Постройка стендовых моделей копий в различных масштабах.
Авиационная, Бронетанковая, Автомиобильная техника. Флот и пр...
Четверг, 05.12.2024, 04:07
» Меню сайта
» Категории раздела
Лента Новостей [7428] Стендовое Моделирование [122]
» Горячие Клавиши
. .
» Видео Уроки
» Новые статьи
[31.08.2018]
[Наше время]
Истребитель вертикального взлета. Самолет будущего или хорошо забытое прошлое? (4)
[26.04.2018]
[Наше время]
Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения. (4)
» Новостные Ленты
  • » Сообщество Форумов
    ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!   SkyFlex Interaeractive - Русский авиамодельный сайт
    » Галереи Техники
  • » 2D 3D Изображения
    » Мои WEB проекты
    » Кнопка Сайта
  • Главная » 2010 » Февраль » 27 » Российская АФАР стала реальностью
    13:37
    Российская АФАР стала реальностью
    AFARВстает в строй новое поколение отечественных радаров
    2010-02-26 / Виктор Литовкин
    nvo.ng.ru

    НИИ приборостроения имени В.В.Тихомирова встречает свой 55-летний юбилей уникальными технологическими разработками, достойными XXI века. Об этом в интервью ответственному редактору «НВО» Виктору Литовкину рассказал заместитель директора ОАО «НИИП» по научной работе, главный конструктор АФАР (активной фазированной антенной решетки) Анатолий Синани.

    – Анатолий Исакович, 1 марта Научно-исследовательскому институту приборостроения имени Тихомирова исполняется 55 лет. Поздравляем вас. Это, как шутят остряки, предпенсионный возраст. Но, судя по тем достижениям, которые числятся за НИИП, как, впрочем, и по тем образцам, что вы демонстрируете на международных выставках, по той технике, что приходит в армию, до почивания на лаврах институту, как и его коллективу, очень далеко. А какую разработку за эти годы конструкторы НИИП считают самой важной? Или другими словами, по-настоящему этапной, определившей стратегию коллектива на долгие годы?

    – Спасибо за поздравление. А что касается «почивания на лаврах», то за всю историю нашего института я не припомню такого случая, чтоб у нас был сколь-нибудь длительный период расслабления. Как правило, к моменту завершения очередной разработки созревала постановка новой, еще более масштабной или сложной в техническом плане работы.

    За 55 лет существования институт выполнил более 200 НИОКР, десятки систем и комплексов разработки НИИП поставлены на вооружение в отечестве и за рубежом. Наши этапные разработки, как и везде в мире, имеют цикл около 7–10 лет (от ТЗ до серии), и каждая из таких работ – это веха в жизни предприятия и в отечественной радиолокации. И все же, на мой взгляд, можно выделить три знаковые разработки. Во-первых, это ЗРК «Куб» (в экспортном исполнении «Квадрат»). По сути, это была первая крупная разработка молодого предприятия, на которой, собственно, и сформировалась известная теперь на весь мир научно-инженерная школа Тихомирова. Комплекс оказался настолько удачным, что был экспортирован в 25 стран мира и многократно доказывал свою эффективность в вооруженных конфликтах. Прошло уже 40 лет, а ЗРК «Квадрат» до сих пор стоит на вооружении ряда стран, и по заказам многих из них НИИП и сегодня проводит работы по его модернизации.

    Во-вторых, это разработка системы управления вооружением «Заслон» для истребителя МиГ-31. Мне, как специалисту по антеннам, эта работа особенно дорога, так как для СУВ «Заслон» нами была впервые в мире разработана бортовая ФАР. Создание теоретических основ построения антенных систем с электронным сканированием для бортовых радиолокационных комплексов и разработка первых поколений пассивных ФАР связана с именем главного конструктора, доктора технических наук, профессора Бориса Иосифовича Сапсовича. Разработка ФАР для истребительной авиации является более сложной задачей по сравнению с их разработкой для других областей применения. Это связано с тем, что каждое из требований, предъявляемых к бортовым ФАР, является предельно высоким. Созданный в тот период научно-технический задел и сегодня является востребованным. Собственно, после этой работы и определилось стратегическое направление работ института – РЛС на основе электронного управления лучом для авиационных и наземных мобильных комплексов.

    И, наконец, в-третьих, это одна из последних разработок НИИП – РЛСУ «Барс» для истребителя Су-30МКИ. Уникальность этой разработки не только в том, что Су-30МКИ с РЛСУ «Барс» по своим характеристикам по мировому признанию является одним из лучших истребителей на начало века, но и в том, что для института это была первая крупная опытно-конструкторская работа, выполненная по техзаданию инозаказчика.

