20 июня в Комсомольске-на-Амуре в воздух должна подняться восьмая единица российского истребителя пятого поколения Т-50. Сообщается, что на этот раз Т-50 будет оснащен всем необходимым оборудованием, причем Объединенная авиастроительная корпорация уже готовит заключение на производство установочной партии в количестве 12 единиц новейших истребителей, которыми будет оснащена одна из эскадрилий российских ВКС. Примечательно, что после того, как эта партия пойдет в серию, по мнению ОАК, будут полные основания говорить о том, что в России началось серийное производство истребителя T-50. Другой вопрос, что непонятно, насколько вопрос приемки T-50 может затянуться, учитывая, например, проблемы американцев в своих проектах аналогичных истребителей F-22 и F-35, благодаря которым эти самолеты очень долго не могли полноценно влиться в войска. Заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что, несмотря на такие заявления, до постановки в серийное производство истребителя Т-50 пройдет еще один-два года.
Новейший российский истребитель Т-50
«Впрочем, таких проблем, как было у того же американского истребителя F-22, у Т-50 точно не будет, потому что все нужные технологии, включая кислородные станции, у нас реализованы давно и успешно, хотя это не отменяет того факта, что проблемы этот самолет, в любом случае, не обойдут. Для этого и делается эта установочная партия, чтобы в опытных условиях полноценного боевого подразделения выявить слабые места нового истребителя», - констатирует Дрозденко.
Относительный аналог Т-50 – американский истребитель F-22
По словам Дрозденко, проблем не может не быть, поскольку истребитель пятого поколения – это невероятно сложная техника, где в едином комплексе соединено огромное количество самых передовых военных технологий.
«В данном случае на практике будет опробироваться полный боевой комплекс, включая электронику и средства обнаружения, а сам самолет, к тому же, приобрел большее количество «мозгов», «глаз», «ушей» и прочих новых компетенций. Все это усложняет задачу эксплуатации данного военного средства», - заключает Дрозденко.
При этом, пока непонятно, как будет использоваться Т-50 – пойдет ли он на смену каким-то конкретным моделям российских истребителей, или будет действовать с ними в едином комплексе, или станет развиваться как отдельная платформа.
Ведь Россия в настоящее время располагает первоклассными истребителями поколения 4++, такими как Су-35С, которые по своим боевым характеристикам превосходят как F-22, так и F-35, но, вместе с тем, они стоят значительно дешевле Т-50.
Су-35С – самый совершенный на сегодня российский боевой самолет
«Перед Т-50, конечно, будут ставиться какие-то военные задачи, но, несмотря на это, данный истребитель скорее станет платформой, на которой будут отрабатываться технологии для истребителей следующих поколений. Условно говоря, 5+ и 5++, которые сейчас находятся в разработке, поэтому приоритетом в ближайшие годы будет закупка проверенных машин поколения 4++, а не новейших истребителей типа Т-50», - заключает Дрозденко.
По мнению Дрозденко, здесь причины прозаические – это связано как с ценой, так и с эффективностью этой машины.
«Ведь реально эффективность американских машин пятого поколения, как и вообще все боевых самолетов, созданных по технологии Stealth, пока не доказана. Хорошо это или плохо – пока непонятно, а ясно только одно, что такой истребитель очень много стоит», - резюмирует Дрозденко.
В такой ситуации российское Министерство обороны, естественно, не будет сорить деньгами и закупать в большом количестве Т-50, тем более, в настоящий момент идет окончательная доводка этого истребителя и пока нельзя сказать, что это на сто процентов готовая машина, несмотря на факт установочной партии.
Также не стоит забывать про тот факт, что истребитель пятого поколения разрабатывается в нашей стране с конца семидесятых годов, причем первый проект подобной машины был практически создан в виде МиГ-1.44, но события, связанные с развалом СССР, помешали окончательной реализации этого проекта, что называется «в железе.
Американский истребитель F-35 – машина, которая сегодня постоянно критикуется
Это обстоятельство также откладывает отпечаток, поскольку российским ВКС нужен не истребитель пятого поколения, как таковой, а эффективное боевое средство. Поэтому в современных условиях для массовой закупки платформы Т-50, нужно, чтобы эта машина на голову превосходила свои аналоги, чего, естественно, в настоящее время нет, поскольку те же истребители поколения 4++ соответствуют фактически всем требованиям, которые предъявлялись к пятому поколению, за исключением технологий малозаметности.
«Сейчас начали говорить о фантастическом шестом поколении – пока это все больше разговоры, но, тем не менее, техника не стоит на месте. Так что, для отработки перспективных технологий необходима эксплуатация каких-то, условно говоря, промежуточных образцов, поэтому Т-50 является шагом на пути к будущему российскому самолету-беспилотнику или еще какой-нибудь летающей тарелке, а не тем боевым средством, на которое мы уже завтра будем делать ставку в истребительной авиации», - констатирует Дрозденко.
Дмитрий Сикорский |