Катастрофа самолёта Су-27 ВКС России в Пушкинском районе Московской области, по предварительным данным произошла из-за инсульта лётчика во время полёта, сообщил источник в комиссии по расследованию причин катастрофы. "По предварительным данным, причиной крушения самолёта стал инсульт у лётчика во время полета" (?), - сказал собеседник агентства. Истребитель Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» разбился в Подмосковье 9 июня при выполнения полёта на церемонии открытия памятника авиаторам России, лётчик майор Сергей Еременко погиб. Самолёт потерпел катастрофу в 2 км от деревни Мураново. Он упал в лесополосе, жилых домов рядом нет, взрыва после падения не последовало. "Болеющий небом": памяти командира звена "Русских витязей" Сергея Еременко За месяц до гибели пилот дал интервью ТАСС для спецпроекта "Всегда на высоте", посвященного пилотажным группам 9 июня истребитель Су-27 разбился в Подмосковье после выполнения показательного полета. Летчик авиагруппы "Русские витязи" майор Сергей Еременко увел машину от населенного пункта и спас мирных жителей ценой своей жизни. Ему было 34 года. За месяц до гибели пилот дал интервью корреспонденту ТАСС, в котором рассказывал об особенностях пилотажа, о своей работе и жизни в небе. Публикуем выдержки из его комментариев для спецпроекта "Всегда на высоте", посвященного 25-летию авиагрупп "Стрижи" и "Русские витязи".
Сергей Еременко Источник: Марина Лысцева/ТАСС
О небе – Когда долго в отпуске не летаешь, все равно начинает небо сниться. Вроде думаешь, что устал от работы, а проходит неделя-вторая, и снова хочется за штурвал самолета. Все-таки, можно сказать, что мы больны небом, каждый из нас.
– Идти к этому всю жизнь, прийти и бросить? Нет, конечно. Думаю, это мечта любого летчика. Настоящая вершина.
О летчиках – Летчик - это обычный человек, просто требования к нему более строгие. Когда только начинаешь летать на пилотаж, непривычно действие перегрузки. Требуется время, чтобы освоиться. Однако все потом входит в привычку.
О пилотаже – При одиночном пилотаже перегрузка может доходить до 9 g (единиц), а это значит, что на человека давит тяжесть в девять раз больше его собственного веса. Групповой пилотаж обычно не превышает перегрузок в 6 единиц. При этом даже при перегрузке в три единицы уже трудно оторвать руку от колена.
– Практически все фигуры выполняются на перегрузках. Пожалуй, наиболее сложные по выполнению - это "Колокол" и проход на минимальной скорости (200 км/ч). Нужно поддерживать самолет, не дать ему завалиться и не уйти в штопор. При таком дискомфорте летчики должны выдерживать свое место в строю, молниеносно соображать и реагировать на различные отклонения, слушать команды ведущего.
О фигурах – Возьмем в качестве примера фигуру "Бочка" (поворот самолета вокруг продольной оси на 360 градусов). Если она одиночная, то это базовая фигура, выполняемая всеми летчиками. Если групповая - то это уже сложно, делают ее только пилотажники.
– Когда "Бочку" делает авиагруппа, основной смысл и мастерство - в синхронном выполнении этой фигуры, одновременно начатой и законченной, в четком выдерживании своего места в строю и положения самолетов в пространстве. Одиночная же "Бочка" в бою дает летчику возможность внезапно поменять свое пространственное положение, уйти от ракеты противника.
О самолетах – Глобальной разницы между самолетами, конечно, нет, но "микроскопические" нюансы, разумеется, всегда найдутся. На одном самолете двигатели чуть по-разному работают, садишься в другой - оба выходят на мощность одинаково. И конечно, летчик, который летал за штурвалом отдельно взятой машины, все расскажет про крошечные отличия в ее управлении.
– Су-30 по сравнению с Су-27 абсолютно другой - как по пилотированию, так и по управлению двигателями. Там все на электронике. В какой-то мере он чуть сложнее для группового пилотажа. Когда они поступят к нам в часть, придется облетывать их парно, постепенно привыкать к управлению, пилотированию в составе группы. В одиночном пилотаже появится гораздо больше возможностей, он будет гораздо более красочным и разнообразным. Там можно выполнять такие фигуры, которым и названий-то еще не придумали.
Сергей Еременко Источник: Марина Лысцева/ТАСС
Авиашоу: смертельно опасная работа
Русские витязи (LIMA 2013). Фото: Марина Лысцева, fotografersha.livejournal.com
Только за первые десять дней лета в мире случилось четыре серьезных происшествия с самолетами, которые участвовали в авиашоу. Два из них закончились гибелью пилотов.
2 июня в США разбился истребитель F/A-18 пилотажной группы Blue Angels, пилот Джефф Кусс погиб. В тот же день разбился F-16 группы Thunderbirds. 9 июня в результате катастрофы Су-27 погиб командир звена "Русских витязей" Сергей Еременко, а вечером того же дня в Нидерландах потерпел крушение швейцарский истребитель Northrop F-5. Все они принадлежали к военным пилотажным группам.
