"Эта машина воплотила в себе лучшие достижения мирового самолетостроения", — так прокомментировал главнокомандующий ВВС генерал-полковник авиации Петр Дейнекин итоги совещания, которое проходило 14 апреля в Новосибирске и на котором обсуждалась дальнейшая судьба самолета Су-34.
Фото 3. В воздухе второй опытный самолет. Фото С.Пашковского Фото 4. Су-27ИБ - "единица " Фото 5. Третий опытный самолет. Внешнее отличие Су-34 -увеличенная хвостовая балка и двухколесные тележки основных стоек шасси.
О том, что машина состоялась, свидетельствуют сотни зачетных испытательных полетов. В ситуации, в которой сегодня оказалась отечественная военная авиация, этот суперсамолет может и должен стать "мастером на все руки" - заменить выведенные из боевого состава МиГ-27, устаревающие Су-24. Работы по созданию Су-34 велись в ОКБ имени П.О.Сухого под руководством Генерального конструктора М.П.Симонова с начала 80-х. Вскоре по мере развития работ по теме главным конструктором этой машины был назначен Роллан Мартиросов. Вся идеология комплексной многоцелевой машины разрабатывалась в ОКБ и в институтах Генерального заказчика. В первом образце были максимально использованы планер и системы серийного учебно-боевого самолета Су-27УБ. Изготовленные агрегаты Су-34 (головную часть фюзеляжа с расположенным на нем передним горизонтальным оперением - ПГО и воздухозаборником) пристыковали к фюзеляжу от Су-27УБ. Благодаря этому удалось начать испытания отдельных систем, узлов и агрегатов еще до готовности первого опытного образца Су-34. 13 апреля 1991 года летчик-испытатель ОКБ Анатолий Иванов впервые поднял "единицу" в воздух. После того как Анатолий выполнил на Су-27ИБ всю аэродинамическую программу заводских испытаний, к отработке на нем процесса дозаправки приступил летчик-испытатель Евгений Ревунов. Прекрасные летные качества этого суперсамолета натолкнули его на мысль продемонстрировать дозаправку от Ил-78 совместно с парой Су-27, пилотируемых Анатолием Квочуром и Александром Бесчастновым. Первый тренировочный полет, который Ревунов совершил со своим коллегой летчиком-испытателем Сергеем Мельниковым, проходил частично в облаках, на снижении, и потребовал от высококлассных пилотов высочайшего мастерства.
Фото 6. Створки ниши основного шасси. Фото 7. Тележка основного шасси. Фото 8. Правая управляющая поверхность ПГО. Фото 9. ФАБ-100 на заднем АКУ. Фото 10. Двигатели АЛ-31Ф - вид сзади. Фото 11. Ниша основной стойки шасси. Фото 12. Вход в кабину - через нишу передней стойки шасси.
Собравшиеся на "Мосаэрошоу-92", в том числе специалисты, пришли в восторг, когда увидели летевшую на высоте 100 метров группу самолетов: Ил-78 - заправщик и три самолета, выполнявших дозаправку. В центре этой "тройки" был Су-27ИБ. Двухместный самолет, в кабине которого летчики сидят рядом, производил впечатление тяжелой, неповоротливой машины. Однако это впечатление рассеялось, когда выруливший на взлетную полосу Су-27ИБ после короткого разбега, резко перейдя в набор высоты, выполнил переворот через крыло и с высоты 100 м начал каскад фигур высшего пилотажа. Пилотировал самолет Евгений Ревунов, штурман - Владимир Донченко. Разработка документации и подготовка производства к выпуску "двойки" на Новосибирском авиационном заводе им. В.П.Чкалова шли параллельно с проектированием самолета в ОКБ. В конце 1993 года машина была предъявлена на испытания, а 18 декабря Игорь Вотинцев и Евгений Ревунов совершили на ней первый полет. Этот экземпляр имел для заводчан особое значение - впервые в практике фирмы первый опытный самолет собирался и облетывался на серийном заводе. Уже в конце 1994-го был построен серийный образец -"пятерка" (так уж получилось, что "четверка" с выпуском задержалась). Честь поднять его в воздух Ревунов уступил своему тезке - заводскому летчику-испытателю Евгению Рудакасу. Ревунов, много лет проработавший на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре, прекрасно понимал, что это событие может значить для его коллеги. Тем более что в случае необходимости он мог помочь товарищу с правого кресла, так как "тридцатьчетверка" имеет двойное управление. В дальнейшем основной объем программы испытаний "пятерки" предстоит выполнять Ревунову вместе с летчиком-испытателем ОКБ Евгением Соловьевым, который первое время будет работать за штурмана-оператора, а по готовности последующих опытных машин пересядет в левое кресло. Сам же наставник все больше внимания уделяет организационным делам, и здесь немалую помощь ему оказывают ведущие инженеры Виктор Рябко и Владимир Сурнин. Однозначно определить место Су-34 в принятой классификации самолетов довольно сложно. Близкая к Су-27 маневренность позволяет вести воздушный бой, и это ставит "тридцатьчетверку" в один ряд с истребителями. Двенадцать наружных узлов подвески обеспечивают размещение разнообразных по типу новейших средств поражения, что делает ее мощным ударным комплексом. Совершая многочасовые полеты с дозаправками, эта машина позволяет надежно защитить рубежи нашей Родины, быстро перебазируясь в районы, где нарастает угроза.
