О вертолетах «Ми» и «Ка». В СМИ про вертолеты Ми-26, Ми-8 и Ми-24 только и читаешь: выдающийся, непревзойденный, уникальный…, поэтому имеет смысл с этих точек зрения взглянуть и на проекты фирмы «Камов». Мы привыкли увязывать фирму «Камов» с вертолетами соосной схемы, которую они, единственные в мире, сумели довести до совершенства. Но это справедливо только отчасти, поскольку и у самого Николая Ильича Камова, и у его ученика Сергея Викторовича Михеева в выборе схемы шаблона как такового не было и для конкретного проекта они использовали ту схему, которая лучше отвечала стоящей перед ними задачи. В конце сентября в Правительстве начались обсуждения вопроса о преодолении отставания отечественного тяжелого вертолетостроения. В начале октября 1951 года Николай Ильич был вызван в Кремль, где на совещании была поставлена задача срочного создания транспортных вертолетов. М.Л. Миль доложил проект двенадцатиместного Ми-4, а Камов — проект Ка-14-2. Срок создания вертолетов устанавливался в один год. Николай Ильич попросил два года, на что Берия посоветовал ему «обратиться в собес».
У М.Л.Миля для будущего проекта уже был заложен фундамент: во-первых, серийно выпускался Ми-1 с хвостовым винтом, а во-вторых у американцев в корейскую войну хорошо себя показал S-55 И.Сикорского, который им и был взят за образец при создании Ми-4, но сделал его грузоподъемнее.
Н.И.Камов представил проект с продольным расположением несущих винтов, для реализации которого требуется минимум в два раза больше времени, о чем Л.Берия, наделенный соответствующими полномочиями, должен быть хорошо информирован. Но проект Н.И.Камова передал услужливому А.С.Яковлеву, который обещал сделать за год. Понятно, что за один год проект этот не был выполнен, больше того - когда ведущий конструктор И.А.Эрлих довел Як-24 до ума, то Яковлев от него вообще отказался под предлогом загруженности самолетами. А вертолет получился очень хорошим, в частности, с теми же несущими винтами имел крейсерскую скорость =180к/ч. (Ми-4 =135к/ч), грузоподъемность до 3т.
С тех пор и поныне КБ Миля – эдакое привилегированное сословие, а КБ «Камов» - на второстепенных ролях, выдающиеся проекты которого торпедируются в пользу вертолетов МВЗ. Сегодня показательным примером такого отношения служит замена в Армейской Авиации лучшего ударного вертолета Ка-50 на бездарный, да ещё и сырой Ми-28Н, который в конкурсах трижды проиграл «Черной акуле», но победил в кабинетах М.О. Повод придумали наиглупейший: «одноместность», когда за летчика – оператора работает автоматика и любой школьник не задумываясь ответит, что автоматика работает лучше человека, в данном случае надежнее и оперативнее оператора и намного дальше схватывает цель. Абсурдность такой критики еще и в том, что конструкторы всего мира прогнозируют в будущем вообще замену боевых летательных аппаратов с экипажами - на беспилотные, в том числе и вертолетов.
Министром Обороны тогда был Сергей Иванов, главкомом ВВС – генерал В.Михайлов, а грязную возню вокруг «одноместности» вертолета «Черная акула» организовали конструкторы МВЗ.
Результат их кабинетного «конкурса» не заставил долго ждать: «Ночной охотник», не успев освоиться в частях, выдал две аварии и две катастрофы по конструкторской недоработки, в которых унес жизни двух Героев России. Сегодня у этих вертолетов, во избежание появления стружек в редукторах, понижена мощность двигателей ВК-2500 с 2400л.с. до 2200л.с. каждого, или в сумме - на 400л.с.
Вывод простой: немедленно прекратить поставки в ВКС вертолетов Ми-28Н и восстановить в серии выдающиеся Ка-50, что будет справедливо! Звено ударных вертолетов в составе одного командного Ка-52 и 2-3 «Черных акулы» на сегодняшний день будет по-настоящему боевой и самой продуктивной группой!