Самолеты пилотажной группы Blue Angels Источник: militaryparitet.com
В мире ежегодно проходят десятки различных авиационных мероприятий с показательными выступлениями, и каждый год при подготовке к ним или во время выступления гибнут люди.
Крупные международные авиасалоны попадают в заголовки новостей, однако показательные полеты проходят и на множестве праздников, с авиацией напрямую не связанных. Их гораздо больше, чем можно себе представить по сообщениям в прессе.
Только за несколько месяцев 2016 года в мире произошло девять авиапроисшествий и катастроф летательных аппаратов, которые либо участвовали в показательных выступлениях, либо готовились к ним.
В результате этих аварий погибли как минимум восемь человек. В 2015 году произошло семь катастроф и авиапроисшествий, связанных с показательными полетами, в которых погибли 11 человек.
Авиашоу стабильно собирают толпы зрителей, готовых ехать по пробкам за город, на аэродром, чтобы посмотреть на высший пилотаж в небе.
С риском для зрителей
Специфика авиационного шоу, в отличие от, скажем, автомобильного, такова, что самолет во время выступления находится над зрителями. История знает несколько катастроф, которые унесли много жизней на земле.
Летом прошлого года на авиашоу в Великобритании Hawker Hunter T7 врезался в автостраду в Западном Эссексе. Как рассказывают очевидцы, самолет сорвался на выходе из "мертвой петли". Задев несколько автомобилей на близлежащей трассе А27, "Хокер" взорвался на обочине дороги. Пилоту удалось выжить.
В июне 2011 года десять человек погибли и более 50 были ранены в результате падения истребителя P-51 времен Второй мировой войны близ города Рено в США. Самолет выступал на авиашоу, пилот не справился с управлением, рухнув рядом с трибунами.
27 июля 2002 года произошла Скниловская трагедия (по названию села подо Львом). На авиашоу, проходившем в львовском аэропорту, во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27 упал на толпу зрителей. Тогда погибли 77 человек, среди которых было 28 детей. Пострадали более 500.
В 1993 году в Нижнем Тагиле спортивный Як-52 упал в центре города на площадь, заполненную людьми. Погибли 19 человек.
В 1988 году во время показательного выступления на базе ВВС США "Рамштейн" в Германии в воздухе столкнулись три MB-339 итальянской аэробатической группы Frecce Tricolori.
Один из них рухнул на землю рядом со зрителями, и обломки самолета вместе с горящим топливом буквально накрыли толпу. В результате погибли 70 человек, включая троих пилотов, почти 350 получили ранения. Среди погибших было 16 детей.
В 1952 году в Фарнборо в результате катастрофы истребителя DH110, развалившегося в воздухе, погибли 29 человек.
При этом пилоты периодически оказываются в ситуации, когда за спасение жизней на земле приходится заплатить собственной жизнью.
Погибший 9 июня после выступления на авиашоу в Подмосковье командир звена "Русских витязей" гвардии майор Сергей Ерёменко, по свидетельству очевидцев, перед падением постарался выбрать место в густонаселенном районе, где не было жилых домов, и, возможно, не успел из-за этого спастись сам.
За несколько дней до этого пилот Джефф Кусс из американской аэробатической группы Blue Angels также уводил свой F/A-18 от домов, которыми была густо застроена местность вокруг аэродрома. Он также не успел катапультироваться и погиб.
Правила полетов
После этих трагедий в разных странах были введены правила, согласно которым фигуры группового или индивидуального высшего пилотажа нельзя исполнять над зрителями, а также совершать маневры, направленные в их сторону.
Теперь все показательные выступления происходят на удалении от трибун над специальной зоной.
При этом дистанция в каждой стране своя, но не слишком большая - 200, максимум 400 метров. Если ее увеличить, авиашоу потеряет зрелищность.
В Великобритании правила полетов на авиашоу учитывают как технические параметры самолета, так и опыт пилотов.
Так, например, минимальная дистанция до трибун для военных самолетов составляет 250 метров, но если скорость превышает 550 километров в час, то она возрастает до 450 метров.
Гражданским самолетам и вертолетам правила разрешают приближаться к зрителям на расстояние 50 метров, если те летят на скорости менее 185 километров в час (100 узлов), но если при этом самолет выполняет фигуры высшего пилотажа, то дистанция увеличивается до 100 метров.
На износ
Обобщать причины, в результате которых происходят аварии во время подготовки или проведения авиашоу, практически невозможно.
Прежде всего потому, что видов воздушных выступлений и техники, которая в них участвует, слишком много.
Во время шоу летчики показывают групповой и индивидуальный пилотаж; это могут быть боевые, учебно-тренировочные, спортивные самолеты, восстановленные исторические машины, вертолеты - наконец, для выступлений специально разрабатывают и создают специальные аэробатические летательные аппараты.
