17 июля 2016 года исполняется ровно 100 лет с того момента, как лётчики русского императорского воздушного флота одержали важную победу в воздушном бою над Балтийским морем. Тогда четвёрка гидропланов Балтфлота разработки Дмитрия Григоровича вступили в бой с четвёркой немецких самолётов и вышли победителями. Наиболее известными российскими самолетами Первой мировой войны являются летающие лодки М-9 – тяжёлые гидросамолёты, основной функцией которых было нанесение бомбовых ударов по наземным позициям и кораблям противника. М-9 имели заявленную массу около 1 т, причём масса часто эксплуатируемых самолётов была существенно выше массы тех, которые только поступали на вооружение. Такая странность объяснялась тем, что деревянные конструкции самолётов при эксплуатации набухали от длительного контакта с водой. Этим было обусловлена и необходимость систематической замены отдельных частей М-9, утяжелённого сыростью. На М-9 эксплуатировались два вида двигателей – экспериментальный вариант с «Рено» (мощность 220 л.с.) и стандартный вариант «Сальмсон» (мощность 150 л.с.). За всю историю производства было построено до 500 М-9, которые послужили не только в составе императорского флота, но в Советской России и СССР. Самолёты М-5 и М-9 стали первым парком российской морской авиации, которая сегодня празднует день своего рождения. Что представляет собой морская авиация России спустя сто лет после появления первых самолётов с возможностью взлёта с воды и посадки на неё. Морская авиация является родом ВМФ РФ, среди целей которого значатся следующие: поиск и уничтожение боевых сил флота противника, его десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытие группировок кораблей и флотских объектов от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания.
Морская авиация активно привлекается к постановке минных заграждений на море, радиоэлектронной борьбе, осуществлению десантирования и поисково-спасательным операциям.
В распоряжении морской авиации есть как самолёты, так и вертолёты различного назначения. Каждый из видов предназначен для решения определённых задача, включая упомянутые задачи по противодействию силам флота противника, постановке мин и десантированию морских пехотинцев на заданные участки местности.
Если говорить о функциональном делении морской авиации, то здесь – морская ракетоносная, противолодочная, разведывательная, истребительная и вспомогательная. Есть в составе морской авиации свои самолёты-топливозаправщики, транспортники, борты санитарного назначения.
Единственный авианосец, который обеспечивает задействованность палубной авиации – «Адмирал Кузнецов». На его борту размещается авиационная палубная группа в составе самолётов Су-33 и МиГ-29КУБ (плюс другие модификации) и вертолётов Ка-27 или Ка-29.
Из заявление пресс-службы Минобороны по поводу вопросов развития современной морской авиации России: На современном этапе развитие морской авиации идёт в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полёта, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.
Один из важнейших этапов развития морской авиации – это освоение навыков эксплуатации самолётов палубной авиации с помощью наземных испытательных тренировочных комплексов (НИТКА). Один их таких комплексов располагается на территории Крымского полуострова. Новейший комплекс для тренировок лётчиков палубной авиации построен в Ейске. В конце прошлого года ейская НИТКА прошла первые испытания, в которых приняли участие лётчики самолётов МиГ-29К. Видео испытательного взлёта, опубликованное в YouTube на канале Comment Moscow:
Ещё один вариант (автор видео Анастасия Загребельная):
Дооснащение морской авиации в последнее время идёт полным ходом. Так, в декабре 2015 года морская авиация Тихоокеанского флота получила первый транспортник Ан-140-100. Вторая машина того же типа пополнила состав ТОФ совсем недавно. Кроме того, в 2015 году лётчики морской авиации ТОФ получили 4 самолёта Ил-38Н после проведённого ремонта и модернизационных мероприятий. Модернизированные версии Ил-38 получили возможность обнаруживать воздушные цели на дальности до 100 км и вести наблюдение за подводными лодками в радиусе около 320 км.
Дооснащение парка морской авиации проводится и на других флотах ВМФ РФ. В частности, многофункциональные истребители Су-30СМ пополняют состав морской авиации Черноморского флота, формируя новую эскадрилью.
В день 100-летия морской авиации России «Военное обозрение» поздравляет всех причастных к этому замечательному празднику и желает морской авиации России дальнейшего развития с одновременным обновлением и пополнением лётного парка и систем вооружений для обеспечения безопасности РФ.