Автожурналисты знают, что получить машину из пресс-парка на тест-драйв бывает непросто. Согласование сроков с пиарщиками, гарантийные письма, ожидание в очереди… А если это не просто машина, а БТР-82А? Тогда все еще сложнее! Тут не представительство фирмы, а Министерство обороны РФ! Вместо пресс-парка – знаменитый полигон «Алабино», где недавно отгремели соревнования по «танковому биатлону». У нас, конечно, не танк, но смысл почти тот же: есть башня, есть пушка, есть броня… Нет только гусениц, зато есть 8 колес – тоже неплохо. Основная функция БТР-82А – доставка десанта к месту выполнения боевой задачи, а в случае прямого контакта с противником он должен иметь возможность поддержать десант огнем. 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А72 и 7,62 мм пулемёт ПКТ скрыты (на нашей модели пулемета не оказалось) в причудливой и необитаемой башне, а башня «утыкана» шестью установками отстрела дымовых гранат системы 902В «Туча». Правда, с более мощными противниками он вряд ли сможет конкурировать: броня толщиной от 9 до 10 мм может остановить только огонь из мелкокалиберного стрелкового вооружения, плюс БТР для серьезного боя очень высокий. С обычным автомобилем у БТР куда больше общего, чем у танка или, скажем, самоходной гаубицы «Мста-С», которую мы тестировали недавно. И дело не только в колесах: тут есть фары, задние габаритные фонари, боковые зеркала, дворники и даже поворотники. Хоть сейчас выезжай на гражданскую трассу и кати себе спокойно… До тех пор, пока ДПС или ВАИ тебя не заметят. Если нужна скорость, то 100 километров в час для БТР-82А не проблема, больше – уже сложнее. Нехватку острых ощущений можно компенсировать путешествием по пересеченной местности или даже по воде: водомет на корме может до 12 часов толкать махину по волнам со скоростью 10 км/ч. Главное, чтобы волнение воды было не более 2 баллов и водитель не забыл поднять волноотражающий щиток на носу. Застряли на подъездах к озеру, и не помог даже привод 8х8? Как же это вас угораздило… Открывайте лючок на носу машины, в нем спрятана встроенная лебедка.
Но приходится верить на слово офицеру: тест-драйва с плаванием и вытягиванием лебедкой мне никто не обещал. Но сейчас, кажется, будет что-то поинтереснее. Ребята в камуфляже тащат к БТР огромные ящики с боеприпасами… Будем стрелять!
Орудие готово, дымовые гранаты заряжены, машина выезжает на огневую позицию и…. Огонь! Первый выстрел, хлесткая звуковая волна проходит через все тело, второй, третий, отстрелянные гильзы вылетают из башни. В ушах звон, на лице – дурацкая улыбка. Все? А вот и нет. Орудие выдает короткую очередь – после пятого выстрела каждый звук залпа из очереди, как игла, впивается в барабанные перепонки. Ошарашенный и совершенно глухой стоишь в тумане от пороховых газов, вдыхаешь… И снова на лице та глупая улыбка.
А теперь точно все. Экипаж направил машину обратно на исходную и, повернув орудие в поле, проверяет наличие оставшихся боеприпасов. Расстреляно все – солдаты пошли собирать отстрелянные гильзы, а у меня наконец-то появилась возможность потрогать стального монстра руками.
Полезли на броню. У БТР-82А несколько отделений: на корме силовое, посередине десантное, потом боевое и на носу – отделение управления. Под крышкой силового кроется дизельный турбированный V8 от КАМАЗ, мощностью 300 л.с. и с 750 Нм момента. Да, конечно, не Гелендеваген G 65 AMG с его 1000 Нм, но даже 16 тонн «бэтээра» он тянет за милую душу. Расход впечатлит даже владельца Chevrolet Suburban – на 100 км уходит в среднем 38 литров солярки. Под стать и баки – в сумме два резервуара вмещают 300 литров и позволяют проехать без дозаправки внушительные 600 километров. Чтобы каждый раз не пускать V8, имеется вспомогательная силовая установка (ВСУ) мощностью 5 киловатт, которой хватает для обеспечения боевой машины электричеством.
