Главная » 2016»Февраль»21 » Ядерное «сердце» и 200 убойных ракет: на что способен эсминец-невидимка «Лидер».
07:46
Ядерное «сердце» и 200 убойных ракет: на что способен эсминец-невидимка «Лидер».
О проекте новейшего российского эсминца «Лидер» разговоры шли еще с 2014 года. Было много споров, в том числе по двигателю — либо газотурбинная либо атомная установка, по водоизмещению и по вооружению. Сейчас в интересах Военно-морского флота ведутся проектно-конструкторские работы по созданию эсминца нового поколения с ядерной энергетической установкой. Облик нового перспективного эсминца, которому присвоен номер проекта 23560 «Лидер», обрисован пока в общих чертах. По словам главкома, он будет иметь гораздо большее водоизмещение, чем его предшественники, стоящие сейчас на вооружении эсминцев проекта 965 «Сарыч». Ударная мощь вооружения эсминца будет сопоставима с ударной мощью малого крейсера. А еще этот корабль, который уже назвали «корабль-стелс», будет практически невидим за счет новейших технологий в самой конструкции и радиоэлектронного оборудования. Известно, что эсминец проекта 23560 «Лидер» был разработан Северным проектно-конструкторским бюро, входящем в состав Объединенной судостроительной корпорации. Корабль будет обладать водоизмещением около 18 тысяч тонн, длинной 200 метров и шириной 20 метров. Автономность плавания — 90 суток в дальней морской и океанской зоне.
Вооружение «Лидеров» будет состоять более чем из 200 ракет — 60-70 противокорабельных и крылатых дальнего радиуса действия, в том числе типа «Калибр» и «Оникс», 16 противолодочных и 128 зенитных ракет. Также эсминец оснастят двумя двухтрубными торпедными аппаратами СМ-588 комплекса «Пакет-НК». Авиагруппа корабля будет представлена двумя палубными вертолетами Ка-27 или Ка-32.
Судя по всем этим параметрам и «начинке», «Лидер» станет ударным кораблем, который сможет выполнять задачи в любой точке Мирового океана как самостоятельно, так и в составе рейдера. Этому эсминцу будет по силам и поддержка береговых подразделения, и уничтожение крупных морских группировок противника, в том числе и авианесущих.
Вообще, русское название «эсминец» происходит от слов «миноносец» - торпеды раньше называли «самодвижущимися минами», а «эскадренный» подразумевает способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Со времен Первой мировой войны эсминцы стали многоцелевыми боевыми кораблями. А современные эсминцы равны по водоизмещению легким крейсерам Второй мировой, но значительно превосходят их по мощи.
Больше всего эсминцев сейчас имеется на вооружении ВМС США — около 60. Впрочем, используются они в основном для охраны авианосных групп, поддержки сухопутных войск и высадки десанта. Водоизмещение — около 9600 метрических тонн (практически в два раза меньше, чем у перспективных российских «Лидеров»). Вооружение достаточно мощное, но большей частью уже заметно устаревшее. Американцы планировали до 2020 года построить порядка десяти новых эсминцев, но из-за дороговизны проекта сократили его до трех кораблей подобного класса.
Еще меньше водоизмещение у эсминцев Королевских ВМФ Великобритании — около 5000 тонн. Их в строю 8 и используются они в основном как средство противовоздушной обороны авианосцев. Англичане проводят замену эсминцев на более современные, тоннаж которых составляет уже 8000 тонн.
Советский ВМФ ставку на эсминцы не делал — как на название класса корабля. Сходные по характеристикам были БПК (большой противолодочный корабль), предназначение которых, впрочем, было гораздо шире, чем борьба с подводными лодками противника. Уже после 1991 года российский флот вернулся к созданию эсминцев, название которых подходило к разным кораблям этого класса — собственно эскадренным миноносцам, легким крейсерам и тяжеловооруженным фрегатам.
Единственный корабль, который квалифицировался как чисто эскадренный миноносец, был эсминец проекта 956 «Сарыч», которые и сейчас еще находятся в составе ВМФ (из 17 построенных — в строю осталось 3, 2 корабля находятся в ремонте). Их основным предназначением считается борьба с надводными кораблями и поддержка десанта, а также противовоздушная и противолодочная оборона. Водоизмещение — 6500 тонн.
А вот эсминец проекта «Лидер» обещает стать универсальным кораблем, способным заместить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: старые эсминцы, БПК и малые ракетные крейсеры. Обладая скоростью в 30 узлов и большой автономностью плавания, новый эсминец будет представлять собой плавучую крепость с мощным ракетным вооружением, в том числе противовоздушным, а также артиллерийским. Благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане.
Первый эсминец проекта 23560 «Лидер» планируется заложить уже в нынешнем году. А до 2022 года предполагается построить 6 новых эсминцев, оснащенных атомной установкой. Подобный выбор, с отказом от газотурбинной установки, связан в том числе с нарушениемУкраиной контрактов на поставку турбин нашей стране. Впрочем, по словам зампредседателя комитета по обороне и безопасности Госдумы РФ Франца Клинцевича, подобные «санкции» для отечественного флота только на пользу — успешный опыт использования атомных установок на подводных лодках в ВМФ велик, а большая тоннажность эсминцев вполне подходит под их установку на надводных кораблях.
«Появление таких кораблей в составе Российского флота станет одной из наиболее печальных новостей для США, - считает Франц Клинцевич. - Один такой эсминец может стать аналогом современной полноценной флотской группировки с возможностью самостоятельно вести бой даже с современной авианосной группой противника».