Главная » 2016»Июнь»18 » Северные стражи. Потенциал российской авиации в небе Арктики.
11:28
Северные стражи. Потенциал российской авиации в небе Арктики.
Арктика. Необъятная замёрзшая пустошь, омываемая ледяными водами морей и океана, прячет в своих недрах невиданные светом сокровища. Платиноиды, драгоценные руды, углеводородные шельфы – всё это можно найти на дне Арктики, но для этого придётся сильно попотеть, ибо трудность добычи в тех местах имеет статус «крайне высокая». Однако край белого безмолвия – это не только нефть, газ да камушки, а ещё и стратегически важный регион. Военный эксперт и директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Павлович Коновалов: «Запасы Арктики действительно велики и значение этих ресурсов в ближайшей перспективе приобретает огромное значение. Даже при учёте существования концепции «Жизнь после нефти», запасы газа и нефти ещё будут востребованы на протяжении многих десятилетий». Военное присутствие Уже сейчас, пусть и не так ярко выражено, национальные интересы начинают конфликтовать из-за границ, богатых арктических запасов нефти и газа. А для того, чтобы наша страна могла отстаивать свою территорию, свои ресурсы – мы должны иметь сильную и боеспособную военную группировку, дабы своевременно среагировать на возникшую угрозу со стороны потенциального противника.
Вот что думает насчёт военного присутствия России в Арктике и её активного расширения Иван Павлович Коновалов, цитирую:
«Во времена Советского Союза мы имели в Арктике довольно сильную военную группировку. После распада мы оттуда ушли. И сейчас Россия попросту возвращается туда, где мы уже были и забирает то, что принадлежит нам. Происходит банальное восстановление разрушенных защитных контуров. И то, что сейчас мы укрепляем своё военное присутствие в арктическом регионе – это не что иное, как веление времени. К тому же Россия не только укрепляется в Арктике, она ещё и занимается очищением, выздоровлением региона. Здесь присутствует цель не только военная и экономическая, но также и экологическая».
«Сама спорность ситуации диктует России готовность к защите своих интересов, к защите самого арктического шельфа. Наши главные конкуренты в «арктическом вопросе» (США, Канада и Норвегия) находятся в одном военном блоке. И в каком-то смысле – это спор между Россией и НАТО. А учитывая, что сейчас эта конфронтация приблизилась к горячей точке, в дальнейшей перспективе Североатлантический альянс без труда может добавить к уже существующему «европейскому фронту» «северный фронт», дабы усилить давление на нашу страну». Но кому же защищать? Много было написано и сказано о потенциале российского Северного флота в условиях арктических соперничества. Также было достаточно сказано про сухопутные подразделения. Однако не столь часто речь заходила о воздушной группировки армии РФ, где одним из самых ярких представителей является МиГ-31 и его «обновленный товарищ» МиГ-31БМ.
Лишь только МиГ
История одного из самых успешных самолётов КБ Микояна и Гуревича берёт своё начало аж с 70-х годов. В то время истребителям-перехватчикам, да и всей авиации в целом, уделялось колоссальное внимание, которое было подкреплено неплохой финансовой помощью. Отлетавший своё, МиГ-25 уже не устраивал руководство. Одноместный истребитель был слишком стар для современного ведения боя, а значит, требовался куда более мощный боевой самолёт способный выиграть воздушную дуэль у потенциального противника.
Одним из главных преимуществ МиГ-31 стала его двухместная команда. Теперь задачи были распределены равномерно: пилот управляет машиной, штурман – огромным пространством на радиолокационной аппаратуре. Однако вместе с эргономичностью появились и другие полезные характеристики.
Максимальная скорость более 3-х тысяч километров в час, доступная высота в 20 километров и мощнейшее радиолокационное оборудование сделали эту машину универсальным охотником за любой самой быстрой целью. Будь враг хоть в стратосфере, хоть в нескольких метрах над землёй парит – от громоздкого, но быстрого перехватчика никто не уходил и не уходит до сих пор.
Конструкция этого самолета была выбрана и оптимизирована именно под условия сверхзвукового полета на скорости 3000 км/ч (2,8 Маха). Его корпус, состоящий на 55% из стали, на 33% из высокоустойчивого алюминиевого сплава и на 13% из титана, хорошо выдерживает тепловые нагрузки от кинетического нагрева именно на этих рабочих скоростях.
Но, несмотря на свои прекрасные тактико-технические характеристики, во времена «перестройки» МиГ-31 вдруг оказался практически ненужным. Большое число этих самолетов поставили в ангары на консервацию. И только несколько лет назад, на родном для МиГ-31 заводе «Сокол» начали восстанавливать парк лучших в мире перехватчиков.
Обновлённый «тридцать первый»
Программа модернизации МиГ-31 началась в 2011 году и должна завершиться к 2020-му, когда все самолеты МиГ-31 станут МиГ-31БМ. Предполагается, что МиГ-31БМ будет работать в арктической системе ПВО до конца 2020-х, после чего ему на смену придет новый самолет ПАК ДП, решение о создании которого принято в 2014 году.
По сути своей МиГ-31БМ обзавёлся новой авионикой, дескать, «новыми внутренностями». Соколовские конструкторы постарались на славу, проведя действительно «большую модернизацию» (БМ – расшифровывается, как «большая модернизация»).
Его особенностью является новый бортовой радиолокационный комплекс «Заслон-М», который обеспечивает сопровождение уже 24 целей и одновременный обстрел сразу восьми из них. Дальность обнаружения целей 320 км. Максимальная скорость перехватываемой цели повышена до 6 М, т.е. речь идет уже о перехвате гиперзвуковых объектов. В состав боекомплекта включены новые ракеты «воздух-воздух» РВВ-БД (с дальностью применения до 280−300 км) и РВВ-МД (Р-73).