Фото 13.Серийный Су-34 - начало биографии Фото 14. На стапеле в сборочном цехе Фото 15. Сборка носовой части фюзеляжа Фото 16. Подготовка панелей к сборке Фото 17. Отработка бортовых систем перед началом программы летных испытаний
Су-34 в настоящее время не имеет аналогов в мире. Самый мощный американский тактический ударный самолет - Макдон-нелл-Дуглас F-15E "Игл" - значительно уступает "Су" по таким важнейшим показателям, как боевая живучесть и способность совершать длительный полет в режиме следований рельефу местности. "Игл" имеет менее совершенное БРЭО и более "бедный" состав вооружения. Работы по перспективному малозаметному тактическому бомбардировщику Макдоннелл-Дуглас А-12, предназначенному для замены бомбардировщика F-111 и палубного штурмовика А-6Е "Интрудер", прекращены в 1991 году. В дальнейшем в США была предпринята попытка создать на основе истребителя пятого поколения Локхид F-22 новый многофункциональный самолет Локхид/Боинг A/F-22X, по концепции наиболее близкий к Су-34, однако эта программа в декабре 1993-го также прекращена. Таким образом, фирма "Су" оказалась единственной, способной решить сложнейшую задачу создания тактического ударного самолета, отвечающего требованиям XXI века. Внешне Су-34 отличают характерная головная часть фюзеляжа с эллиптическим носовым обтекателем, двухместной кабиной и ПГО, увеличенная по диаметру и длине законцовка хвостовой части фюзеляжа, обтекатели шасси большего поперечного сечения, основные опоры шасси, снабженные двухколесными тележками. По аэродинамической компоновке "тридцатьчетверка" - дальнейшее развитие базового самолета Су-27. Так же как Су-27К и Су-35, машина выполнена по интегральной аэродинамической схеме и статически неустойчива, благодаря чему обладает высокими аэродинамическими характеристиками. Для повышения управляемости, в первую очередь на больших углах атаки, применяется ПГО. Одновременно его использование обеспечивает снижение нагрузок на конструкцию при маловысотных скоростных полетах. На самолете имеются убирающаяся штанга дозаправки топливом, узлы крепления подвесных топливных баков. Увеличение массы полезной нагрузки и соответственно взлетной и посадочной массы, а также необходимость вести маневренный воздушный бой потребовали усиления конструкции основных узлов и агрегатов планера и шасси. На всех опорах установлено по два колеса, причем на основных использована тележка с их тандемным расположением. Это продиктовано жесткими требованиями к условиям базирования. Силовая установка весьма сходна с применяемой на всех машинах семейства Су-27: два модифицированных двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф, но воздухозаборники с фиксированной геометрией, регулируются за счет перепуска воздуха. Анализируя опыт боевого применения авиации в локальных войнах и военных конфликтах, в частности в Афганистане, сотрудники АНПК "ОКБ Сухого" и специализированных институтов пришли к выводу: машины этого класса нуждаются в повышенной защите агрегатов и систем от боевых повреждений. Например, топливных баков, которые на Су-34, как и на всех самолетах данного семейства, заполняются пенополиуретаном, что предотвращает возможность взрыва самолета при попадании снаряда или осколка ракеты в топливные баки. Впервые самолет такого класса имеет комфортную кабину экипажа. Сварная, в виде броневой капсулы, она аналогична кабине штурмовика Су-25, однако летчики в ней размещаются "бок о бок". Последнее прекрасно зарекомендовало себя еще на Су-24: возможность показать что-то жестом или просто глазами значительно повышает слаженность в работе экипажа и способствует психологической разгрузке во время длительного полета. В новом самолете летчик может отстегнуться от кресла, и, задвинув вперед центральный горизонтальный пульт, выйти в коридорчик, выпрямиться в полный рост. Предусмотрен и блок для разогрева пищи. Комфортность обеспечивается и поддержанием в кабине перепада давлений как в пассажирских самолетах, то есть давление в кабине экипажа должно соответствовать высоте около 2500 м. Поэтому отказались от эксплуатационного открытия створок фонаря. Вход в кабину - через нишу передней опоры шасси. Система катапультирования превосходит по быстродействию установленную на Су-24 почти в 3 раза. Управление бомбардировщиком осуществляется посредством цифровой многоканальной электродистанционной системы управления. Имеются системы активной безопасности и гашения колебаний самолета в плоскости тангажа при полете в турбулентной атмосфере. Прицельно-навигационный комплекс с развитой архитектурой вычислительных устройств (на борту Су-34 - более 10 мощных ЭВМ) с мультиплексным каналом обмена информацией обеспечивает дальнейшее наращивание возможностей по оснащению самолета перспективным оборудованием и вооружением. В состав комплекса входит многофункциональная БРЛС с повышенной разрешающей способностью, которая позволяет одновременно "работать по земле" и сопровождать несколько воздушных целей.
