Технология изготовления колеса для стендовой модели.
Технология изготовления колеса.
Друзья, хочу поделиться технологией изготовления колеса для стендовой модели.
1. Постановка задания. Необходимо изготовить колесо для стендовой модели в масштабе 1/72 (в перспективе 1/144, 1/48). Колесо должно быть копийно, тоесть максимально соответствовать оригиналу. Должно быть выполнено максимально аккуратно Должно с легкостью поддаваться покраске и окончательной сборке.
2. Плюсы и минусы различных подходов к моделированию. А. Самый простой путь, это использовать колесо из набора. Однако очень часто, фирма, которая предоставляет тот или иной набор деталей, не обеспечивает достаточного уровня копийности. Доходит до того, что не соответствует не только конструкция дисков колес, но и их диаметр и толщина. Следовательно метод использования колеса из набора пригоден лиш в том случае, когда фирма производитель набора, максимально позаботилась о моделисте (коллекционере). Б. Другой способ – это купить набор колес от стороннего производителя. Способ хороший и дает быстрый и вполне приемлемый результат. Недостаток в том, что за это удовольствие нужно выложить определенное количество условных единиц. Иногда это количество превышает стоимость самой модели. Кроме того, не для всех моделей существуют подобные наборы. В. Достойный способ, изготовить колесо самому, например методом точения. Однако данный способ требует определенных навыков и наличия прецизионного оборудования. Данный способ позволяет достичь чуть ли не идеального результата. Однако оставим этот способ для тех, кто его опишет. Г. Я же хочу предложить способ поэлементного изготовления колеса. Данный способ дает возможность выдержать все условия поставленного выше технического задания. Для изготовления колеса, не потребуется практически никакого специфического оборудования. Этот способ позволяет изготовить колесо из кусочка листового полистирола, либо переделать из колеса входящего в набор модели.
Для описания процесса изготовления, возьму колесо из набора, которое изначально имеет большую чем нужно толщину и диаметр. Для начала, подгоняю толщину колеса, согласно используемому чертежу. Делаю это на листе наждачной бумаги, которая наклеена на кусок плоского и достаточно жесткого материала, напимер на кусок ДСП. (Рис. 1)
Затем необходимо подогнать диаметр колеса. Для этого необходимо засверлить по центру колеса отверстие подходящего диаметра, например сверлом диаметром два миллиметра. Это необходимо для тог, чтобы нанизать колесо на «держалку». В качестве держалки можно использовать подходящую по диаметру колесную ось от детского автомобильчика, черенок от использованной кисточки и прочее. Самое главное, чтобы нанизанное на держалку колесо сидело на ней плотно и не проворачивалось при обработке. (Рис. 2)
Держа колесо на держалке и охватив его наждачной бумагой, приблизительно на половину диаметра, вращательными движениями придаем необходимый диаметр и форму. Преимущество данной методики заключается в том, что весь процесс находится под постоянным мануально-визуальным контролем и очень трудно перестараться при стачивании. Следующий этап – это изготовление дисков колес. Диски колес многослойные.
Как видно на (Рис. 3), для изготовления диска нам необходимо изготовить несколько плоских деталей круглой формы разных диаметров и толщины. Для этого можно использовать просечки разных диаметров (Рис. 4),
которые изготавливаются из медицинских игл от шприцов и капельниц разного диаметра. Этот инструмент пригоден для изготовления деталей малого диаметра. Для изготовления деталей большого диаметра можно использовать циркуль «балеринку» с заточенной под резачек одной иглой (Рис. 5).
Немного потренировавшись, получается великолепный результат. В качестве материала для деталей дисков можно использовать полистирол различной толщины, алюминиевую фольгу, аракал и другие подходящие материалы (Рис. 6).
После того, когда все детали дисков подготовлены, можно начинать процесс покраски и сборки колес. Для начала красим баллоны колес в нужный, например матовый черный цвет. Далее, собираем внешние и внутренние части дисков колес и красим их так-же в нужные цвета. Вся прелесть данной технологии заключается в том, что каждую деталь можно выкрасить в нужный цвет до сборки диска. Это даст возможность избавиться от масок при покраске и получить практически идеальное качество диска после сборки. Количество деталей входящих в состав диска зависит только от вашего терпения и заданного уровня копийности. Готовые диски вклеиваются в баллоны. Колеса готовы! П.С. Дання технология использована при постройке практически всех моих моделей. Посмотреть и оценить можно на сайте клуба стендового моделирования «Искра», в разделе «Фотоальбомы», в категории «Mig29 представляет».