    – Когда знакомишься с историей вашего института, невольно замечаешь, что многие его достижения родились в острой конкуренции с другими научно-конструкторскими коллективами страны, работающими, что называется, по аналогичным темам. Сейчас, когда количество таких НИИ по тем или иным причинам (финансово-экономическим и кадровым) резко поубавилось, какая организация дышит вам в спину в области создания радаров с АФАР? А если таких в родном отечестве нет, то как вам работается без друзей-соперников?

    – Основным побудительным мотивом для нас является логика развития, а не конкуренция. В 80-е и 90-е годы практически все разработчики бортовых РЛС не только в нашей стране, но и за рубежом сделали акцент на РЛС с щелевыми решетками, отложив реализацию электронного управления лучом до появления технологии активных ФАР. В нашем институте мы продолжили развитие научных и инженерных основ электронного сканирования, выполнили ряд важных НИОКР, направленных на достижение новых функциональных режимов и реализацию широких возможностей управления лучом. Собственно, этот уникальный научно-технический задел и позволяет нам уверенно вести современные разработки, одновременно создавая задел на будущее поколение антенн и РЛС. А к коллегам в нашей стране и за рубежом мы относимся с уважением, постоянно изучаем их опыт и достижения и готовы к сотрудничеству.

    Необходимо заметить, что вложение средств в развитие АФАР безусловно окупается намного эффективнее, чем в других направлениях техники. Во-первых, потому, что решается задача повышения обороноспособности страны и закреплении ее на весьма емких рынках продажи оружия, а, во-вторых, для АФАР даже на этапе опытных образцов требуется поставка настолько большого числа электрорадиоэлементов почти по всей номенклатуре, что затраты на создание соответствующих производств будут всегда оправданными. Подчеркну также, что технологии АФАР и электронного управления лучом могут с успехом применяться не только в военной технике, но и для различных гражданских назначений: в области связи, мониторинга воздушного пространства и земной поверхности, управления воздушным движением, повышения безопасности движения на транспорте и т.д. Реализация таких масштабных задач также может осуществиться только на основе сотрудничества и кооперации.

    – Не могу не спросить вас о том, на какой стадии находится ваша работа над АФАР? Этот вопрос, по-моему, сегодня особенно актуален, так как в небо поднялся Т-50, первый российский многофункциональный истребитель пятого поколения, на котором, как уже сообщалось в печати и как, кстати, писала наша газета, должен быть установлен новый радиолокационный комплекс, разработанный в вашем институте.

    – Первый полет Т-50 – это, безусловно, знаковое событие не только для нас, участников проекта, но и для России в целом. Об этом уже много и в основном хорошо написано и в отечественных, и в зарубежных СМИ. Еще семь-восемь лет тому назад решение всех проблем, связанных с созданием Т-50, казалось невероятным на фоне упадка ряда отраслей науки и промышленности. Но сегодня не только факт первого полета истребителя, но и все более уверенная поступь самых современных технологий, в том числе в области активных ФАР, являются подтверждением того, что созидательная сила научных, инженерных и производственных коллективов в нашей стране способна преодолевать системный кризис оборонной промышленности и нигилизм общественности.

    Кстати, нигилистам, тем, кто презрительно назвал первый полет «Жигулями», поставленными на крыло, хотел бы сказать: «Не дождетесь, господа! И летать будем, и побеждать будем!» Из нашей практики: когда мы создавали первую бортовую ФАР, неверующих было полно, а когда в Ле-Бурже в 1989 году сняли обтекатель с МиГ-31 и всей общественности предстала РЛС с ФАР, потрясение было невероятным. Подобный же эффект был, когда индийские летчики на Су-30МКИ российской разработки на американском полигоне показали только малую часть возможностей нового истребителя. И сегодняшние летные испытания нового радара на Су-35 подтверждают, что нам по силам преодолевать любые рубежи.

    Еще раз подчеркну взаимосвязь наших работ в области радаров с пассивными и активными ФАР. Конечно, для АФАР значительно возрастает круг научных, инженерных и технологических задач. Да, это новое поколение антенн и радаров. Но для нас – это естественный, много лет назад запланированный путь развития. Именно в рамках созданной фундаментальной концепции построения антенных систем с электронным управлением лучом мы реализуем АФАР для Т-50. В этой антенне интегрируется широкий круг технологий – от наногетероструктур и приемо-передающих модулей до системных цепей АФАР, включающих элементы излучения, распределения энергии, электронных устройств управления лучом и контроля, питания, охлаждения и т.д. Одновременно с этим кругом проблем должны быть решены задачи создания современных высокоэффективных методов настройки и испытания АФАР на всех технологических этапах ее изготовления. Отметим, что на сегодняшний день в нашем институте с участием традиционной кооперации созданы фундаментальные основы для разработки, изготовления и поставки опытных образцов АФАР для авиации. В этот огромный пласт работы следует добавить энергичную деятельность Государственного Рязанского приборного завода по подготовке серийного производства АФАР. Я не могу назвать в открытой печати всех наших соисполнителей, но поверьте, что и наши «смежники» демонстрируют в высшей степени ответственность за порученное направление работ.