Мне запомнился еще один момент из вертолетной жизни, я тогда был молодым командиром Ми-4. Вертолет по шумности зашкаливал все допуски, поскольку впереди стоял поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью в 1700л.с., а сзади не менее шумный главный редуктор. При такой моще крейсерская скорость составляла 135к/ч., а максимальная – 155к/ч. (В данном случае претензии исключены – первый вертолет!). В это время в журнале «Гражданская авиация» появилась статья с предложением замены Ми-4 на вертолет Ка-25 в гражданском исполнении для Аэрофлота.
Красивый, аэродинамичный вертолет с самолетным хвостовым оперением на фото обложки легко держал микроавтобус на внешней подвеске весом 1600кг. Такой энерговооруженности вертолет Ми-4 мог только позавидовать. И скоростные характеристики предлагаемого Ка-25 для вертолета того времени тоже впечатляли: крейсерская скорость =185к/ч, а максимальная =220к/ч. Тогда я не сомневался, что этот замечательный вертолет в недалеком будущем будет эксплуатироваться и в Аэрофлоте. Но, нет, «злые языки» говорили, что М.Л.Миль задавил его своим авторитетом, заявив, что вместо Ми-4 будет выпускаться Ми-8. Но Ми-8 оказался вертолетом классом выше и тяжелее, чем Ми-4, поэтому заменил его только своими размерами. До сих пор жалею, что не пришлось поработать на вертолете Ка-25.
Зато по трассе газопровода Мессояха – Норильск нередко возили комиссии из 8-12человек на вертолетах Ми-8, когда эти перевозки можно было выполнять на более дешевых и экономичных Ка-25, но видно когда дело касается личного престижа, то у генеральных конструкторов МВЗ интересы Государства в счет не принимаются! Сегодняшний генеральный конструктор МВЗ А.Самусенко вообще больше напоминает «эффективного» менеджера, чем конструктора, который до сих пор не выпустил не одной новой модели и красиво паразитирует на старых разработках М.Л.Миля, переставляя топливные баки или переделывая задние створки в рампу на Ми-8 и т.п.
Ми-38 – это проект его предшественников, да и то за 30 лет никак в серию не выйдет.
Считаю, что руководство «Вертолетов России» без волокиты и бюрократии должно создать все необходимые условия для скорейшего запуска вертолета Ка-32-10 в серию, а проектам Ка-92 и Ка-102 дать зеленую улицу, прекратив транжирить государственные деньги на «научно- исследовательские» идеи, которые в фирме «Камов» давно проведены: «Глубоко модернизированный вертолет Ка-32 пока имеет условное обозначение Ка-32-10, причем на этой машине двигатели ВК-2500 прописаны в качестве штатных. ОАО "Камов" уже были проведены летные испытания вертолета "Ка" с двигателями ВК-2500 и существующий главный редуктор "пропускает" повышенную взлетную мощность от двигателей ВК-2500. Поэтому ОАО "Камов" готово перейти к установке на вертолетах "Ка" соответствующего класса двигателей ВК-2500", - отметил генконструктор.
Немного статистики. На НИОКР создания новых самолетов и вертолетов в 2006 году планируются затраты в сумме 7,5 млрд. рублей 13.10.2005 Новости Армии
13 мая 2014 На разработку нового скоростного вертолета Российская Федерация планирует выделить более 7,5 миллиардов рублей. Как заявил заместитель министра промышленности России Юрий Слюсарь: «Планируется разработать перспективный вертолет, который пойдет на серийное производство в 2020 году.
19 Января 2016. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь сообщил, что Россия планирует выделить из государственного бюджета около 7,5 млрд рублей, которые пойдут на разработку перспективного скоростного вертолета.
