09.03.2010 / Военный паритет / vpk.name
На форуме keypublishing.com опубликовано «последнее» фото МиГ-35Д (Максим Брянский) и характеристики МиГ-35 и МиГ-35Д.
Разработка и начало серийного производства истребителей нового унифицированного семейства – это серьезное достижение РСК «МиГ». МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2 и МиГ-35/МиГ-35Д в ближайшие 10-15 лет займут место основного продукта корпорации. По нашим оценкам, до 2020 года ВВС России и инозаказчикам будет поставлено 250–350 истребителей унифицированного семейства на сумму 10–12 млрд. долларов.
МиГ-35 – мост к новому поколению
По уровню внедрения передовых технологий этот самолет далеко опередил основных конкурентов 2007-08-17 / Николай Николаевич Бунтин - директор программы, главный конструктор, инженерный центр "ОКБ им. А.И.Микояна" РСК "МиГ".
Если спросить любого – даже далекого от авиации – человека в России (да и во многих странах мира), какие машины создает российская самолетостроительная корпорация «МиГ», он наверняка ответит: «Истребители». Свой высокий авторитет «МиГи» завоевали, защищая небо нашей страны и десятков государств мира, а также успешно конкурируя на рынках с самолетами лучших зарубежных фирм.
В кабине МиГ-35 главком ВВС Александр Зелин. Рядом с ним шеф-пилот РСК «МиГ» Павел Власов.
Оставив позади трудные 1990-е годы, РСК «МиГ» вновь обрела уверенность в своих силах и ясно видит свои перспективы – как ближайшие, так и отдаленные. Преодоление кризиса стало результатом точных технических решений и опоры на собственные ресурсы, в частности на потенциал уникальной конструкторской школы инженерного центра «ОКБ имени А.И.Микояна».
В чем же суть технической политики корпорации? Как отвечает она на вызовы времени?
Если говорить кратко, то в ближайшей перспективе основную ставку мы делаем на совершенствование истребителей четвертого поколения и на максимальное освоение технологий нового поколения.
Такая стратегия позволяет решить две основные задачи.
Во-первых, мы обеспечиваем МиГам тот уровень тактико-технических и эксплуатационных характеристик, который сегодня требуется российским Вооруженным силам и иностранным заказчикам. Нашими основными конкурентами выступают такие самолеты, как Rafale, Eurofighter Typhoon, F-16 block 50/52 и block 60, F/A-18E/F. Большинство из этих истребителей находятся в начале жизненного цикла, их поступление в строй началось уже после 2000 года. Новому МиГу предстоит померяться силами с названными машинами в тендере ВВС Индии.
Во-вторых, последовательное освоение и интеграция на борт МиГов новейших технологий создает базу для перехода к принципиально новым пилотируемым и беспилотным боевым летательным аппаратам, которые будут соответствовать требованиям середины XXI века.
Отметим, что именно уровень внедрения новых технологий, а не формальная принадлежность к тому или иному поколению определяет боевую эффективность самолета. Например, относящийся ко второму поколению МиГ-21 при оснащении его современным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и вооружением способен побеждать в бою истребители четвертого поколения. Это продемонстрировали модернизированные МиГ-21-93 индийских ВВС в учебных схватках с американскими F-16 и F-15.
С другой стороны, при отсутствии всех необходимых технологий самолет, формально относящийся к новому поколению, может оказаться недостаточно эффективным или слишком дорогим для заказчика. Пример, демонстрирующий справедливость последнего утверждения, – американский истребитель F-22A.
СОВЕРШЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПЛЮС НОВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
Избранное направление развития ИЦ «ОКБ имени А.И.Микояна» привело после нескольких лет упорного труда к созданию нескольких самолетов, которые мы называем новым унифицированным семейством истребителей. Базовые машины этого семейства – корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ – серийно выпускаются по заказу ВМС Индии. Вместе с тем разработан и уже востребован иностранным покупателем «сухопутный» вариант этого самолета – МиГ-29М/М2.
