Главная » 2016»Октябрь»22 » Двигатели SaM146 наработали в коммерческой эксплуатации свыше 450 тысяч летных часов.
16:03
Двигатели SaM146 наработали в коммерческой эксплуатации свыше 450 тысяч летных часов.
Российско-французский двигатель SaM146, производство которого осуществляется рыбинским ПАО «НПО «Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) совместно с французской компанией Safran Aircraft Engines, отработал 469 413 летных часов (315 741 циклов) в составе пассажирских авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) по состоянию на 6 октября 2016 года, сообщает пресс-служба ОДК. SaM146 — интегрированная силовая установка, включающая двигатель и мотогондолу с реверсивным устройством. Поставки SaM146 и все услуги по послепродажному обслуживанию осуществляет компания PowerJet (совместное предприятие, основанное на принципах равноправного партнерства компаниями Safran Aircraft Engines и ПАО «НПО «Сатурн»). Максимальная наработка в часах зафиксирована у двигателей, эксплуатирующихся в сложных климатических условиях. Двигатель № 146140, имеющий максимальную наработку в часах (7 554 летных часа), эксплуатируется в авиакомпании «Якутия» в условиях крайне низких температур. Максимальная наработка в циклах отмечена у двигателя № 146137, эксплуатируемого в авиакомпании Interjet (Мексика) в условиях высокогорья и высоких температур, и составляет 5 517 циклов.
«Надежность вылета по расписанию по двигателю SaM146 составляет 99,92 %, -говорит заместитель генерального конструктора — главный конструктор проекта SaM146 ПАО «НПО „Сатурн“ Георгий Конюхов. — Этот показатель достигается, в том числе благодаря специальному проектированию лопаток вентилятора, переднего конуса, да и всей проточной части, что обеспечивает высокую степень защиты и устойчивости к попаданию посторонних предметов. В целом, эксплуатационные показатели SaM146 находятся на уровне, превышающем среднестатистический для этого класса двигателей».
Первый запуск двигателей SaM146 на самолете Sukhoi Superjet 100 / Фото: superjet100.info
PowerJet SaM146 (СМ146) — турбовентиляторный двигатель со смешением потоков. Двигатель предназначен для региональных самолётов и в настоящее время устанавливается на семейство самолётов Sukhoi Superjet 100.
SaM146 на Парижском Авиашоу 2011 / Фото: ru.wikipedia.org
Двигатель производится компанией PowerJet, которая является совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma». Компания «Snecma» отвечает за горячую часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления. Также компания «Snecma» отвечает за систему управления двигателя (FADEC) и коробку приводов. Мотогондолу поставляет компания "Aircelle".
НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя — вентилятор, компрессор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя.
SaM146 на самолёте Superjet-100 / Фото: ru.wikipedia.org
История
Лётные испытания двигателя проходили на «летающей лаборатории» Ил-76ЛЛ, в ходе которых было выполнено 28 полётов.
Сертификационные испытания были завершены 27 мая 2010 года. Европейская сертификация пройдена 23 июня 2010 года.
17 января 2012 EASA сертифицировало новый вариант SaM146-1S18 с тягой увеличенной на 3 % (в сравнении с исходным вариантом 1S17). Данный вариант позволяет эксплуатировать вариант самолета Sukhoi Superjet 100/95 увеличенной дальности с максимальной взлетной массой и увеличивать дальность полета до 4,578 км с полной пассажировместимостью.
На начало 2014 года производственные мощности PowerJet позволяют выпускать восемь двигателей в месяц с возможностью увеличения их производства до десяти.
Стоимость двигателя: 2,7 млн долларов. (2010 год).
Сравнение
По степени сжатия Sam 146 превосходит украинский аналог Д-436 - 22.8 у SaM146 против 22 у Д-436. Однако уступает более старому CF34-10, степень сжатия которого 29.
Sam 146 имеет 13 ступеней компрессора и турбин, у украинского аналога Д-436 для Ан-148- 19 ступеней.. Двигатель General Electric CF34-10 для CRJ1000/Embraer E-Jet имеет 18 ступеней. Поставочная масса (вместе с агрегатами и мотогондолой) 1708 кг против 1890 кг у Д436. Тяга Sam146(1S18) - 7303 кгс, против 7200 кгс у Д436. Sam 146 является промежуточным этапом на пути от CFM56 к LEAP. Чтобы перейти к более сложному двигателю LEAP нужно было сперва упростить CFM56 и отработать некоторые новые технологии. В сравнении с CFM56 двигатель Sam 146 состоит из меньшего числа деталей.
По удельному расходу топлива двигатель Sam146 на 1-2% выгоднее двигателя CF34-10 устанавливаемого на Embraer E-190/E-195(0.63 против 0.64), однако существенно (около 12 уступает двигателям PW1700G/PW1900G ожидаемым в 2018 году.
Модификации
Двигатель имеет следующие модификации:
SaM146-1S15 — опытная модификация, не сертификационная SaM146-1S17 — базовая модификация, сертифицированная SaM146-1S17C — модификация 1S17 корпоративная SaM146-1S18 — модификация с увеличенной на 5% тягой на взлётном режиме SaM146-1S18C — модификация 1S18 корпоративная Партнёры изготовители/поставщики элементов двигателя:
НПО Сатурн, холодная часть, детали обвязки и др., окончательная сборка, испытания, отгрузка заказчику. Snecma — горячая часть, агрегаты и др. Aircelle — трубопроводы, электрожгуты и др. Techspace Aero — агрегаты и др. ACC La Jonchere — трубопроводы и др. AVIO — коробка приводов, угловой редуктор. другие
SaM146 / Фото: Виталий Кузьмин
Тактико-технические показатели
Тип: турбовентиляторный Страна: Россия, Франция Использование Годы эксплуатации: с 2008 Применение: Сухой Суперджет-100 Создан на основе: CFM56 Производство Конструктор: PowerJet Год создания: 2004-2009 Производитель: НПО «Сатурн», Snecma Варианты: -1S17, -1S18 Массогабаритные характеристики Сухая масса, кг 1708 Длина, мм 3590 Ширина, мм 1950 Высота, мм 1670 Рабочие характеристики Тяга, кгс: взлётная – 7740; крейсерская - 1700 Ресурс, TACС 20000 Компрессор: 3-ступенчатый компрессор низкого давления; 6-ступенчатый компрессор высокого давления (первые 2 ст) Турбина: 1-ступенчатая турбина высокого давления; 3-ступенчатая турбина низкого давления Камера сгорания: кольцевая Степень повышения давления: 22.8 Управление: электронное Степень двухконтурности: 4,43