Советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29 практически всё время после создания оставался в тени своего более именитого собрата — истребителя Су-27. После развала СССР ситуация для детища Микояна сложилась почти что критическая: на экспортном рынке самолёт уступал всё тому же «Сухому», а поставки новых «МиГов» в полки российских ВВС и вовсе прекратились на довольно продолжительное время. В середине 90-х конструкторы провели ряд работ по модернизации самолёта (получивших обозначение МиГ-29СЭ и МиГ-29СМТ, соответственно), но казалось, самолёт уже полностью исчерпал себя и не имеет дальнейшего будущего. Однако ситуация в корне изменилась в начале 2000-х. Выбраться из забвения «двадцать девятому» помог огромный заказ, на палубную версию истребителя — МиГ-29К/КУБ, предназначенных для формирования авиагруппы индийского авианосца «Викрамадитья». Индийцы требовали воплотить в самолёте все передовые достижения российской авиационной промышленности, что и привело к созданию на базе МиГ-29 его современной палубной модификации. Более того, успешные работы по самолёту отнюдь не закончились на индийском заказе и дали серьёзный толчок к появлению фактически нового истребителя, относящегося к поколению «4++». Новая машина получила обозначение МиГ-35 (МиГ-35Д в двухместном варианте). В отличие от своего предшественника, функционально «тридцать пятый» МиГ призван решать гораздо более широкий круг боевых задач. В него входит поражение воздушных, наземных и надводных целей, завоевание превосходства в воздухе, а также подавление средств ПВО противника. Всё это МиГ-35 способен выполнять в любое время суток, в любых погодных условиях и при любом виде радиоэлектронного противодействия. Для выполнения данных целей самолёт оснастили целым рядом технических усовершенствований. Так, топливные баки МиГ-35 стали более объёмными, чем на МиГ-29, что позволило увеличить дальность полёта (без подвесных баков) до 2000 километров. Самолёт получил возможность дозаправляться в воздухе (также сами истребители при оснащении специальным оборудованием могут играть роль своеобразных самолётов-заправщиков).
МиГ-35 осуществляет дозаправку в воздухе во время одного из испытательных полётов. Источник фото: migavia.ru
За счёт снижения радиолокационной заметности и оборудования «тридцать пятого» МиГа современным комплексом бортовой обороны боевая живучесть истребителя серьёзно повысилась. Кроме того, из-за глубокого резервирования всех самолётных систем и широкого применения в конструкции технологических решений, используемых при постройке палубной авиации, МиГ-35 можно с уверенностью назвать сверхнадёжным истребителем, способным садиться на необорудованные аэродромы в метеоусловиях любой сложности.
Одной из главных особенностей нового самолёта также является потрясающая сверманевренность, обусловленная использованием двигателей с отклоняемым вектором тяги. Благодаря ним, малым габаритным размерам и аэродинамической схеме «тридцать пятый» МиГ становится одним из самых смертоносных истребителей ближнего маневренного боя, который, кроме того, способен достигать скорости свыше 2 Max.
Крупный план сопел двигателей РД-33МК с отклоняемым вектором тяги, установленных на МиГ-35. Источник фото: ru.wikipedia.org/Vitaly V. Kuzmin
И главной вишенкой на торте под названием МиГ-35, конечно же является его новейшая авионика. Модернизированная радиолокационная станция (РЛС) «Жук-М», способная наводить ракеты сразу на несколько целей, прицельно-навигационный комплекс ПрНК-35, нашлемная система целеуказания и индикации, передовые оптические системы — всё это дают МиГ-35 атакующее превосходство не только в ближнем, но и в дальнем бою. А станции радиотехнической разведки, обнаружения атакующих ракет, лазерного облучения, постановки радиоэлектронных помех вкупе с устройством отстрела ложных тепловых целей, обеспечивают истребителю адекватное противодействие вражеским перехватчикам.
Вооружение «тридцать пятого» МиГа по сравнению с «двадцать девятым» также претерпело определённые изменения. Количество внешних точек подвески выросло, как и номенклатура вооружения. Истребитель способен нести целый ряд ракет класса «воздух-поверхность», способных поражать разнообразные наземные, в том числе и вражеские РЛС, а также надводные цели.
Компоновочная схема МиГ-35. Источник фото: aviation-gb7.ru
Ещё одним неоспоримым преимуществом МиГ-35 перед предшественником стало то, что несмотря на оснащение истребителя более современным оборудованием, техническое обслуживание самолёта удалось серьёзно упростить и удешевить. К примеру, стоимость одного часа налета на МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 снизилась более чем в два с половиной раза.
Первый полёт прототип «тридцать пятого» МиГа совершил ещё в 2007 году. Новый истребитель рассматривался в качестве одного из главных претендентов на выигрыш другого крупного индийского контракта — MMRCA, предусматривающего поставку 126 истребителей. В ходе демонстрационных полётов, продолжавшихся до 2011 года, МиГ-35 оставил у заказчика самое положительное впечатление, выдержав практически лётные испытания в высокогорных районах Индии. Однако определённые проблемы с РЛС не позволили истребителю продолжить участие в тендере. Самолёт был отправлен на доработку.
МиГ-35 на лётных испытаниях. Источник фото: migavia.ru
На данный момент времени серьёзно обновлённый МиГ-35 готовят к очередным лётным испытаниям, которые в этот раз пройдут в рамках государственного заказа на истребитель. По сообщениям некоторых СМИ, если военных устроят все характеристики самолёта, то российские ВВС уже до 2020 года получат на вооружение порядка 30 «тридцать пятых» МиГов.
Автор: Евгений Просвирин Источник фото: inforeactor.ru...