04 марта 2010 г. 06:52 Николай Яковлев www.vesti.ru Воздушный командный пункт управления войсками - модернизированный самолет Ил-86 - теперь способен беспосадочно дозаправляться. Этому его обучили летчики-испытатели Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) им. Чкалова. До недавнего времени эти машины хоть и были обеспечены системой дозаправки топливом в воздухе, однако не выполняли подобных полетов уже более двадцати лет. Через несколько минут модифицированный Ил-86 поднимется в воздух, и мы станем свидетелями того, как российские военные летчики выполняют самый сложный элемент боевой подготовки. После уточнения полетного задания военный самолет разбегается по взлетной полосе аэродрома Чкаловский и взмывает в небо. Уникальность этого полета заключается в том, что воздушный командный пункт Ил-86 уже 25 лет не дозаправлялся в воздухе, фактически, с тех пор, как его произвели. С этого борта осуществляется стратегическое управление войсками, но самолет может находиться в воздухе не более пяти часов. Каждая дозаправка увеличивает рабочий режим вдвое. Что это значит в условиях глобальной войны, когда каждый час может стать решающим, понятно даже тому, кто никогда не носил погоны. Самолет держит курс на особую зону, которая называется "зоной дозаправки". Там его уже ждет танке, который вышел в заданный район и, попросту говоря, "наматывает" круги. И вот до сближения самолетов остается пять минут. Для того, чтобы два воздушных судна встретились в небе, экипажи должны знать точные данные высоты полета и курса следования. В зоне видимости появляется дозаправщик Ил-78. Управление только ручное, при этом удержать штурвал - непростая задача даже для опытного пилота. Дело в том, что летящий впереди самолет оставляет за собой два мощных воздушных потока, которые профессиональные летчики называют "жгутами". "Жгуты" могут попасть в самолет, который пристраивается к танкеру, и тогда начинается жесткая "болтанка". Летчик первого класса Игорь Волощук поясняет: "Необходимо соблюдать скорость сближения, чтобы она была не больше и не меньше установленной. Если чуть больше – контакт сорвется, меньше - конус просто не попадет в штангу. Это что касается скорости. А по направлению – главное, не попасть в спутную струю двигателей. Это примерно в пределах пяти метров". Начальник службы боевой подготовки и воздушных пунктов управления ГЛИЦ им. Чкалова Андрей Кравчук уточняет: "Самое главное для командира экипажа танкера – при выполнении дозаправки точно удерживать самолет в строго горизонтальном положении, не давать ему даже малейшим образом раскачиваться. Потому что идущему за ним будет в несколько раз сложнее войти в сцепку". Самолеты, длина которых более 50 метров, а вес - около 200 тонн, подходят друг к другу на расстоянии всего 16 метров. Это как раз длина заправочного шланга с конусом. Из кабины самолета хорошо видно лицо оператора самолета-дозаправщика. Лишь одно неверное движение, лишний сантиметр - и стыковка срывается. Удар конуса, который весит около 80 килограммов, способен нарушить обшивку воздушного судна и привести к разгерметизации кабины. Но если профессионализм, терпение и немного удачи сошлись воедино, дозаправке быть! Летчик-испытатель первого класса Владимир Вихров образно описал ощущения пилота: "Это можно сравнить с хорошей баней. Кончно, напряжение сказывается. Человек трудился, выполнил задание - и у него возникает ощущение безграничной радости". Начальник службы летных испытаний ГЛИЦ им. Чкалова Михаил Трубников добавил к этому сравнению: "У пилота после 15 минут выполнения этого элемента - дозаправки – весь комбинезон становится мокрым. Это примерно как 500-метровку пробежать хорошенько!" В бортовом журнале штурман записывает итоги трехчасового полета: ровно 25 стыковок при нормативе 18. Воздушный командный пункт Ил-86 ложится на обратный курс. Задание выполнено. Видеофрагмент www.vesti.ru |