    Мы уже сообщали в печати и демонстрировали на авиасалоне МАКС-2009 первые образцы АФАР. Отмечу, что достигнутые на них технические характеристики находятся на уровне лучших мировых образцов, а по ряду важных параметров – превосходят их. Я уверен, что на самом современном российском истребителе в назначенный срок будет превосходная многофункциональная радиоэлектронная система с АФАР. На пути ее создания мы ощущаем постоянную поддержку ОАО «ОКБ Сухого», лично Михаила Аслановича Погосяна, руководителей ВПК и промышленности. А для достижения выдающегося результата и серийного освоения АФАР мы настроены скорее на сотрудничество с коллегами, чем на противоборство.

    – Мы с вами говорим о достижениях коллектива НИИП за прошедшие 55 лет. Но это в первую очередь успехи и заслуги людей старшего поколения. Тем, кому сегодня тоже за 50 и даже за 60. А как обстоят в институте дела со сменой поколений? Кто приходит на смену ветеранам? Как молодежь перенимает ваши традиции? Насколько самоотверженно относится к делу? И вторая сторона этого же вопроса – что делает институт, чтобы удержать в своем составе самых талантливых, самых достойных из них – по большому счету сегодняшний и завтрашний день отечественной конструкторской мысли? Как и чем помогает их становлению?

    – Вопрос кадрового омоложения предприятий ОПК, безусловно, один из самых главных и проблемных. Получен он в наследство от времен «шоковой терапии». При наличии финансов можно сразу купить современные приборы и станки, даже целые технологии, а на воспитание специалиста-разработчика высокотехнологичной продукции нужны годы целенаправленной работы. По нашей практике – 5–7 лет послевузовского воспитания. Проблема государственного масштаба – проблема комплексная, здесь и повышение престижа инженерных профессий, и качество вузовской подготовки, и трудоустройство, и жилищная проблема и т.д. Проблема очевидная, слов о ней со всех трибун сказано – немерено, а практических дел на уровне государства неадекватно мало.

    В нашем институте разработана программа по привлечению и адаптации молодых специалистов с различными материальными и моральными стимулами. Не все пункты программы проходят гладко, не всегда есть финансовые возможности, но положительные результаты программы уже весьма заметны, даже в буквальном смысле: приезжающие к нам смежники с удивлением отмечают, что им все чаще приходится общаться не с привычно лысыми и седыми, а с молодыми и горячими.

    Следует отметить, что с самого начала проект по Т-50 объединил своей сверхзадачей многие тысячи специалистов всех возрастов. В процессе работы в число основных исполнителей всего авиационного комплекса и радаров с АФАР выдвинулись наряду с ведущими учеными и конструкторами, молодые специалисты. Этот феномен требует отдельного анализа и своих выводов. Как в обстановке многолетнего негативного отношения общества к инженерным профессиям рождаются новые гении и преданные технике люди?!

    А вообще всем своим соотечественникам я бы пожелал – берегите себя, свою страну и тех, кто в ней созидает независимо от возраста и профессии.

    – Спасибо за ваши ответы. Еще раз поздравляем с юбилеем, желаем новых успехов.

    На фотографии:
    Анатолий Синани и генеральный директор НИИП Юрий Белый у новой АФАР.
    Фото из архива "НВО"

    Категория: Лента Новостей | Просмотров: 886 | Добавил: Mig-29 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Форма входа

    » Поиск
    » Календарь
    «  Февраль 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    » Порталы
    Центральный музей ВВС РФ
    » Периодика
    » Обновления Форума
  • Су-17м4 в масштабе 1:48 из набора фирмы Eduard. (30)
  • Тяжелый перехватчик Сухого Т-37. (3)
  • » Новые фотографии
    » Менеджеры Файлов
    » Модельные Магазины
    » Малый Бизнес
    Фототравление GoNzA      
    » Наш опрос
    Какое направление в моделировании Вы предпочитаете?
    Всего ответов: 19
    » Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024