Высшая точка нового унифицированного семейства – истребитель МиГ-35 в одноместном и двухместном (МиГ-35Д) вариантах, прототип которого был построен в РСК «МиГ» в конце 2006 года.
Этот самолет поколения «4++» спроектирован для требовательных заказчиков – таких, как ВВС России и Индии. Приступая к разработке МиГ-35, мы исходили из фундаментального требования: он должен превосходить по боевым и эксплуатационным качествам истребители четвертого поколения и успешно противостоять в воздушных боях самолетам пятого поколения.
В качестве основного пути повышения боевой эффективности МиГ-35 было избрано совершенствование БРЭО. Именно оно отличает эту машину от других самолетов нового унифицированного семейства – МиГ-29М/М2, МиГ-29К/КУБ. Причем отличия носят эволюционный характер: от модели к модели доля систем и приборов пятого поколения увеличивается.
В целом по уровню интеграции на борт технологических решений, относящихся к пятому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет себе равных среди европейских самолетов.
Сосредоточиться на электронике позволила великолепная аэродинамическая концепция МиГ-29, потенциал которой еще не исчерпан. Ее совершенство дало возможность при проектировании на базе МиГ-29 нового семейства примерно на 50% увеличить внутренний запас топлива и более чем в два раза – боевую нагрузку. Внешние топливные баки и система дозаправки в полете (в том числе от однотипных самолетов) увеличивают радиус действия МиГ-29К/КУБ и МиГ-35 до уровня тяжелых истребителей.
Максимальная взлетная масса МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 возросла на 30% и достигла 23,5 тонны. Фактически из легкого весового класса он перешел в средний. Для сохранения одних и улучшения других летно-технических характеристик, в конструкцию введено ряд усовершенствований. Например, улучшены несущие свойства крыла и повышена прочность конструкции.
Обновлена силовая установка. Теперь она включает двигатели РД-33МК, имеющие повышенную на 10% тягу, бездымную камеру сгорания, увеличенную надежность и больший ресурс. РД-33 и его модификации разработаны санкт-петербургским ОАО «Климов» и серийно выпускаются в Москве на ММП им. Чернышева.
В качестве опционального решения для МиГ-35 предлагаются модернизированные РД-33 с всеракурсным отклонением вектора тяги. Что такое сверхманевренность, которую они обеспечивают, видели многочисленные посетители авиашоу двух последних лет, в которых участвует МиГ-29М ОВТ. Этот экспериментальный самолет не планируется запускать в серию, однако на нем мы отработали и проверили технологию, относящуюся к новому поколению.
Опираясь на конструктивные решения МиГ-29К, МиГ-29М2 и МиГ-29М ОВТ, конструкторы РСК «МиГ» смогли приступить в рамках проекта МиГ-35 к радикальному обновлению электроники.
Это обновление преследовало ряд целей:
– истребитель должен был стать многофункциональным, причем эта многофункциональность должна реализовываться днем и ночью в любых погодных условиях;
– многоканальная (радар плюс оптроника) информационно-прицельная система должна обеспечивать ведение воздушного боя и поражение наземных (надводных) целей в пределах и за пределами визуальной видимости;
– выживаемость истребителя в воздушном бою должна обеспечиваться прежде всего развитыми радиоэлектронными и оптико-электронными системами;
– информационно-прицельные системы должны обеспечить высокую степень автономности истребителя при решении боевых задач;
– необходимо обеспечить возможность включения истребителя в существующие и перспективные группировки в соответствии с концепцией сетецентрических боевых действий.
AESA-РАДАР: НАШ САМОЛЕТ ВПЕРЕДИ
Главный элемент многоканальной информационно-прицельной системы МиГ-35 – это РЛС «Жук-АЭ», оснащенный активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Он разработан корпорацией «Фазотрон-НИИР» на базе серийного радара «Жук-МЭ», который устанавливается на МиГ-29К/КУБ и МиГ-29СМТ.