Нередки случаи, когда причиной аварии или катастрофы становятся неполадки техники.
Су-27 пилотажной группы "Русские Витязи" Источник: Марина Лысцева/ТАСС
По предварительным данным министерства обороны России, Су-27 "Русских витязей", разбившийся в четверг, мог быть неисправен. Версию об отказе систем самолета также рассматривают и в ходе расследования катастрофы американского F/A-18.
В России в минобороны уже несколько лет говорят о том, что ресурс самолетов, которые используют пилотажные группы "Стрижи" и "Витязи", подходит к концу и что их необходимо менять.
Однако, как рассказал Би-би-си бывший командир пилотажной группы "Стрижи" Валерий Морозов, на самом деле самолеты регулярно проходят техническое обслуживание, и если их допускают к полетам, то они исправны.
В российских пилотажных группах "Витязи" и "Стрижи", по его словам, используются боевые самолеты, которые никак не адаптированы к авиашоу. "Помимо задач на пилотаж, выполняются задачи по боевой подготовке", - сказал он.
У российских истребителей, по его словам, не сняты даже пушки. Американская пилотажная группа Thunderbirds, чей самолет разбился 2 июня, также использует боевые самолеты F-16, которые можно использовать по прямому назначению, а F/A-18 Blue Angels отличаются от строевых: там вместо пушки был установлен бак для выпускания дыма, а также слегка изменена система управления в кабине.
МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи" и Су-27 пилотажной группы "Русские Витязи" Источник: Марина Лысцева/ТАСС
Многие аэробатические группы предпочитают использовать учебно-тренировочные самолеты. Среди них - российские "Крылья Тавриды" (базируются в Борисоглебске Воронежской области, а не в Крыму), которые летают на Як-130, британская группа Red Arrows, летающая на Hawk, итальянская Frecce Tricolori (Aermacchi MB-339), Patrouille de France (Alpha Jet).
Разумеется, техника их пилотирования отличается, однако принципиальной разницы для профессионального пилота, на каких самолетах выполнять высший пилотаж, как отмечают эксперты, нет. И боевые истребители, и учебные реактивные самолеты в групповом пилотаже способны выполнять одинаковые трюки.
Разница заключается в зрелищности: боевые самолеты многим зрителям нравятся больше, внушительней, в то время как учебные самолеты, как заметил Константин Богданов, - это больше воздушный спорт.
Профессионалы
По словам Морозова, летчики российских военных пилотажных групп - профессионалы, которым можно доверять.
"Здесь работают профессионалы, которые знают тонкости и нюансы этого дела. Риск сводится к минимуму, а если что-то возникает, то это нестандартная ситуация, которую летчик тоже должен решать", - сказал он.
С ним согласен и профессиональный пилот гражданской авиации, в прошлом - летчик-испытатель Алексей Кочемасов, который рассказал Би-би-си, что пилоты заняты подготовкой к выступлениям постоянно.
"Они это делают каждый день на протяжении десятков лет. Каждый день. Люди, попадающие в пилотажную группу, занимаются этом профессионально. Он утром приходит, даже если он не летает, он эти вещи обсуждает, разрабатывает", - сказал пилот.
По словам Морозова, пилоты, которые летают в составе "Стрижей" и "Витязей", являются обычными военными летчиками, просто более тренированными.
Он отмечает, что попасть в пилотажную группу сложно, поскольку летчик должен быть одновременно молодым и опытным: "И еще должна быть психологическая совместимость. Это очень важно. Допустим, поругался он с кем-то, сел полетел. Не очень будет комфортно с ним лететь".
Пилоты говорят, что подготовка к авиашоу занимает много времени и на земле, где летчики заранее простраивают план полета и всех фигур пилотажа.
Но и такие профессионалы совершают ошибки - история знает немало примеров, когда на авиашоу случались катастрофы из-за "человеческого фактора".
По словам экспертов, все дело в том, в каких условиях работают эти люди. Эти условия отличаются не только от жизнидеятельности обычного, среднего человека, но даже и от того, в каких условиях летают простые пилоты.
Алексей Кочемасов, сравнивая обычный пилотаж с высшим, который применяют в аэробатических группах, сказал, что они отличаются примерно так же, как отличается обычная ходьба по земле с выступлением на канате под куполом цирка.
"Высший и сложный пилотаж - это управление машиной на грани, а иногда и за гранью возможного, причем и возможного для человека в том числе", - сказал Константин Богданов.
За всю историю пилотажной группы Blue Angels, которая была сформирована в 1946 году, погибли 27 пилотов. Это примерно один из десяти летчиков, которые входили в состав группы. Red Arrows с 1969 года потеряли восьмерых пилотов. Thunderbirds потеряли троих пилотов во время катастроф на авиашоу, но многие погибли в ходе других полетов. В результате трех катастроф погибли шестеро пилотов из состава "Русских Витязей".
Павел Аксенов |