На Су-34 установлен мощный автоматизированный комплекс РЭП, имеющий широкие возможности для дальнейшего развития. Самолет оснащен совершенным навигационным оборудованием, включающим ИНС на лазерных гироскопах, средства радионавигации и спутниковую навигационную систему. В кабине установлены многофункциональные цветные экранные индикаторы, выполненные на жидких кристаллах и не боящиеся прямой солнечной засветки. Можно полагать, что в дальнейшем Су-34 станет базовой машиной для создания целого семейства перспективных самолетов. Вооружение включает широкий набор управляемого оружия (ракет и корректируемых бомб массой до 1500 кг) с лазерным, радиолокационным, телевизионным и тепловизионным наведением, обеспечивающий поражение наземных целей на удалении 0-250 км, а также встроенную пушку ГШ-301 калибра 30 мм. Для борьбы с воздушными целями самолет оснащен УР класса "воздух-воздух" средней дальности типа РВВ-АЕ с радиолокационным самонаведением и радиокоррекцией на среднем участке траектории, а также ракетами ближнего боя с ТГС Р-73. Отличающийся высокой маневренностью (как и Су-27, может выполнять недоступные для любого зарубежного истребителя маневры "кобра Пугачева"), самолет способен в ближнем маневренном бою противостоять любому современному истребителю, в том числе F-15, F/A-18, или EF2000.
Предыдущие испытания проходили не всегда гладко. Только высочайшая квалификация позволила Анатолию Иванову и Евгению Ревунову успешно завершить один из полетов, в котором произошло самопроизвольное включение режима "дозаправка в воздухе" электродистанционной системы управления. Согласно мнению разработчиков системы управления, посадка в этом случае невозможна. Однако Ревунов уже имел опыт парирования подобного отказа при испытании Су-30, и машина была спасена. Существуют проблемы и финансового плана. Отчасти поэтому ряд работ проводится не на Летно-испытательном комплексе в Жуковском, а непосредственно на Новосибирском авиационном заводе - давнем партнере фирмы (с конца 50-х здесь строились Су-9, затем Су-11, Су-15, а в последнее время - Су-24). Несмотря на все трудности и неизбежные "детские болезни", свойственные любому новому самолету, Генеральный конструктор Михаил Петрович Симонов принял решение продемонстрировать экспортный вариант этой машины на авиасалоне в Ле Бурже в июне этого года.
Материал подготовили: - Н. Чернышев, В. Липецкий. Фотографии: - С. Скрынников, А. Михеев С. Пашковский. Рисунки: - Мелехов.
Материал «СУ-34: САМОЛЕТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ» был опубликован во Всероссийском аэрокосмическом журнале «Вестник Воздушного Флота», №2 1995 год. В целях сохранения данного материала, он публикуется на сайте клуба стендового моделирования "Искра" г. Черновцы, с соблюдением всех авторских прав.
Как и другие новые боевые самолеты фирмы "Су", Су-34 выполнен по интегральной аэродинамической схеме. Сочетание обычного и переднего горизонтального оперения (ПГО) обеспечивает ему хорошие маневренные и взлетно-посадочные характеристики. Кроме того, ПГО используется для гашения продольных колебаний самолета при полетах в турбулентной атмосфере.
Как и на Су-24, на новом бомбардировщике применена поперечная схема расположения экипажа. Она обеспечивает летчикам хорошие условия для взаимодействия в бою, а также повышенный комфорт, что особенно важно для боевого самолета, рассчитанного на многочасовые полеты с многочисленными дозаправками в воздухе.
Кабина самолета выполнена в виде броневой капсулы, защищающей экипаж от пуль и малокалиберных снарядов, а также осколков ракет.
Вооружение Су-34 размещено на 12 узлах внешней подвески. Помимо обычного для истребителей семейства "Су" комплекта ракет класса "воздух-воздух" малой, средней и увеличенной дальности, новый бомбардировщик может брать на борт различные УР класса "воздух-поверхность" (в том числе крылатые ракеты с дальностью до 250 км) и корректируемые бомбы массой до 1500 кг.
Воздухозаборники Су-34 - с фиксированной геометрией, регулируются за счет препуска воздуха.
В отличие от других модификаций Су-27, бомбардировщик Су-34 не имеет подфюзеляжных гребней, что способствует снижению радиолокационной заметности самолета.
На Су-34 применены несколько необычные основные стойки шасси, имеющие тележку с тандемным расположением колес. Такая схема обеспечивает самолету возможность работы с полевых аэродромов, а также позволяет хорошо вписать шасси в предельно обжатый фюзеляж боевой машины.
Максимальное число М - 1,8 Максимальная скорость у земли, (км/ч) - 1400 Перегоночная дальность, (без ПТБ и дозаправки в воздухе), (км) - 4000