Эта машина появилась еще в конце 1990-х, она была разработана по заказу индийских военных под огромный (более 200 бортов) контракт на переоснащение ВВС. В качестве основы взяли предложения по самолету Су-30МК, созданному, в свою очередь, на базе самолетов Су-30. Последние разрабатывались как двухместные машины управления для соединений ПВО, оснащенных перехватчиками Су-27. Индийский Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП, обеспечившими сверхманевренность, и принципиально новым бортовым радиоэлектронным комплексом так называемой «открытой архитектуры» стал заметным событием в отечественном авиапроме последних 25–30 лет. После индийцев его закупил Алжир, а затем — Малайзия, для которой в 2007 году сделали отдельную версию Су-30МКМ. Именно на базе версии МКМ в 2012 году был предложен вариант Су-30СМ, который с декабря того же года начали поставлять для ВВС и морской авиации России. Двухместные машины универсальны, они способны как бороться за господство в воздухе, так и наносить удары по наземным целям. Морская авиация видит в них носителей противокорабельных ракет. По ряду данных, к 2020-му году российские военные могут закупить суммарно до 180–200 машин этого типа.