Идем дальше… В десантное отделение можно попасть через два двустворчатых люка по каждому борту машины. Внутри просторно – могут поместиться 6 человек в полном обмундировании плюс носилки. Самой примечательной деталью является ярко-зеленый противоосколочный коврик, который поглощает большую часть взрывной волны и не дает осколкам поразить живую силу внутри. Из чего он состоит, выяснить не удалось – гостайна! Стены корпуса обшиты чем-то напоминающим кожу – это специальная баллистическая ткань или защищающая от осколков и даже, в какой-то мере, от радиации.
Что дальше? Боевое отделение необитаемое – наводчик управляет орудиями из изолированного отсека, чтобы не дышать пороховыми газами, поэтому сразу же идем в «управление». Точнее – лезем через два люка в крыше. По нормативу боевой расчет должен успевать занять места за 10 секунд. Кажется нереальным, но все решают тренировки.
У наводчика рабочее место достаточно тесное, и управляет он орудием с помощью уже знакомого мне джойстика-«чебурашки». Поигравшись с кнопками, переходим на место водителя. Тут руль, три педали, ручка КПП и набор рычагов понижающих передач, блокировок дифференциалов и т.д. Все, как в автомобиле, – почти все элементы управления от КАМАЗа.
Справа, на месте командира, радиостанция Р-168-25У и прибор измерения радиационного фона ИМД-21. Все борта в отделении обиты все тем же материалом – довольно уютно. Взглянем на приборную панель водителя: один из главных элементов – большая шкала давления колес. Кстати, даже со всеми простреленными колесами БТР-82А на скорости 40 км/ч, с постоянно включенной системой подкачки, сможет проехать около 300 километров. И если даже половину колес оторвало, машина доедет на четырех вместо восьми.
Коробка передач тоже «грузовая», только усиленная: 5 передних передач и 1 задняя. Первая включается до упора влево и вниз, вторая – справа от первой и так далее. Мотор запускается удивительно тихо – главное, выставить ручной газ, чтобы он не заглох. Обзор из передних стекол достаточно широк, но слепые зоны по бокам просто бесконечны.
Плавно трогаюсь и сразу же поражаюсь легкости и информативности руля с гидроусилителем, который поворачивает сразу 4 колеса. Впрочем, маневрировать непросто – вы же помните про слепые зоны по бокам? Можно вести обзор через триплексы, но все равно не очень удобно, так что в поворот входишь просто вслепую. Командир говорит – «дело привычки». Так и есть – спустя некоторое время я закладывал в поворот уже с большим энтузиазмом. Плавность хода – изумительная: сидения с амортизаторами и независимая подвеска каждого колеса делают свое дело. Каждый мост имеет принудительную межколесную блокировку – при резком нажатии на газ чувствуешь, как все 8 колес гребут грязь. Тут главное – не перестараться, ведь если машину понесет, то тут уже ничем не помочь – летишь в свободный дрифт. Это, кстати, новшество БТР-82А – на прежних модификациях были самоблокирующиеся дифференциалы, которых не хватало для сурового бездорожья.
Полный привод – жестко подключаемый, причем мосты отключаются парами. В походном режиме и на твердом покрытии обычно «за глаза» хватает формулы 8х4 – так и расход ниже, и износ трансмиссии происходит медленнее.
Когда смотришь на 16-тонную бронемашину со стороны, с трудом верится, что управлять ей так просто – немногим сложнее внедорожника с «механикой». Единственное, чего не хватает, так это регулировки водительского кресла на салазках – мне было тесновато, и ноги, постоянно согнутые в коленях, быстро уставали от постоянных перемещений с газа на тормоз и обратно. Ну и руль, пожалуй, непривычно крупный. Все это я, конечно, не сказал командиру боевой машины – он бы не понял. Применительно к военной технике привычные автомобилистам категории оценки не работают.
Что такое БТР?
БТР-82А – это модернизированный вариант советского БТР-80, который принят на вооружение совсем недавно, в 2012 году. Отличие версии с буквой «А» в индексе – в наличии автоматической пушки вместо крупнокалиберного пулемета на «просто» БТР-82. А наш экземпляр – постоянный участник Парада Победы на Красной площади.
|