Как видим Государством деньги выделяются с завидной регулярностью и в огромных количествах на «НИОКРы», но современных вертолетов НЕТ! И вывод здесь весьма неутешительный: или конструкторы МВЗ разучились строить новые модели вертолетов, или деньги расходуются не по назначению??
В 1969 году камовцы предложили для армейской авиации вариант десантного вертолета с продольным расположением несущих винтов В-50. Стремительный, ракетоподобного вида фюзеляж с его расчетной максимальной скоростью до 400к/ч. очень хорошо подходил бы не только для десантирования, но и вывоза раненых бойцов, поиска и спасения экипажей, в том числе и в Сирии. Вот только почему-то Высокие Военные после И.В.Сталина с завидной регулярностью отказываются от современной лучшей во всех отношениях техники в пользу «суперсовременного» старья типа Ми-8 и Ми-24?
Ведущим конструктором В-50 был Игорь Александрович Эрлих, который с вертолетом Як-24 приобрел достаточного опыта, чтобы проект В-50 воплотить в жизнь, который без 7,5млрд. руб. далеко обошел бы «легендарного» Ми-8 и по скорости, и по производительности!
Во-вторых, мне как командиру вертолета Ми-8 непонятно слово «выдающийся». Во времена СССР ему в производственных условиях по трассам запрещалось летать по приборам (ППП). Пример. Ленинград характерен «гнилой» погодой, откуда после ремонта мы на Ми-8 должны убыть в Норильск, имеем допуск к полетам по ППП (Правила Полетов по Приборам). Рассудили так, что это аэропорт для больших самолетов, значит должны выпустить и нас, благо и в Лодейном Поле и в Петрозаводске с погодой все в порядке. Диспетчер нам подписывает задание на вылет и мы счастливые садимся в кресла, запрашиваем разрешение на запуск двигателей.
Ответ: «Запуск запрещаю! В нашем аэроузле производственные полеты вертолетам Ми-8 по ППП запрещены»! И пошли мы назад в гостиницу «не солоно хлебамши». Ну, какой же он ВЫДАЮЩИСЯ, если ему в производственных условиях запрещено летать по приборам??? Выдающийся он в сравнении с Ми-4, но не тянет на такой титул в сравнении с Ка-32, который получил сертификат типа по американским нормам летной годности FAR-29 еще в 1998г. в Канаде, чего не удостоился Ми-8!
А вот еще один высокоскоростной проект от «Камова»: в 1975году был представлен комиссии вариант штурмовика поперечной схемы с толкающим винтом В-100.
Предполагалось, что при боевой загрузке в 3000 кг он сможет летать с максимальной скоростью в 450 км/ч подниматься на высоту до 6500 м и иметь радиус действия 700 км. Членами комиссии проект был высоко оценен, но не принят к разработке «по причине неудолетворительных массогабаритных характеристик аппаратов подобной схемы».
И находят же какие-то откровенно дурацкие отговорки: Ми-6 –вон какая огромная махина, работал в Афганистане и никто не имел претензий к нему по массогабаритам! Но безопасность полетов из-за отсутствия хвостовых винтов у камовских проектов куда выше, чем у вертолетов Ми-8/24/28/35, но такой очень важный аргумент у министерских генералов в счет не идет, потому что не им выпендриваться на хвостатых вертолетах в настоящей боевой обстановке, а рядовым летчикам! А в Сирии опять работают Ми-24 и, если в этой ситуации правильно разбираюсь, то с тем объемом работы, что положили на их плечи, они не справляются, поэтому принято решение к ним на помощь направить вертолеты Ка-52. А ведь куда более продуктивно эту работу выполняли бы штурмовики В-100 с боевой загрузкой в два с лишним раза больше, чем Ми-24 и в полтора раза быстрее.
К конструкторам МВЗ давно созрел вопрос: Мужики, деньги вам на «НИОКРЫ» выделяют очень солидные, а ГДЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВЕРТОЛЕТЫ?