за 15 минут, а значит, системы ПВО в Арктике – часть «ядерного щита» страны. Во-вторых, именно в российской части Арктики находится до 40% всего газа и нефти этого региона, и Россия должна бороться за них. Ну и в-третьих, российская Артика уже через 10–15 лет станет кратчайшей дорогой из Европы в Юго-Восточную Азию. По морскому арктическому пути будут ходить нефтеналивные танкеры и танкеры с искусственно сжиженным газом. И проход таких судов без ледоколов может грозить серьезной аварией. Поэтому контролировать этот путь стратегически важно.
Развитие военной инфраструктуры в Арктике – второй наравне с Крымом проект, в который вкладываются огромные ресурсы, и нет ничего удивительного в том, что практически все предприятия ОПК (и не только) стремятся принять в нем участие. Строятся арктические версии вертолетов (Ми-8АМТШ-ВА), систем ПВО («Тор-М2», «Панцирь»), разрабатываются новые вездеходные шасси, в условиях Крайнего Севера проходят испытания боеприпасы и средства защиты, создается новая экипировка для военнослужащих, огнестрельное оружие и многое другое. Развивает свои проекты и Росатомфлот.
В данный момент ресурс большинства находящихся на балансе Росатомфлота ледоколов заканчивается через пять-семь лет. Речь идет о ледоколах «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы», а также «Таймыр» и «Вайгач». Кроме того, 5 мая в свое первое за десять лет плавание отправился прошедший ремонт атомный лихтеровоз «Севморпуть», причем курс он взял на остров Котельный, на котором создается военная база МО РФ. Сообщается, что судно доставило на остров 5,5 тысячи тонн груза – стройматериалы и продукты питания.
Ледокол для армии
Продление ресурса старых ледоколов и создание новых ведется далеко не только для их использования в гражданских целях. Так, в Январе 2016 года директор Росатома Сергей Кириенко и председатель наблюдательного совета Борис Грызлов предложили министру обороны РФ Сергею Шойгу рассмотреть возможность создания на базе атомного ледокола «Советский Союз» подвижного командного пункта.
«На мой взгляд, держать на ледоколе постоянный подвижный командный пункт с личным составом не вполне резонно, а вот создать инфраструктуру для его появления в случае необходимости полезно», – считает бывший командующий Северным флотом, член Совета Федерации от Мурманской области Вячеслав Попов.
По его словам, это даст возможность командованию в случае необходимости управлять силами в арктической зоне. «По моему мнению, это будет не командный пункт министра обороны, а регионального командования, в частности Северного флота», – сказал Попов.
Отдельно нужно сказать о том, ледоколы проекта 10520 имеют возможность конверсии во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для одного из них («Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование было частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано.
О решении министра ничего неизвестно, однако уже 1 февраля на официальном сайте Росатома появилось сообщение о том, что Росатомфлоту планируется придать статус федеральной ядерной организации. Стоит отметить, что все из восьми ФЯО в составе Росатома имеют или имели ранее оборонное направление деятельности.
Помимо возможности круглогодичной навигации, атомные ледоколы незаменимы в экстренных ситуациях. Так, в 1983 году в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали 50 судов, в том числе и первый в мире атомный ледокол «Ленин». Спасти суда, а значит, и ожидающие сезонного завоза арктические поселки помог атомоход «Арктика».
Ключевое значение ледоколы имеют и для снабжения российских военных баз. С их помощью навигационный период может быть расширен с четырех-пяти месяцев в году до девяти.
Новые ледоколы
Стоит отметить, что спуск на воду нового ледокола «Арктика» – это первая ласточка. По словам военного эксперта Ильи Крамника, России необходимо обновлять свою атомную ледокольную группировку, иначе она довольно скоро сократится: из относительно новых ледоколов остается только «50 лет Победы».
«У нас идет строительство еще одного ледокола аналогичного типа, планируется строительство еще одного более крупного, а значит, мы сохраним возможность по поддержанию судоходства по Северному морскому пути. Особенно в сочетании с дизельными ледоколами меньшей размерности, которые предназначены для работы на реках и в портах. Мы сохраним возможность снабжать свои арктические базы, в том числе в сложных условиях, и обеспечивать проход коммерческих судов по Северному морскому пути», – прокомментировал Крамник.
Ледоколом нового типа, о котором упомянул эксперт, станет ледокол-лидер типа ЛК-110Я – «ледокол мощностью 110 мегаватт (на валу) с ядерной силовой установкой». В настоящее время проектирование этого судна находится в активной фазе и завершится до конца года.
Этот тип ледоколов сможет обеспечить круглогодичную проводку караванов по Северному морскому пути благодаря тому, что способен ломать лед до 4,3 метра толщиной. Именно за счет широкого корпуса он будет проводить за собой крупнотоннажные суда, причем средняя скорость проводки судов вырастет до 12 узлов против шести, которые обеспечивают ледоколы типа «Арктика». Ввести ЛК-110 планируется в 2022–2024 годы, а стоимость программы, согласно данным главы Росатомфлота Вячеслава Рукши, составит 2,1 миллиарда рублей.
Фото: «Балтийский завод – Судостроение»/Атомфлот/Минобороны России Автор: Яблочкин Кирилл/Михаил Рычагов