РЛС обеспечивает реальную многофункциональность, ведение воздушного боя за пределами прямой видимости, возможность одновременной атаки нескольких воздушных и наземных целей.
«Жук-АЭ» имеет большую дальность обнаружения, чем радары современных истребителей поколения «4+». Он способен работать в режимах картографирования, в том числе и с синтезированной апертурой. Возможности радара позволяют выделять движущиеся цели и распознавать их тип по вторичным признакам, а также определять число целей в группе.
РСК «МиГ» и «Фазотрон-НИИР» видят перспективы совершенствования радара «Жук-АЭ» за счет увеличения числа приемо-передающих модулей более чем в полтора раза. Это позволит улучшить практически все характеристики локатора, включая дальность обнаружения, число сопровождаемых и атакуемых целей.
МиГ-35 – первый истребитель Европы, на котором установлена РЛС с АФАР. Это не случайно. Четверть века назад «МиГ» стал пионером внедрения на истребителей радаров с электронным сканированием. МиГ-31 с пассивной фазированной антенной решеткой опередил конкурентов из США, Франции и других стран.
ВТОРОЕ ЗРЕНИЕ
Но как бы ни был совершенен радар, его недостаточно для решения всех задач в воздушных боях настоящего и будущего. Все большую роль будут играть пассивные, прежде всего оптико-электронные системы, обнаружения и целеуказания, которые обеспечат скрытность действий перспективных самолетов. В комплексе с радаром они позволяют выполнить ключевое требование к новым истребителям: многоканальность информационно-прицельной системы.
Современная оптроника МиГ-35 обеспечивает ведение воздушного боя днем и ночью в пределах и за пределами визуальной видимости. Дальность обнаружения воздушных целей достигла нескольких десятков километров. Системы ОЛС-УЭ и ОЛС-УЭМ, установленные соответственно на МиГ-29К и МиГ-35, имеют телевизионные, инфракрасный и лазерный каналы. Они обеспечивают обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей, а также определение дальности для них и выдачу целеуказания высокоточному оружию.
Прогресс, по сравнению с оптроникой предыдущего поколения, достигнут за счет использования технологий, ранее не применявшихся в авиации. Соответственно в кооперацию разработчиков истребителей унифицированного семейства привлечен НИИ прецизионного приборостроения (НИИ ПП), входящий в систему Роскосмоса и создающий сложнейшее оптико-электронное оборудование для космических систем.
Аппаратура этого предприятия позволяет измерять угловые координаты с точностью 1–2 угловые секунды, что соответствует линейному смещению 5-10 мм на дальности 1 тыс. км.
Выполняя требование реальной многофункциональности, конструкторы РСК «МиГ» установили на МиГ-35 оптико-электронную систему ОЛС-К, решающую задачи навигации, целеуказания оружию и разведки. Размещение системы в конформном контейнере позволило охватить всю нижнюю полусферу и одновременно сэкономить одну из 11 точек внешней подвески и облагородить аэродинамику самолета.
Дальность обнаружения наземных (надводных) целей при помощи оптико-электроннных станций составляет десятки километров. Оптико-электронные системы НИИ ПП позволяют сопровождать несколько целей, что выгодно отличает их от существующих аналогов.
В целом возможности оптронных систем МиГ-35 соответствуют западным системам, запланированным к принятию на вооружение в составе истребителей пятого поколения или модернизированных самолетов поколения «4++».
НЕВИДИМЫЙ ЩИТ
Проектируя МиГ-35, конструкторы понимали, что потенциальные заказчики – российские и зарубежные – потребуют существенно повысить выживаемость истребителя.
Новый самолет, как и серийно выпускаемый МиГ-29К/КУБ, имеет сниженную радиолокационную заметность. Наряду с этим помогает решить задачу выживаемости ряд других мер, таких как конструктивная защита и резервирование систем.
