Марс - это только начало, уже юридически оформляется первое внеземное государство ASGARDIA Осень 2016 года принесла небывалый урожай космических идей и проектов. И это очень удачный и нетривиальный финал года 55-летия первого полета человека в космос. У космонавтики вдруг открылось второе дыхание, причем на фоне острого глобального кризиса на Земле и кризиса развития космонавтики в России и мире. "Космическое будущее" в XXI веке оказалось более скромным, чем представлялось в начале и середине XX века. В условиях нарастающего глобального кризиса мы движемся от космической утопии и эйфории космонавтики XX века ко все более сложным реалиям жизни на Земле и освоения космоса в XXI веке. В условиях экономического кризиса в России значительно сокращено финансирование новой федеральной космической программы (2016-2025). В год 55-летия полета Юрия Гагарина именно в нашей стране замыкается "критический" цикл, который нашел своих выразителей сразу после первого полета человека в космос (см., например: Н. Коржавин. На полет Гагарина, 1961). Начинается новый "критический" цикл выступлений против пребывания человека в космосе. Выходят публикации, где "Космическая мечта" заменяется и подменяется "Антикосмической мечтой" (В. Сурдин. Какие перспективы у пилотируемой космонавтики и космического туризма // Газета.Ru. 08.05.16). Делаются попытки обосновать этот откат низкой эффективностью пилотируемых полетов, высокими рисками пребывания человека в космосе, необходимостью замены человека роботами и т.п.
В этих "вызовах отрицания" находят отражение закономерности и противоречия развития космической деятельности (КД) в России и в мире. В качестве адекватного ответа необходим синтез новой "космической мечты", новых целей и технологий (технических и социальных) и на этой новой основе - коррекция всей КД. Новые идеи и технологии могут дать второе дыхание космонавтике, создать условия для постановки и реализации новых целей КД и вариантов космического будущего. России и человечеству в XXI веке необходимы новые идейные и лидеры - практики космонавтики, адекватная стратегия КД в балансе с земной деятельностью.
Расселение вне Земли - сверхзадача человечества и стратегическая цель пилотируемой космонавтики. Необходимо осмыслить итоги полетов людей в космос и дать новый импульс процессу космической экспансии, научному и практическому решению проблемы расселения человечества вне Земли (подробнее см.: С.В. Кричевский. Расселение человечества вне Земли: проблемы и перспективы // Пилотируемые полеты в космос, 2012. № 1).
Хотя в последние годы уже казалось, что люди, профессионалы, организации и государства зависли на пути в космос и возможен обратный процесс. И вдруг лидером стал американский предприниматель в области космической деятельности Илон Маск, который в 2015-2016 годах начал возвращать ступени ракет-носителей Falcon-9 на Землю, а 27 сентября 2016 года заявил об экспансии в космос и реализации мощного и долгоиграющего Марсианского проекта - переселение на Марс 1 млн человек.
Прошло две недели - и еще одно нетривиальное заявление: 12 октября 2016 года гражданин России, доктор технических наук Игорь Ашурбейли на пресс-конференции в Париже провозгласил и кратко изложил идею и проект создания космической нации и первого космического государства ASGARDIA. По замыслу инициаторов и организаторов - международной группы ученых, инженеров, юристов и предпринимателей, планировалось объединить 100 тыс. человек и начать процесс оформления государства ASGARDIA в ООН. Но через два дня из-за потока людей, стремящихся влиться в новое государство, "стартовую квоту" увеличили до 1 млн человек.
Желание стать гражданами ASGARDIA (при этом сохраняется основное земное гражданство) в течение первых девяти дней по состоянию на полдень 20 октября 2016 года заявили 450 тыс. человек из более чем 200 государств. Лидируют представители Китая (около 28 , затем США (11 , Турции (8 , Бразилии (5 , Великобритании (4 … На 10-м месте - Роcсия (около 2 .
По сути, ASGARDIA - это государство для будущего космического человечества, которое уже начало (само) организовываться на Земле. Идет чрезвычайно важный процесс превращения почти фантастической утопии первого в истории земной цивилизации космического государства людей - космического интернационала - в реальность принципиально нового общественного договора.
Идея и проект космического государства - это то, чего не хватало, чтобы процесс космической экспансии пошел всерьез. Возникает новый геокосмополитический субъект и актор, заинтересованный в освоении космоса, включая расселение в нем в далекой перспективе, как в своей главной цели и сверхзадаче и сосредоточенный именно на этом процессе.
Важность, новизна и мощный потенциал идеи и проекта ASGARDIA в том, что найден и предложен выход из земного тупика космического развития человечества. Не надо больше ждать, когда все человечество созреет и решит земные проблемы. Здесь и сейчас создается критическая масса людей, идей и ресурсов, которые необходимы и достаточны для образования нового, космического человечества, которое сначала будет жить на Земле, создавать "правила игры" и инфраструктуру, необходимые для жизни в космосе, а затем переселится в космос.
