Министерство обороны России сегодня уделяет особое внимание своим подразделениям в Арктике. Под работу в условиях Крайнего Севера разрабатываются отдельные версии вооружений и техники, идет строительство инфраструктурных объектов для более чем 20 тысяч военнослужащих. Особую роль в развитии российской арктической группировки играют военные аэродромы. Редакция сайта телеканала «Звезда» выяснила, зачем Минобороны понадобилось восстановить десятки советских аэродромов и построить новые. Вопросы логистики в Арктике сегодня эффективно решает российский ледокольный флот. Ледоколы, которых у России больше, чем у какой-либо другой страны, увеличили навигацию с шести до девяти месяцев. Сейчас это имеет большое значение, поскольку на шести северных островах идет активное строительство военной инфраструктуры, а ледоколы ведут караваны кораблей со строительными материалами: аэродромными плитами, цементом, металлом, трубами, арматурой и техникой. Строительные ресурсы сегодня нужны в том числе и для военных аэродромов, которые после сдачи в эксплуатацию полностью решат вопрос логистики даже для самых северных баз России. Согласно данным Минобороны, Спецстрой России сегодня ведет работы по реконструкции и строительству десяти аэродромов в арктической зоне, среди которых Североморск-1, аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), который в будущем сможет принимать самолеты Ил-78, Рогачево (Архангельская область), Тикси (Республика Саха (Якутия)), Темп (остров Котельный). Кроме этого, ведутся проектно-изыскательские работы по реконструкции аэродромов Североморск-3 (Мурманская область), Нарьян-Мар (Архангельская область), Воркута (Республика Коми), Алыкель (Красноярский край), Анадырь (Чукотский АО). При этом, кроме взлетно-посадочной полосы, планируется возвести всю необходимую инфраструктуру, а именно пункты наведения авиации, радиолокаторы. Об одном из них, РЛС «Подсолнух», телеканал «Звезда» сообщал недавно. Арктическая версия этой загоризонтной радиолокационной станции сможет обнаруживать все воздушные и надводные цели.
Вопрос национальной безопасности
Стоит отметить, что строительство аэродромов прежде всего касается вопроса национальной безопасности. Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза. Самолеты США летали с регулярной периодичностью, изучая, на каком расстоянии их засекали советские локаторы ПВО, затем разворачивались на 180 градусов и уходили. Это американцам нужно было знать для разработки плана войны с СССР под названием Dropshot, в ходе которого предполагалось сбросить на объекты Советского Союза 300 атомных и 200 тысяч обычных бомб. Осуществить этот план было проще всего с Севера.
Именно поэтому с начала 50-х годов СССР начинает строительство аэродромной сети на северных островах, чтобы охранять подходы к Новой Земле.
Так, в конце 1950-х годов на острове Греэм-Белл был построен самый северный аэродром в мире, который использовался в качестве базы перехватчиков фронтовой авиации для входящих американских бомбардировщиков. Там располагались четыре перехватчика дальнего действия Ту-128. Однако этот уникальный аэродром, как и многие другие, прекратил свое существование в 1990-х годах.
Многие аэродромы полностью заброшены, а некоторые объекты разрушены. План Минобороны предполагает реанимацию этих уникальных объектов.
Так, министр обороны России Сергей Шойгу на конференции в Русском географическом обществе заявлял о реконструкции аэродрома Тикси совместно с ресурсодобывающими компаниями. Этому аэродрому уделяют особое внимание, поскольку он стратегически важен и для военных, и для гражданского населения. Шойгу поручил сформировать авиационную комендатуру, укомплектованную необходимыми специалистами, а также установить аппаратуру, позволяющую принимать военно-транспортную авиацию.
Арктический аэродром Тикси с 2017 года станет местом постоянного базирования самолетов фронтовой авиации и перехватчиков МиГ-31.
Другой восстанавливаемый аэродром – Темп, расположенный на острове Котельный архипелага Новосибирские острова. Там располагается и российская военная база. Сейчас работает временная грунтовая взлетно-посадочная полоса, но, возможно, вскоре она станет монолитной – строительные материалы уже в пути.
Очевидно, что российское военное присутствие в арктической зоне необходимо для дальнейшего экономического развития и обеспечения безопасности России. При этом стоит отметить, что Минобороны располагает на своих базах исключительно оборонительные, а не наступательные вооружения.
Развитие Северного морского пути обусловливает повышенное внимание к обеспечению безопасности мореплавания, научно-исследовательской и туристической деятельности в высоких арктических широтах.
Необходимость развития аэродромной сети арктической группировки доказывает и недавний инцидент с членом судовой команды лайнера Sea Spirit, у которого диагностировали аппендицит. Командир корабля обратился за помощью к российским пограничникам.
Пограничное отделение «Нагурское» Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району находится на острове Александры – одном из островков цивилизации на сотни километров вокруг. Для спасения жизни и здоровья моряка руководство Пограничного управления ФСБ России по Западному арктическому району приняло решение о доставке больного в пограничное отделение для проведения срочной операции в операционном блоке медицинского пункта.
Инцидент с членом судокоманды лайнера Sea Spirit показывает, что даже в суровых условиях российской Арктики созданная инфраструктура позволяет эффективно решать нестандартные задачи и обеспечивать необходимый уровень безопасности на трассе Северного морского пути.