Тому же способствует высокая автономность базирования самолета, обеспеченная комплексом технических и технологических решений, например, бортовой кислороддобывающей станцией. Истребитель способен выполнять посадку на необорудованных аэродромах ночью и в сложных метеоусловиях. То есть группировка МиГ-35 в военное время может распределиться по полевым аэродромам и выйти из-под удара врага.
Для повышения выживаемости машины в воздухе ставка была сделана на развитый комплекс обороны, включающий радиоэлектронные и оптико-электронные системы.
В бою за пределами визуального обнаружения наиболее эффективный способ сорвать направленную против тебя атаку – создать эффективные помехи системам обнаружения и наведения врага. Но сначала его нападение надо обнаружить. И в этом отношении МиГ-35 нет равных. Две оптико-электронные системы самолета – слежения за выпущенными ракетами и обнаружения лазерного облучения – лишают противника фактора внезапности и дают пилоту истребителя достаточно времени, чтобы уклониться от атаки или применить имеющиеся средства противодействия. Оборонительные оптико-электронные системы имеют круговой обзор, а их дальность действия достигает нескольких десятков километров.
Вместе со станциями радиотехнической разведки и передатчиками помех все эти системы формируют бортовой комплекс обороны – своеобразный невидимый щит, окружающий МиГ-35 в небе.
БОЕВЫЕ СИСТЕМЫ
Продвинутые информационные системы, как прицельные, так и оборонительные, повышают ситуационную осведомленность экипажа МиГ-35 и позволяют истребителю действовать в качестве эффективной автономной боевой единицы. Одновременно возможности помехозащищенных систем связи и передачи данных выводят информационное взаимодействие внутри группировок МиГ-35 на новый уровень. Реализуется принцип: «Что видит один, видят все».
Самолет может быть без каких-либо серьезных проблем интегрирован в группировки, построенные в соответствие с концепцией сетецентрических боевых систем.
Боевые возможности МиГ-35 намечено последовательно наращивать за счет расширения арсенала машины. В состав вооружения будут вводиться новейшие разработки российских фирм, которые пока публично не представлены. Однако уже можно сказать, что истребитель получит ракеты, позволяющие уничтожать наземные цели с большого расстояния, не входя в зону ПВО противника.
МиГ-35, в том виде, в котором он представлен руководству Вооруженных сил РФ в начале января 2007 года, создан в исключительно российской кооперации. Для нас было принципиально важно показать, что отечественные предприятия способны создать технику нового поколения для боевой авиации нашей страны.
Вместе с тем, если зарубежный заказчик того пожелает, на борт МиГ-35 будут интегрированы системы и вооружение иностранных фирм. Соответствующий позитивный опыт накоплен в рамках программы МиГ-29К/КУБ и ряде других проектов.
БОЕГОТОВНОСТЬ И ЭКОНОМИЯ
Хотя МиГ-35 внешне похож на МиГ-29, с точки зрения боевой эффективности, он представляет собой качественно новый самолет. Не меньше различий у МиГ-35 и МиГ-29 в части эксплуатационных характеристик.
Все истребители унифицированного семейства спроектированы с учетом фундаментального требования: обеспечить высокую боевую готовность и безопасность, а также минимизировать стоимость жизненного цикла самолета.
Срок службы МиГ-35 должен быть не менее 40 лет, летный ресурс машины превышает 6 тыс. часов. Существенно повышена надежность самолета, двигателя и авионики.
Число агрегатов с ограниченным ресурсом, по отношению к самолетами предыдущих модификаций, уменьшено в 3,5 раза.
Все истребители нового унифицированного семейства, включая МиГ-35, рассчитаны на эксплуатацию по техническому состоянию, что предусматривает отказ от капитальных ремонтов самолета, удлинение сроков между регламентированными процедурами технического обслуживания, снижение его трудоемкости и стоимости. Повышенная надежность самолетов и новые формы обслуживания позволяют проводить все необходимые процедуры непосредственно в авиационном подразделении, что позитивно сказывается на боеготовности. Как следствие, стоимость летного часа МиГ-35 (как и МиГ-29К/КУБ) составляет 42% от аналогичного показателя истребителей МиГ-29/МиГ-29УБ, поставлявшихся в 1980–1990-е годы.
