контекст МиГ-29К вместо Су-33: легкий палубный вместо тяжелого © РИА Новости. Антон Денисов 09:30 14/02/2010 © Фотобанк РИА Новости. Фото Сергея Пятакова 14 февраля 2010 года в Дели начнется международная выставка вооружений. Ожидается, что на ней будут представлены, в частности, российские истребители МиГ–29К и двухместный МиГ–29КУБ. Одноместный МиГ–29К и двухместный МиГ–29КУБ, представляют собой многофункциональные истребители поколения "4++", предназначенные для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днем и ночью в любых погодных условиях. Базирование истребителей МиГ–29К/КУБ обеспечивается на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тыс тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Разработка легкого палубного истребителя-бомбардировщика на базе самолета МиГ–29 началась в ОКБ им. А.И.Микояна (ныне Инженерный центр "ОКБ им. А.И. Микояна") в 1984 году. Разрабатываемый истребитель должен был стать первым отечественным боевым самолетом, способным осуществлять взлет с палубы корабля и посадку на нее обычным способом, т.е. с разбегом и пробегом. До этого в составе ВМФ страны не было ни летательных аппаратов подобного типа, ни кораблей, способных их принимать. Самолет разрабатывался для вооружения тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Тбилиси" (ныне – ТАВКР "Адмирал Кузнецов"). Истребитель получил название МиГ–29К (изделие "9–31"). Постройке МиГ–29К предшествовали работы на опытном самолете для отработки посадки с использованием корабельных радиотехнических средств и тормозного гака. В отличие от базового самолета МиГ–29К имел складывающиеся крылья для более компактного размещения самолета на корабле, тормозной гак, используемый для зацепки за трос при посадке, и усиленные конструкции шасси и хвостовой части фюзеляжа. Планер был изготовлен в основном из алюминиево-литиевого сплава 01420. Для защиты двигателя от попадания посторонних предметов в канале воздухозаборника имелась убирающаяся решетка. Для дополнительного забора воздуха на взлете и посадке стенка в нише основной стойки шасси была перфорирована. Первый полет МиГ–29К состоялся 23 июля 1988 года. В 1991 году начались Государственные испытания истребителя, завершить которые не удалось. Резкое сокращение финансирования военных программ привело к тому, что от доводки МиГ–29К отказались. На двух опытных экземплярах МиГ–29К было выполнено в общей сложности более 420 полетов, из них около 100 – на корабле. К работам по палубному истребителю вернулись в середине 1990-х годов, когда Индия заинтересовалась приобретением у России тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.4 "Адмирал Горшков". Для авианосца нужны были палубные истребители. Было принято решение о разработке новой машины на базе МиГ–29 в Инженерном Центре "ОКБ им. А.И. Микояна". Истребитель получил фирменный индекс "9–41", но сохранил наименование прежней модели: МИГ–29К. К активным работам по перспективному палубному истребителю приступили в 1999 году, хотя первые проработки облика самолета были выполнены еще в 1996 году. В конце 1990‑х годов приступили и к закладке первых агрегатов опытных МиГ–29К. А после подписания соответствующего соглашения в формировании облика нового самолета активное участие принимала и индийская сторона. В 2002 году были начаты испытания отдельных систем и узлов МиГ–29К. Новый самолет МиГ–29К представляет собой глубоко модернизированный вариант самолета МиГ–29К образца 1988 года ("9–31"). Самолет спроектирован в двух вариантах: одноместный многофункциональный корабельный истребитель МиГ–29К ("9–41") и двухместный многофункциональный корабельный истребитель и учебно-боевой самолет МиГ–29КУБ ("9–47"). Унификация обоих вариантов по конструкции – более 90%, а по оборудованию и вооружению – почти 100%. Основные отличия одноместного МиГ–29К от двухместного МиГ–29КУБ заключаются, в основном, только в отсутствии рабочего места заднего летчика, где устанавливается дополнительный топливный бак. При этом оба самолета оснащаются унифицированным фонарем кабины. От базового МиГ–29 новая машина отличается возросшей надежностью узлов и агрегатов, более экономичными двигателями, возросшей дальностью полета и боевой нагрузкой. Также МиГ–29К отличается усовершенствованным планером с долей композиционных материалов около 15%, складываемым крылом, малой заметностью и увеличенной емкостью топливной системы. В истребителе предусмотрена цифровая комплексная электродистанционная система управления самолетом с четырехкратным резервированием, система дозаправки топливом в полете. МиГ–29К может обеспечить дозаправку других самолетов топливом при оснащении его топливным агрегатом дозаправки ПАЗ–1МК. Самолет оснащен 2 двигателями РД–33МК, оборудованными бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC) и имеющими модульную конструкцию. Двигатели отличаются повышенной надежностью и ресурсом. Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) МиГ–29К/КУБ строится по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL–STD–1553B. На истребителе установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) "Жук–МЭ", оснащенная щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущего поколения, "Жук–МЭ" имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. БРЛС "Жук–МЭ" обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них. МиГ–29К/КУБ оснащаются современной многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет. Предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей. Открытая архитектура БРЭО позволяет устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства. Самолеты МиГ–29К/КУБ оснащаются встроенным автоматическим комплексом контроля и регистрации "Карат", бортовой системой видеорегистрации, компьютеризированной системой ввода полетного задания в комплекс БРЭО, а также автономной системой выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей. Летно-технические характеристики Длина МиГ–29К – 17,3 м, высота – 4,4 м, размах крыла в разложенном (полетном) положении – 11,99 м. Максимальная взлетная масса истребителя составляет 24,5 т, нормальная – 18,55 т; максимальная скорость полета на высоте – 2,2 тыс. км/час, у земли – 1,4 тыс. км/час; практический потолок – 17,5 км. Дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) составляет 2 тыс. км, а с3 ПТБ и одной дозаправкой в воздухе – 5,5 тыс км. Самолет вооружен 30-мм пушкой ГШ–301 и имеет восемь точек подвески, на которых могут размещаться управляемые ракеты "воздух‑воздух" и "воздух–поверхность", корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, авиационные бомбы. Управляемое ракетное оружие класса "воздух‑воздух" может включать 6 ракет РВВ–АЕ средней дальности, 8 ракет Р–73Э малой дальности; класса «воздух–поверхность» – 4 противокорабельные ракеты Х–31А, Х–35Э, 4 противорадиолокационные ракеты Х‑31П. Самолет может нести 4 корректируемые бомбы КАБ–500Кр. В состав вооружения самолета могут вводиться также новые образцы авиационных средств поражения. Одноместный и двухместный варианты имеют идентичное оборудование и вооружение, а так же высокую степень унификации конструкции. Новый самолет МиГ–29КУБ впервые поднялся в воздух в январе 2007 года. Первый серийный самолет взлетел в марте 2008 года. В программе МиГ-29К/КУБ участвуют ведущие российские предприятия авиационной промышленности: ОАО "Климов" (разработчик и изготовитель опытной партии двигателей РД‑33МК), ОАО Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышева (изготовитель серийных двигателей РД‑33МК), ОАО "Корпорация "Фазотрон–НИИР" (разработчик и изготовитель радиолокационной станции "Жук–МЭ"), Федеральный научно-производственный центр "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" (системный интегратор БРЭО, разработчик компонентов авионики). Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников |