Программа разработки совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальмагистрального лайнера CR929 набирает обороты, разработчики как с российской, так и с китайской стороны ищут поставщиков комплектующих, заключают с ними контракты. В мае было объявлено, что совместное предприятие получило заявки от семи отечественных и зарубежных поставщиков двигателей. Месяцем ранее совместное предприятие CRAIC представило Росавиации и Администрации гражданской авиации Китая предложения, касающиеся процедур сертификации лайнера. В июне CRAIC согласовало общий вид и геометрические размеры ВС. В июле Объединённая авиастроительная корпорация и COMAC подали официальную заявку на поставку шасси. В октябре к программе присоединилась итальянская компания Leonardo, которая совместно с китайской стороной будет разрабатывать и производить композиционные элементы фюзеляжа самолёта. Уточнение геометрических характеристик лайнера внесло определённость с его пассажировместимостью: вариант CR929-600 будет иметь до 280 кресел, CR929-500 - 250 мест и вариант CR929-700 сможет принять на борт до 320 пассажиров. Ожидается, что у CR929 будет более высокий пустой вес, чем у B787 и A350 при том же технологическом уровне двигателей. Предполагается использование в качестве силовой установке производных Rolls-Royce Trent 1000-TEN / 7000 или General Electric GEnx. Это согласуется с приведённой дальностью полёта для версии CR929-600 равной 12 000 км, что аналогично 242-тонному варианту A330-300, в котором используются двигатели с более низкой тягой и более высоким удельным расходом топлива. Модель CR929-500 будет иметь дальность полёта до 14000 км, а CR929-700 - до 10000 км.
На первоначальном этапе ОАК и Comac планируют оснащать самолёт двигателями от одного из крупнейших западных производителей, в дальнейшем предполагается использование российского двигателя ПД-14. GE Aviation и Rolls-Roys ответили на запрос предложений по двигателю в июле 2017 года. Pratt & Whitney также предложила разработать новый двигатель на базе своих имеющихся наработок.
Объединённая двигателестроительная корпорация подписала с АО "Авиадвигатель" контракт стоимостью более 66 млрд рублей на разработку к 2023 году демонстрационной силовой установки ПД-35-1 с тягой 32-34 тс. В двигателе будут представлены самые современные технологии, в том числе композитная вентиляторная лопатка турбины, керамические матричные композиты и усовершенствованные системы охлаждения.
Уровень тяги выбирался из расчёта на первоначальный вариант лайнера - CR929-600, с учётом того, что самолёт получается тяжелее, чем хотелось, плюс внимание к требованиям увеличенной версии -700.
Вариант предложения самолёта с силовыми установками от разных производителей можно наблюдать на среднемагистральном MC-21 корпорации Иркут, поставки которого намечены на первый квартал 2020 года. Заказчики самолёта смогут выбирать вариант либо с двигателями ПД-14, либо с P&W PW1400G.
Выбор поставщиков ключевых систем и оборудования является частью этапа разработки Gate 3, который, как ожидается, будет завершён к середине 2019 года. Другие последующие шаги включают завершение продувок моделей самолёта в аэродинамических трубах и выбор конструкционных материалов.
CR929 планируется ввести в эксплуатацию в конце 2020-х годов, однако как и в любой другой новой программе разработки самолётов не будет неожиданностью возникновение задержек и сдвиг этапов на более поздние сроки.
Производство самолётов будет налажено в Шанхае на мощностях Comac, что ещё на один шаг приблизит Китай на пути к глобальному коммерческому аэрокосмическому рынку. Китайскому производителю легче будет наладить партнёрские отношения с западными поставщиками и создать инфраструктуру по продажам, маркетингу и поддержке своих собственных разработок.
С другой стороны, западные производители, участвующие в программе CR929, получат доступ к огромному рынку значительного потенциала, который представляет из себя китайская гражданская авиация.
В тоже время глобальная напряжённость в торговле, а именно между США и Китаем и эскалация торговой войны может увеличить стоимость западных систем и комплектующих, что автоматически приведёт к росту стоимости лайнера. Также может произойти сбой в цепи поставок западного оборудования, материалов и технологий.
Тем не менее, быстрый экономический рост и увеличение пассажиропотока в Китае обещают растущий рынок новых авиалайнеров и, соответственно, хорошие продажи самолёта в КНР. Российские авиакомпании также будут активно модернизировать флот в предстоящие годы. Поэтому рынок будет достаточно ёмким, чтобы на нём нашлось место для CR929.
Есть надежда, что сегодняшняя растущая напряжённость в торговле будет относительно краткосрочным явлением, а разработка и производство самолётов - это программы, рассчитанные на долгосрочный период.
Для ОАК и COMAC представляется рискованным рассматривать текущую напряжённость в качестве движущей силы в процессе отбора поставщиков, потому что после выбора ключевого поставщика, будет сложно изменить его в ходе реализации программы.
Согласно прогнозу FlightGlobal, за десять лет после начала продаж CR929 CRAIC может разбить дуополию Airbus и Boeing. Прогнозируется, что поставки CR929 и других типов широкофюзеляжных самолётов будут иметь общую совокупную стоимость в $110 миллиардов.
Большая часть спроса неизбежно будет поступать из России и Китая, у партнёров уже есть самолёты ARJ21, C919, SSJ100 и MC-21. Из 305 заказов C919 255 - от китайских авиакомпаний и арендодателей, а также 206 из 223 заказанных ARJ21. ОАК имеет уже 175 твёрдых заказов на MC-21, в конце октября в России поднялся в небо 171 SSJ100, Аэрофлот в сентябре подписал соглашение на поставку в ближайшие годы ещё 100 этих региональных самолётов.
По прогнозу Flight Global большая часть спроса на CR929 поступит из Китая (61%), при этом в Россию и СНГ ожидается 11% поставок. В небольших количествах прогнозируются поставки в Африку, Азиатско-Тихоокеанский регион и на Ближний Восток.
Кроме авиакомпаний, размещающих заказы на CR929, ранние поставки, скорее всего, будут поступать от китайских операционных арендодателей. Эти покупатели будут проявлять активность, учитывая их заказы на ARJ21 и C919. Тем не менее, несуществующий самолёт может вызвать у них беспокойство. Лизингодатели и финансисты не будут уверены в ликвидности и остаточной стоимости CR929 пока программа находится в начальной стадии разработки, и не доказана целесообразность её финансирования.
На предстоящем Airshow China-2018 в Чжухае аэрокосмический мир ожидает узнать больше об этой амбициозной российско-китайской программе и получить более детальную информацию о поставщиках, технологиях и характеристиках ВС.
По материалам издания Flight Global Фото (с) Comac America