Да, это противоречит классической космонавтике, начиная с идей Константина Циолковского. Он считал, что экспансия в космос потребует предварительного объединения усилий всего человечества. Это противоречит и современной практике космической деятельности, которая, по сути, пока зациклена на решении земных проблем и исследованиях космоса с применением космических технологий в формате сугубо земной цивилизации.
ASGARDIA гораздо шире и сложнее, чем просто полет человека на Марс и колонизация Марса в русле новейших идей и проектов Илона Маска, а также заявлений президента США Барака Обамы (хотя численность "критической массы" землян - колонизаторов космоса совпадает: 1 млн граждан для организации нового космического государства ASGARDIA или 1 млн переселенцев на Марс по проекту Маска).
При этом реализуется новая социальная технология, в идеале и пределе направленная на расселение людей вне Земли, колонизацию Луны, Марса и других пространств Солнечной системы. Неклассическая социальная космонавтика здесь и сейчас. Первые результаты обнадеживают уже тем, что на наших глазах и при нашем участии создается социологическая модель, основанная на анализе статистических соотношений нынешнего земного и перспективного космического человечества.
Однако дело и главная проблема вовсе не в количестве космических государств на Земле, денег и космических ракет, а в количестве и качествах тех, кто хочет и может, чтобы настоящее и полноценное космическое будущее человечества состоялось. Полагаю, что проект ASGARDIA даст новый импульс для междисциплинарных исследований всего комплекса проблем, связанных с освоением космоса: естественно-научных, технических и социально-гуманитарных.
Для успешной реализации интересного, рискованного и очень сложного проекта ASGARDIA, который имеет и плюсы, и минусы, предстоит преодолеть колоссальные препятствия: наш геоцентризм, косность и бюрократию, убедить ООН создать новые "правила игры", новую технику и технологии, найти ресурсы, купировать и минимизировать риски и т.д.
Ни шагу назад в движении в космос! Все только начинается: новый космический социально-политический процесс пошел. Приглашаются все!
Сергей Владимирович Кричевский - космонавт-испытатель, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.
Инженерный взгляд на марсианское садоводство Путь в дальний космос будет не таким, как предлагает Илон Маск, и не в те сроки
27 сентября 2016 года американский предприниматель Илон Маск, глава компании SpaceX, на 67-м конгрессе Международной астронавтической федерации представил доклад о проекте пилотируемых полетов на Марс и его дальнейшей колонизации. Доклад активно обсуждается любителями космонавтики и средствами массовой информации.
Проект Маска далеко не первый. Первым инженерным проектом полета человека на Марс можно считать проект Фридриха Цандера (1924), вторым - Вернера фон Брауна (1949). С началом космической эры работы по "марсианскому проектированию" идут уже в непрерывном режиме. В России в 1960-х годах разрабатывается ТМК - тяжелый межпланетный корабль. В США активизация разработок пришлась на 70-е годы (после лунных экспедиций, на базе созданной для Луны техники).
В 2009 году президент США Барак Обама отменил лунную программу предыдущего президента и заявил о намерении США высадить человека на Марс после 2030 года. Прошло два президентских срока, но конкретно для решения задачи так ничего не было сделано. Проектируются сверхтяжелая ракета-носитель STS и космический корабль "Орион", которые в прессе часто называют марсианскими. Однако это не специфичные для Марса проекты, они достаточно универсальны, пригодны для движения в дальний космос по любому направлению.
Проект полета человека на Марс можно считать начавшимся тогда, когда будет официально названа конкретная дата высадки, обозначены этапы работ и выделены необходимые объемы финансирования. А вот этого пока что нет и в обозримом будущем не предвидится.
Полет на Марс можно разбить на пять этапов - сборка марсианского корабля на орбите Земли, перелет к Марсу, посадка на Марс, жизнь на Марсе, возвращение на Землю. И для каждого этапа есть нерешенные на сегодняшний день проблемы, без адекватного решения которых нет возможности даже приступить к реальному проектированию.
На первом этапе на околоземную орбиту надо вывести около 1000 т груза. В зависимости от типа двигательной установки современные российские проекты предполагают 480 т для высадки на Марс двух человек; по американским - 800-1300 т также для двух астронавтов на Марсе; по проекту Маска - 550 т для высадки на Марс 100 человек. Можно сравнить выводимую массу с массой Международной космической станции (МКС) - 420 т и вспомнить, что МКС собиралась "всем миром" в течение 20 лет. Другой ориентир по выводимой массе - общая интенсивность запусков в космос. В 2015 году всеми странами в космос выведено 970 т, из которых в США - 230 т (в пересчете на низкую околоземную орбиту).
Проблемы второго этапа - надежность и радиация. На МКС проблема надежности решается доставкой запчастей грузовыми кораблями и возможностью экстренной эвакуации экипажа. Для межпланетного полета эти способы неприменимы. Требование о возможности спасения экипажа на всех этапах полета определяет необходимость одновременной отправки двух-трех кораблей. Придется обеспечить дублирование жизненно важных устройств. У Маска эта проблема не рассматривается и не упоминается.
