Постройка стендовых моделей копий в различных масштабах.
Авиационная, Бронетанковая, Автомиобильная техника. Флот и пр...
Четверг, 21.11.2024, 17:23
» Меню сайта
» Категории раздела
Период WWI и ранее. [12]
Между двумя войнами [2]
Вторая Мировая Война [4]
С 1945го по 60е годы [3]
Наше время [63]
» Горячие Клавиши
. .
» Видео Уроки
» Новые статьи
[31.08.2018]
[Наше время]
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое? (4)
[26.04.2018]
[Наше время]
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения. (4)
» Новостные Ленты
  • » Сообщество Форумов
    ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!   SkyFlex Interaeractive - Русский авиамодельный сайт
    » Галереи Техники
  • » 2D 3D Изображения
    » Мои WEB проекты
    » Кнопка Сайта
  • Главная » Статьи » История авиации » Период WWI и ранее.

    Янченко Василий Иванович

    В.И.Янченко.

    Стремление любой ценой увеличить свой боевой счёт для большинства асов становится самоцелью. Василий Янченко был лётчиком - коллективистом. Он замечательно работал в команде, и в тех случаях, когда возникала альтернатива - сбить неприятеля или помочь товарищу - всегда делал выбор в пользу товарища. Подобный подход, тем не менее, не помешал ему стать 3-м по результативности русским асом Первой Мировой войны.

    Вполне возможно, что с его полупролетарским происхождением и способностью "приносить частные интересы в жертву общественным" Янченко сделал бы неплохую карьеру в советской авиации. Однако такие, как он, о карьере, как правило, не думают, а поступают соразмерно со своими принципами. Янченко выбрал судьбу белогвардейца, контрреволюционера и эмигранта.

    На его счету 16 достоверных побед и столько же - с вероятно сбитыми.

    Награждён орденами: Св. Георгия 2 - 4-й степеней, Св. Анны 4-й степени, Св. Станислава 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом  ( Россия ); Военная медаль 2-й степени, орден Звезды  ( Румыния ).

    *     *     *

    Василий Иванович Янченко родился 1 Января 1894 года в Никольско - Уссурийском уезде в мещанской семье. Известно, что в 1913 году он закончил Саратовскую техническую школу по специальности инженер - механик. Именно во время учёбы и проявился его интерес к авиации.

    Военная карьера Янченко началась 22 Ноября 1914 года, когда он добровольцем вступил в Русскую Императорскую Авиацию. 10 Февраля 1915 года Янченко был командирован на авиационные курсы в Петроградский Политехнический институт. В Апреле того же года он направляется в Севастопольскую военно - воздушную школу, и 4 Сентября заканчивает её, совершив самостоятельный полёт на самолёте "Моран - Солнье". На следующий день Василий уже был зачислен в 12-й авиаотряд в звании старшего унтер-офицера.

    Прибыв на фронт, Янченко рвётся в бой, и 15 Сентября совершает свой первый боевой вылет. К сожалению, этот полёт длился всего несколько минут. Не успел Василий пересечь линию фронта, как мотор на его "Моране" взорвался и загорелся. Но пилоту удалось дотянуть до своей территории и посадить горящую машину. Янченко отделался ожогами второй степени правой руки и части лица. Спустя 5 дней отважный лётчик был награждён знаком отличия ордена Св. Георгия 4-й степени "за проявленное мужество при чрезвычайных обстоятельствах, позволившее сохранить военную технику и экипаж".

    Не дожидаясь заживления ожогов, Янченко продолжил службу, ежедневно совершая боевые вылеты, и вскоре заработал Георгиевский крест 3-й степени. В Ноябре 1915 года Василий был направлен в Московскую лётную школу, где прошёл переподготовку на лётчика - истребителя.

    5 Января 1916 года Василий вновь прибыл на фронт в звании фельдфебеля, правда, уже не в 12-й, а в 3-й авиаотряд. К сожалению, у него не сложились отношения с командиром отряда. Конфликт разрешился понижением Янченко в звании, что отразилось и на результативности - с Января по Апрель 1916 года лётчик выполнил всего 10 вылетов.

    Пилоты 3-го авиаотряда.

    В начале Марта Янченко настоял на своём переводе в только что сформированный 7-й истребительный авиаотряд. Ему вернули звание фельдфебеля, и 22 Апреля Василий прибыл в расположение отряда, который находился неподалёку от Тарнополя.

    Его появление в отряде пришлось на период, когда вместо не оправдавших себя бипланов "С-16" лётчики начали пересаживаться на "Ньюпоры-10". Для освоения этих машин Янченко вместе с лётчиком Матвеевичем, отправились в 6-й авиапарк в Жмеринку, где около 2-х недель занимались тренировочными полётами.

    Самолёт 'Ньюпор-10'

    Вернувшись в авиаотряд, Василий включился в боевую работу. В течение Мая 1916 года он сделал около 40 боевых вылетов, но первую победу одержал только 25 Июня, во время полёта со своим командиром - прапорщиком Иваном Орловым. Русские лётчики застали противника врасплох и, не дав ему опомниться, открыли перекрестный огонь. Вражеская машина перевернулась и рухнула неподалёку от русских окопов. Экипаж сбитого австрийского самолёта - разведчика "Авиатик В.III" из состава 27-й авиароты был взят в плен. За эту победу Янченко был награжден знаком отличия ордена Св. Георгия 2-й степени.

    Самолёт 'Авиатик В.I'

    За последующие 4 месяца Янченко принимал участие в 40 воздушных схватках, но увеличить счёт побед ему так и не удалось. Несмотря на это, командование оценило отвагу и рвение лётчика, и в Июле он был сначала представлен к званию Подпрапорщика, а затем награждён знаком отличия ордена Св. Георгия 1-й степени. Спустя всего месяц, 21 Августа, Янченко вновь получает повышение - погоны Прапорщика.

    Вторая победа была одержана Василием 5 Октября - опять же в паре с Орловым В официальном рапорте записано:

    "Прапорщик Орлов и прапорщик Янченко вылетели на перехват противника в 09:20 на двух "Ньюпорах". Настигнув вражеский самолёт в районе Брезжанска, прапорщик Янченко атаковал его, открыв огонь из пулемёта. Мы видели, как аэроплан стал падать, оставляя за собой шлейф чёрного дыма. Прапорщик Орлов попытался преследовать подбитую машину, но в это время на наших лётчиков напали ещё 2 вражеских аэроплана. В ходе завязавшейся схватки наши лётчики вынудили противника ретироваться".

    За этот бой Янченко был представлен к ордену Св. Анны 4-й степени  ( награждён 8 Октября, приказ № 1273 ), а 10 Октября приказом Верховного Главнокомандующего он был удостоен звания военного лётчика.

    18 Октября Василий доказал, что не зря носит это почётное звание. Находясь в боевом патрулировании, он обнаружил 3 машины противника и устремился в атаку.

    Самолёт 'Ньюпор-21' Василия Янченко.

    Первой же очередью русский лётчик повредил вражеский аэроплан, которому пришлось поспешно ретироваться на свою территорию. Янченко не стал его преследовать, а атаковал другую машину и несколькими очередями с близкого расстояния сбил её. Противник рухнул неподалеку от расположения русских войск. Впоследствии, основываясь на архивных документах, историки предположили, что это был "Бранденбург С.I" из 9-й австрийской авиароты. Экипаж - лётчик цугсфюрер Иоган Майер и наблюдатель Макс Писториус - попал в плен, но перед этим австрийцы успели сжечь самолёт, так что трофеем русских стал один лишь мотор "Даймлер".

    До конца 1916 года Янченко несколько раз отлучался с фронта в увольнительные и служебные командировки, что не позволило ему увеличить количество побед. Тем не менее, командование Юго - Западной армии приказом № 2028 от 3 Января 1917 года наградило его орденом Св. Владимира 4-й степени.

    Любопытно, что в это же время в авиаотряд перевелся наблюдателем младший брат Василия - Михаил, чьи достижения при фотографировании неприятельских позиций были отмечены Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степеней. Правда, летал Михаил не со своим старшим братом, а с тогдашним временным командиром авиаотряда штабс-капитаном Меделем, потому что Василий поднимался в воздух только на одноместных машинах.

    Кроме боевой работы, Янченко иногда занимался испытанием новых моделей из числа тех, которые поступали в его соединение. Порой это было довольно рискованно: во всяком случае, "обкатывание" самолёта "Лебедя-7"  ( неудачная переделка "Сопвича - таблоида" )  закончилось поломкой аппарата и несколькими травмами, полученными самим лётчиком.

    Самолёт 'Лебедь-7'

    Тогда он отделался "малой кровью", но уже несколькими днями позже, заходя на посадку после патрульного вылета, "Ньюпор" Янченко перевернулся. В итоге аварии машина пришла в негодность, а пилот был вынужден обратиться в лазарет. Во время вынужденного простоя Янченко близко подружился с лежавшим там же прапорщиком Донатом Макиенком. Коротая время в лазарете, они разрабатывали новые методы ведения воздушного боя.

    К середине Января 1917 года Янченко поправился и вернулся в строй. Теперь лётчики готовились испробовать свои теоретические находки на практике.

    7 Марта Янченко и Макиенок вылетели на воздушную охоту. На высоте 2200 метров они обнаружили вражеский двухместный самолёт - разведчик и атаковали его. Повреждённая машина противника стала терять высоту, уходя на свою территорию. Русские лётчики настигли подбитую машину уже над вражескими окопами и прицельным огнём расстреляли. Разведчик рухнул на головы своих же солдат. Русские лётчики разделили победу Макиенок записал в свой актив первую, Янченко - 4-ю.

    13 Апреля лётчики 7-го авиаотряда Василий Янченко, Донат Макиенок и Юрий Гильшер вылетели на перехват 2-х вражеских самолётов. Янченко, пользуясь преимуществом в высоте и находясь с солнечной стороны, первым пошёл в атаку. Пикируя на противника, он вынудил австрийского пилота подставить свою машину под прицельный огонь Макиенка. Повреждённый "Бранденбург С.I" № 67.04 сорвался в штопор и рухнул на землю. Второй "Бранденбург С.I" № 67.03 попытался продолжить полёт в глубь русской территории, но Янченко настиг его и, используя обманные маневры, стал отвлекать внимание пилота. Это позволило Гильшеру занять выгодную позицию и с расстояния в 15 метров открыть огонь. Несколько очередей, выпущенных Гильшером, прошили австрийский самолет и ранили пилота. Он не справился с управлением, и неприятельский аэроплан совершил аварийную посадку. Оба падения австрийских самолётов были подтверждены штабами 12-й и 8-й армий Юго - Западного фронта, и 3 русских лётчика записали на свой счёт по 2 победы.

    Самолёт 'Бранденбург С.I'.

    20 Апреля Янченко вылетел на аэроплане "Моран - монокок" в тыл врага с разведывательной миссией, но на этот раз удача была не на его стороне. Огнём с земли его машина была повреждена, а сам лётчик легко ранен в ногу. Василию удалось дотянуть до территории, занятой русскими войсками, и там совершить аварийную посадку.

    Несмотря на ранение, на протяжении Мая - Июня 1917 года Янченко совершил 84 боевых вылета. Не обходилось и без неприятностей. Так, 26 Июня, во время боевого патрулирования в паре с Иваном Орловым, Янченко был атакован подкравшимся сзади австрийцем. Бросившийся на выручку подчинённому Орлов открыл по неприятелю огонь, но после первой же очереди из-за разрыва гильзы пулемёт у него заклинило. К счастью, противнику хватило и одной очереди, чтобы ретироваться. На другой день Василий рассчитался с противником и порадовал командира, записав на свой счёт вражеский самолёт неизвестной модели, который ушёл "со снижением".

    Самолёт 'Моран-Солье'.

    В Июле, в связи с начавшимся "наступлением Керенского", военные действия в Галиции ещё более активизировались, и в воздухе разгорелись ожесточённые бои. 2 Июля Янченко одержал победу над австрийским "Бранденбургом C.I" из 14-й авиароты, производящим корректировку огня вражеской батареи.

    6 Июля Василий в сопровождении Доната Макиенка вылетел на аэрофотосъемку вражеских артиллерийских батарей, расположившихся западнее Бжежани. Во время выполнения задания их атаковал истребитель противника. После короткой схватки Янченко записал на свой счёт 9-ю победу.

    10-я победа последовала спустя 5 дней. 11 Июля, выполняя патрулирование в паре с Макиенком, он столкнулся с 4 самолётами противника. Русские лётчики сумели рассредоточить строй противника, и, отделив один самолёт, сбили его. 18 Июля, уже в одиночном вылете, Василий сбил ещё одного неприятеля, который "круто пошёл вниз с большой дымовой струей и скрылся в тылу у шоссе северо - западнее Бжежани".

    Вечером 20 Июля Янченко, Макиенок и Гильшер подняли в воздух свои истребители и вступили в бой с эскадрильей германских самолётов, направляющихся на Тарнополь - бомбить отступающие русские войска. В результате схватки был сбит один самолёт противника, но и русские лётчики имели потери - погиб Юрий Гильшер. Янченко написал отцу Гильшера подробное письмо о последнем бое его сына.

    19 Августа Янченко и Макиенок в очередной раз вылетели на боевое задание. Вскоре они обнаружили вражеский самолёт, расстреливающий русский разведывательный аэроплан, экипаж которого пытался сфотографировать наземные укрепления противника. Русские асы пришли на помощь и быстро сбили врага. Но после приземления выяснилось, что во время боя противник успел серьёзно ранить Макиенка. После оказания первой помощи его пришлось отправить в госпиталь в Севастополь.

    После этого боя в 7-ом авиаотряде остался всего один ас - Янченко. Напряжение ежедневных боёв, потеря близких друзей и общие неудачи русских войск сказывались на настроении Василия. По воспоминаниям сослуживцев, на земле он был молчалив и мрачен. Но мастерство Василий, конечно же, не растерял, свидетельством чему стал бой 6 Сентября, когда во время патрулирования прапорщиком Янченко "в районе Сатанува был встречен самолёт противника типа "Бранденбург", вооружённый 2-мя пулемётами, который сам перешёл в атаку, проявив большое искусство. Постоянно уходя на крутой вираж, не позволял взять себя на мушку". И всё же Янченко взял верх над искусным противником, и после 20-минутного боя "противник снизился за линию своих окопов".

    20 Сентября 1917 года Янченко получил приказ о переводе в 32-й корпусной авиаотряд, однако не торопился покидать своё соединение. Вместо этого на другой день он отправился сопровождать самолёт - разведчик "Фарман". Во время полёта над вражеской территорией "Фарман" пытался атаковать германский "Альбатрос D.III". Янченко вступил в бой. Схватка двух истребителей продолжалась 10 минут. В результате "Альбатрос" был сбит, хотя германский лётчик, как написал в своём рапорте Василий, "показал превосходное мастерство пилотирования".

    Самолёт 'Альбатрос D.III'.

    Свою 15-ю победу Янченко одержал 8 Октября, также сопровождая самолёт - разведчик. Последняя, 16-я победа Василия Янченко  ( 14 Октября ), описана в его рапорте:

    "...Я увидел группу аэропланов, набирающих высоту, и стал их преследовать. В районе деревни Зубровка я внезапно атаковал одноместный "Альбатрос". Он стал выполнять крутой разворот влево, пытаясь контратаковать, но в это время я открыл огонь и поразил его. "Альбатрос" завалился на крыло и вошёл в вертикальное пике. Он упал на краю леса у Дубровки. Я приземлился и обнаружил, что самолёт полностью разрушен, а пилот мертв. Я забрал его документы и отправил в штаб 7-й Сибирской дивизии".

    После прихода к власти большевиков военные действия прекратились. Опасаясь репрессий со стороны солдатского комитета, которым подвергались практически все офицеры авиаотряда, Янченко покинул расположение подразделения и, перебравшись в Новочеркасск, вступил в Добровольческую армию генерала Лавра Корнилова. По некоторым сведениям, с Августа 1918 года по Август 1920 года он командовал 2-м авиаотрядом. Однако, не исключено, что его карьера прервалась раньше - в Апреле 1920 года, когда по приказу командующего авиацией Русской Армии генерала Петра Врангеля - Вячеслава Ткачёва оттуда были уволены подпоручики Янченко и Назаревич, учинившие драку в одной из гостиниц Симферополя.

    Пилоты 7-го авиаотряда, осень 1917 г.

    'Ньюпор-17' В.И.Янченко.

    Истребитель "Nieuport 17" на котором В. И. Янченко летал осенью 1917 года.

     В.И.Янченко у своего 'Ньюпора-17'.

    После поражения Белого Движения Василий Янченко эмигрировал. В начале 1920-х годов он появился в США и несколько лет проработал инженером у Игоря Сикорского. В 1930-е годы он уехал в Нью - Йорк и до 1952 года работал инженером - конструктором в Сиракузах. Точная дата смерти Василия Ивановича Янченко не установлена.

    *     *     *

    ( Из материалов книги "Летающие тузы.   Российские асы Первой Мировой войны".
    Издательство: ГИЦ "Новое культурное пространство", Санкт - Петербург, 2006 год.
    Авторы текстов: Д. Митюрин, Ю. Медведько, А. Лойко, Б. Степанов  ( редактор ).

    Категория: Период WWI и ранее. | Добавил: Mig-29 (21.09.2014)
    Просмотров: 1029 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Форма входа

    » Поиск
    » Порталы
    Центральный музей ВВС РФ
    » Периодика
    » Обновления Форума
  • Су-17м4 в масштабе 1:48 из набора фирмы Eduard. (30)
  • Тяжелый перехватчик Сухого Т-37. (3)
  • » Новые фотографии
    » Менеджеры Файлов
    » Модельные Магазины
    » Малый Бизнес
    Фототравление GoNzA      
    » Наш опрос
    Какое направление в моделировании Вы предпочитаете?
    Всего ответов: 19
    » Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 16
    Гостей: 16
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024