Оборонка не заметила западной дробинки Западные санкции нанесли чувствительный удар по некоторым отраслям экономики, но предприятия радиоэлектронной промышленности (РЭП), похоже, его просто не заметили. В прошлом году им удалось удержать положительные тенденции в развитии промышленного производства и научно-технической деятельности, сказал на коллегии Минпромторга глава ведомства Денис Мантуров. Коллегия 27 мая подвела итоги работы ведомства и наметила планы на 2016-й и последующие годы. Впрочем, это были еще и итоги выполнения федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентой базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы». Надо отдать должное Минпромторгу, в условиях санкций ему удалось совершить настоящее чудо. Особо впечатляют итоги 2015 года. По предварительным данным, общий объем производства в РЭП в сопоставимых ценах вырос на 21,9% по сравнению с 2014 годом, в том числе объем выпуска товаров и услуг промышленных предприятий увеличился на 32,6%, научных организаций – на 4,4%. Сразу возникает вопрос: а где же изобилие отечественной радиоэлектроники? Не ищите его на прилавках магазинов. Более 90% продукции отрасли – исключительно военная. Среднестатистические 286 тыс. человек (численность занятых в отрасли тоже увеличилась по сравнению с 2014 годом на 3,4%) трудятся более семи часов в день исключительно на оборону и только 48 минут – на удовлетворение бытовых нужд российских граждан. Доля военной продукции в РЭП, сказал Мантуров, составит 90,6%, а гражданской – всего лишь 9,4%. Ну чем не Северная Корея?
Есть успехи и в импортозамещении. Объем импорта в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшился на 40,9% и составил 456,6 млн долл. Правда, и объем экспорта тоже снизился на 10,7%, составив 914,8 млн долл. Сокращение импорта скорее всего продолжится. В прошлом году был сформирован отраслевой план импортозамещения по четырем основным технологическим направлениям: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, специальное технологическое оборудование, системы интеллектуального управления. 16 организаций отрасли уже начали реализацию 35 проектов этого плана.
Основными задачами РЭП в текущем году станет освоение рынка гражданской продукции, дальнейшее снижение зависимости от поставок зарубежной радиоэлектроники, разработка и производство электронной компонентой базы для вооружения, военной и специальной техники.
Согласно внесенному на утверждение в правительство проекту государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» (она до сих пор не утверждена), в 2016 году ожидается увеличение доли российских радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке радиоэлектроники до 21%. Из этого можно сделать вывод, что 79% придется на долю импорта. Видимо, отечественные производители по-прежнему предпочитают стабильный гособоронзаказ переменчивому рынку.
Так было всегда, а не только в прошлом году. Например, в 2014 году объем промышленной продукции вырос в сопоставимых ценах на 24,0% по сравнению с 2013 годом, в том числе производство военной продукции выросло на 27,4%, а гражданской – только на 4,7%. В электронной промышленности производство увеличилось на 32,9%, в том числе военной продукции – на 47,7%, а гражданской – на 6,9%. В радиопромышленности объемы выросли на 23,1%, в том числе военной продукции – на 24,7%, а гражданской – на 3,3%. В производстве средств связи – на 18,7%, в том числе военной продукции – на 21,0% и гражданской – на 4,6%.
Однако этот праздник не может продолжаться бесконечно. Оружия становится слишком много, а денег у государства – слишком мало. Многие предприятия уже задумались о том, чем будут заниматься после выполнения Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы. Многие надеются, что перейдут к ремонту и обслуживанию того, что успеют сделать для Вооруженных сил, а высвобождающиеся мощности переключат на выпуск гражданской продукции. К 2025 году соотношение должно быть 50 на 50. Развитие гражданского сектора откроют для предприятий новые зарубежные рынки.
Впрочем, что-то подсказывает о нереальности столь радужных перспектив. Во-первых, чтобы «догнать и перегнать Америку», как хотелось Никите Хрущеву, надо развивать свои отрасли – их сырьевые и производственные базы, а также технологии – опережающими темпами. За последние 60 лет нашей стране это почему-то не удавалось сделать. Поэтому, если к 2025 году радиоэлектронная промышленность придет с тем, что имеет сегодня, новые рынки для нее не откроются сами по себе, а может быть, даже и сократятся.
И во-вторых, которое вытекает из «во-первых»: пока есть гособоронзаказ, предприятия не смогут и не захотят менять синицу в руках на журавля в небе. Например, в прошлом году группа под руководством главного научного сотрудника Физического института имени П.Н. Лебедева Российской академии наук доктора физико-математических наук Игоря Компанца разработала новые жидкокристаллические материалы и 3D-технологии записи и отображения информации. Не вдаваясь в технические подробности, остановимся на главном: эта разработка – из завтрашнего дня айпадов и айфонов. Но в России таких девайсов не делают и, наверное, ничего подобного производить не собираются. Поэтому представители Роснано ответили ученому вежливой отпиской стандартного содержания. А в одном из предприятий оборонно-промышленного комплекса пренебрежительно сказали, что предложенная Компанцом жидкокристаллическая структура разлетится вдребезги от первого артиллерийского выстрела. Может быть поэтому в России, что бы ни делали, всегда получался автомат Калашникова – простая и удобная в производстве продукция, пользующаяся неизменным спросом, особенно в последнее время. Таким образом, российская радиоэлектроника, приняв эстафету из советских времен, продолжает свой победный марш. А западные санкции для нее – как слону дробинка.
От редакции "НВО" |