Всего два мобильных блока, перевозящихся обычным грузовым автомобилем, заменят многотонные и громоздкие системы, обеспечивающие взлет и посадку Московский авиационный институт создал новую технологию для малых аэродромов - Командно-диспетчерский комплекс по управлению самолетами, вертолетами и беспилотными летательными аппаратами. Впервые в России создана мобильная и полностью автономная система для управления воздушным движением. Командно-диспетчерский комплекс (КДК) построен и проходит испытания с мая этого года на подмосковном аэродроме Алферьево. Два больших сборных блока привезли на аэродром на "КамАЗе" с прицепом, развернули и установили за несколько часов. Комплекс управляет десятком малых самолетов и вертолетов, поддерживает связь по каналу Wi-max и по спутниковому каналу. - Вопрос создания подобных автономных мобильных систем стоит очень остро, - сообщил "Известиям" официальный представитель Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК, входит в "Ростех") Леонид Хозин. - На сегодняшний день в стране существуют десятки и сотни старых аэродромов, где инфраструктура для управления полетами либо недостаточно хорошо развита, либо отсутствует вообще. Особенно актуальна проблема для полевых аэродромов, так называемых аэродромов перераспределения, аэродромных площадок, которые используются, например, нефтяниками и газовиками в труднодоступных местностях. Зачастую там приходится садиться на грунт, нет даже нормального покрытия, не говоря уже о сложных радиоэлектронных системах.
По словам Леонида Хозина, задачи управления воздушным движением, обеспечения безопасности полетов в таких условиях способны решить как раз передвижные пункты управления. Фактически это мобильный аналог традиционных стационарных систем, применяющихся на больших аэродромах.
- Появление таких технологий - это новые возможности для развития малой авиации и внутреннего авиасообщения в целом, - говорит представитель ОПК.
КДК легко монтируется и, несмотря на мобильность и относительно небольшие габариты, включает в себя ряд отдельных блоков, позволяющих полноценно организовать работу и управление воздушным движением, а также наземным обслуживающим транспортом. При этом специальные ветряные генераторы сами вырабатывают необходимое для работы КДК электричество.
- Все необходимые данные - о состоянии воздушного движения, связь с московским авиаузлом, погоду - мы берем со спутника и собственной метеостанции, - говорит Анатолий Качалин, директор ресурсного центра научных исследований и инновационных технологий (РЦ НИИТ) МАИ. - Выделенные каналы связи также позволят проводить обучение диспетчеров в дистанционном режиме без потери качества.
КДК рассчитан в том числе для использования на удаленных малых аэродромах, системы связи позволяют проводить дистанционную подготовку диспетчеров, организовывать программы летно-эксплуатационной практики и парашютной подготовки.
По словам представителей МАИ, компания "Газпром космические системы" уже апробировала новый КДК для управления полетами беспилотных воздушных судов. По словам Андрея Беднова, заместителя директора центра сбора данных аэрокосмического мониторинга МАИ, недавно компания выполняла полеты на аэрофотосъемку газопроводов в Подмосковье.
- Командир беспилотного воздушного судна управлял беспилотником непосредственно с КДК, находясь рядом с руководителем полетов аэродрома, который в свою очередь руководил полетами Ан-2, - рассказал Андрей Беднов. - Руководитель полетов на экране наземной станции управления видел в реальном времени траекторию полета беспилотников, координировал их взлет и посадку с полетами пилотируемого воздушного судна.
Как отметил Андрей Беднов, размещение командира беспилотного воздушного судна и руководителя полетов аэродрома МАИ Алферьево на одном КДК оказалось очень удобным, при этом обеспечивались координация и безопасность совместных полетов.
- Из-за особенностей в организации полетов беспилотных воздушных судов в обычной ситуации нам пришлось бы тратить гораздо больше времени на согласование полетов совместно с пилотируемыми воздушными судами, - подытожил он.