Радикально улучшенные эксплуатационные характеристики новых МиГов – серьезный козырь в борьбе за мировой рынок, который все в большей и большей степени ориентируется на самолеты с низкой стоимостью жизненного цикла. Помимо прочих факторов, эта тенденция связана с быстрым ростом цен на авиационное горючее.
Оптимизация эксплуатационных характеристик особенно плодотворна, когда она касается не отдельных самолетов, а всего авиационного парка. С этой точки, зрения МиГ-35 – это наилучшее решение и для ВВС России, и для авиации многих других стран, имеющих на вооружении ранние варианты МиГ-29.
МиГ-35 – в небе Бангалора (Индия). Фото Петра Бутовского
Возможности МиГ-35 потрясли американских военных Важно.Ru, 3 ноября 2008 г. www.militaryparitet.com
Охотники за решеткой
Не так давно авиационный мир облетела скандальная новость — спецслужбы США проводили настоящую охоту за бортовой радиолокационной станцией, установленной на индийском истребителе Су-30МКИ, снимая ее характеристики всеми возможными способами. Оказалось, наш радар по ряду параметров превосходит те РЛС, что стоят на истребителях американского производства.
Однако настоящим потрясением для наших конкурентов на мировом рынке вооружений стала демонстрация на авиасалоне в индийском Бангалоре истребителя МиГ-35 с радаром, созданным на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР).
Эта решетка обеспечивает реализацию поистине фантастических возможностей по обнаружению самых различных воздушных, наземных, морских и даже космических целей. Кроме того, у пилота появляется возможность сканировать окружающее самолет пространство и вести воздушный бой одновременно. Во многих авиастроительных фирмах мира пытались и пытаются установить на истребители компактные РЛС, построенные на элементной базе фазированных решеток. Однако проблема в своей реализации настолько сложная, что решить ее, и то частично, удавалось лишь в СССР и США.
Впервые радар с пассивной фазированной решеткой был установлен еще на МиГ-31. И до последнего времени этот самолет оставался единственным в мире истребителем-перехватчиком, оснащенным бортовой РЛС такого типа.
Лишь в последние годы в США смогли в рамках реализации проекта истребителя пятого поколения создать хорошие, но очень дорогие РЛС с фазированной решеткой. На авиасалоне «Фарнборо-2008» впервые был продемонстрирован этот самый радар пятого поколения с активной фазированной решеткой. По заявлению американцев, его можно устанавливать на борт глубоко модернизированных истребителей F-16 в различных модификациях. Мировые авиационные специалисты считают, что боевые самолеты ХХI века должны оснащаться лишь такими РЛС. И отрадно, что мы в этом сложнейшем научно-техническом направлении не аутсайдеры.
Тот еще «Жук» Отечественный «Жук-АЭ», созданный в корпорации «Фазотрон» специально для МиГ-35, проходит летные испытания. Главный конструктор РЛС нового века — заместитель гендиректора Корпорации Юрий Гуськов. Надо сказать, ситуация не совсем обычная для современной России — не формальный, а реальный топ-менеджер предприятия является еще и признанным в мире специалистом по проектированию самых современных авиационных РЛС.
Российский АФАР, как считают его создатели, в перспективе обеспечит дальность обнаружения воздушных целей до 300 км. Сейчас дальность действия бортовых РЛС в 100 км считается отличной. Помимо экспортного варианта для МиГ-35, который сейчас становится основным претендентом на победу в тендере средних истребителей для ВВС Индии, активно-фазированные «Жуки» начнут устанавливать на всех модернизируемых МиГ-29.
На форуме keypublishing.com опубликовано «последнее» фото МиГ-35Д (Максим Брянский) и характеристики МиГ-35 и МиГ-35Д. |