Экипаж марсианских кораблей большую часть времени (или, по Маску, всю оставшуюся жизнь) будет находиться вне радиационных поясов Земли - естественной защиты от космического излучения. На данный момент известно, что вне радиационных поясов можно работать месяц - риск будет допустимым. Если больше - нужна защита, по которой точных данных нет. Выход - проведение достаточно большой серии биоэкспериментов вне радиационных поясов. Но пока такие эксперименты не планируются. В проекте Маска радиационный риск игнорируется.
Проблема третьего этапа - посадка на Марс аппарата большой массы. Корабль можно посадить с использованием только ракетных двигателей. Но в таком случае значительно возрастает масса спускаемого аппарата и далее по цепочке и экспоненциально - все массы системы. Поэтому практика посадки на Марс (максимальный вес 900 кг - аппарат "Кьюриосити") включает аэродинамическое торможение, торможение парашютом, ракетное торможение. Аэродинамическое торможение в проекте Маска - только за счет корпуса, что явно недостаточно. Необходим специальный экран, который был у всех марсианских спускаемых аппаратов и который в проекте Маска не предусмотрен.
Основная проблема четвертого этапа - жизнеобеспечение. Илон Маск предполагает "полную рекуперацию", то есть повторное использование всех ресурсов, кругооборот веществ, как это происходит на Земле. Ближе всего к реализации этой идеи подошли в рамках проекта "Биосфера-2". В 1991-1993 годах восемь испытателей жили в герметическом пространстве объемом 200 тыс. куб. м (в 100 раз большем, чем объем марсианского корабля Маска). Эксперимент не был удачным - сразу возник серьезный дефицит кислорода, чрезмерно размножились насекомые и микроорганизмы. Были выявлены острые проблемы психологической совместимости.
Для последнего этапа - возвращение на Землю - возникают все те же нерешенные проблемы и существенно возрастают сложности обеспечения надежности из-за того, что старт теперь на Марсе, где готовить технику к полету много сложнее.
Перечисление технических проблем не является доказательством невозможности осуществления проекта. Но это справедливо только для теоретических построений, когда от деталей можно отмахнуться: "Кто-нибудь что-нибудь придумает". На практике именно в деталях и прячется дьявол, закрывающий весь проект.
В своем докладе Илон Маск не обозначил стоимость первой высадки человека на Марс, однако названная дата высадки - 2024 год - позволяет оценить стоимость первого полета на Марс, так как он должен опираться на современную экономику и технологии. В литературе распространена оценка стоимости высадки двух человек на Марс в 500 млрд долл. Разумеется, цифра может сильно варьироваться в зависимости от схемы перелета, но порядок именно таков.
Ее можно подтвердить сравнением со стоимостью высадки двух человек на Луне - 150 млрд долл. в современных ценах. Илон Маск, по данным Forbes, располагает 20 млрд долл. Бюджет NASA - 19 млрд долл. в год. Откуда взять деньги на проект, не сказано, автор отделался шуткой. Шуткой можно дать и итог оценки экономики проекта. Рассказывают, что как-то Наполеон спросил коменданта крепости: "Почему меня не встретили салютом?" - "На это есть 21 причина. Во-первых, у нас нет пороха, во-вторых..." - "Достаточно", - сказал Наполеон.
Концептуально проект не дает ответа на вопрос: "Зачем?" Что будут делать миллион колонистов на Марсе? Только выживать в крайне трудных и некомфортных условиях. Сверхзадача "создать запасную планету" не решается принципиально из-за радиации и отдаленности от Солнца. Кроме того, те угрозы для своего существования, которые несет цивилизация в себе (война, пандемия), никуда не денутся и на Марсе.
Внешние угрозы, из которых всерьез можно рассматривать только столкновение с большим астероидом, могут быть с меньшими затратами и более эффективно парированы не строительством "бомбоубежища" на Марсе, а созданием соответствующей системы обнаружения опасных небесных тел и выработки мер по изменению их траектории. Помимо этого со значительно меньшими затратами мы можем поставить и решить задачу "создания запасных мест обитания" за счет формирования больших поселений-станций в космическом пространстве. Население этих станций будет решать прикладные задачи работы в космосе и иметь условия жизни лучшие, чем на Земле.
Сказанное отнюдь не закрывает путь в дальний космос. Просто он будет не такой, как предлагает Илон Маск, и не в те сроки. Вехи движения в космос - это малые тела Солнечной системы. Луна, астероиды, спутники планет - это доступные источники внешних ресурсов. А планеты останутся спортивными рубежами, высадка на которые требуется только для установки флага. Их исследования - дело автоматов.
Проект Маска - демонстрация чрезмерной самонадеянности человека, представлений о том, что в угоду ему в будущем перестанут действовать законы физики и правила математики. Этого не случится, движение в космос будет поэтапным и медленным. Энтузиастам придется потерпеть.
Иван Михайлович Моисеев - руководитель Института космической политики, научный руководитель Московского космического клуба, эксперт фонда "Сколково", член Экспертного совета при правительстве РФ.