Переброска войск на большие расстояния предъявляет особые требования к штабной культуре С 1 января указом президента введен в действие "План обороны Российской Федерации на 2016–2020 годы". К практике действий военной организации государства предъявляются новые требования. Актуальность подобных изменений подтверждена проверками и учениями. Вскрытые на них недостатки в боевой и оперативной подготовке, организации войск и органов управления долгое время не получали должной оценки военной науки. За последние годы многие упущения устранены, но остаются и нерешенные проблемы. Одна из них связана с такой формой действий войск, как внезапное приведение в полную боевую готовность и переброска на большие расстояния. В современных условиях этот способ важен прежде всего потому, что соотношение сил и средств на различных ТВД не в нашу пользу. Почти на всех стратегических направлениях в военное время потребуется усиление группировок за счет других округов. А это возможно только при умелой подготовке как оперативных, так и стратегических перегруппировок. В годы Великой Отечественной и послевоенный период на это обращалось особое внимание – большинство операций начиналось после перегруппировки войск. Только в летней кампании 1941 года из глубины страны были выдвинуты 201 дивизия и 94 бригады. Значительные перегруппировки войск предшествовали битве за Москву и сражению на Волге в 1942-м. В период обороны на Курской дуге в июне 1943-го к линии фронта из резерва Ставки Верховного главнокомандования были выдвинуты две общевойсковые и одна танковая армии. Но особенно крупная перегруппировка проведена в мае – августе 1945 года. Тогда с запада страны на Дальний Восток было переброшено два фронтовых и четыре армейских объединения. С учетом опыта, полученного в те годы, а также новых форм и способов действий и задач, поставленных перед ВС в послевоенный период, продолжалось совершенствование этого сложнейшего вида боевой деятельности. Проведенные за последние годы проверки и стратегические командно-штабные учения (СКШУ) показали: в современных условиях перегруппировки будут осуществляться в более сложной обстановке, чем прежде, поскольку противник может наносить огневые удары и применять другие способы воздействия на войска, совершающие марш, независимо от времени и дальности выдвижения.
Маскировка обязательна
В особый период войскам придется покидать военные городки и в короткие сроки перемещаться в подготовленные в инженерном отношении запасные районы сосредоточения. В противном случае неминуемы большие потери личного состава и техники. Это подтверждается опытом военных конфликтов в районе Персидского залива, Югославии, Афганистане, где противник стремился к нанесению первого массированного удара на всю глубину обороны.
В Вооруженных Силах СССР все соединения и части имели запасные и секретные районы сосредоточения, которые занимались по тревоге. Эти районы оборудовались в инженерном отношении и имели подготовленные пункты управления с необходимыми средствами связи и АСУ. Маршруты к ним прокладывались и содержались в исправном состоянии, регулярно проверялись. Особое внимание уделялось маскировке таких районов. Как правило, они находились в 15–20 километрах от пунктов постоянной дислокации по направлению выдвижения в исходный район для марша.
Подразделения располагались рассредоточенно, с использованием маскирующих и защитных свойств местности, а боевые машины – в 5–10 метрах друг от друга "елочкой", что обеспечивало их быстрый выход из укрытия для построения в колонну. Выполнение задач по фортификационному оборудованию совмещалось с маскировкой. Однако длительное пребывание даже в таких районах не допускалось. Из них части и соединения должны были выходить в боевой обстановке в секретные районы, которые в учебных целях не занимались.
При проверке боевой готовности войск округа, как правило, также осуществлялась проверка развертывания его управления. Напомним, что за год до нападения гитлеровской Германии на СССР – в августе 1940-го – приказом наркома обороны № 0184 все управления военных округов (ВО) были переведены на новую организационную структуру с таким расчетом, чтобы в случае войны их развертывание обеспечивалось в кратчайший срок. В угрожаемый период управления доукомплектовывались офицерами, призванными из запаса и направленными из военно-учебных заведений. До убытия фронтового командования с территории ВО все задачи решались централизованно под руководством командующего войсками фронта с четким распределением функций между фронтом и округом военного времени (ОВВ).
Задачи ОВВ были многогранны и сложны. Среди них:
руководство мобилизационной работой; формирование резервов и отправка маршевых подразделений в действующую армию; комплектование новых соединений и частей; организация боевой подготовки в запасных и учебных частях; контроль подготовки командиров в военных вузах; организация работ по оборудованию оборонительных рубежей, а при необходимости и боевых действий.
Кроме того, решались задачи по борьбе с воздушным противником и диверсионными вражескими группами, по охране народно-хозяйственных и специальных объектов, поддержанию порядка. Военные советы находились в тесном контакте с органами местной власти.
На учениях и при внезапных проверках боевой готовности, проводившихся министром обороны Сергеем Шойгу, на эти вопросы обращалось особое внимание. С выходом войск и штабов в запасные районы проверка боевой готовности обычно завершалась и командующему войсками фронта вручалась директива на перегруппировку.
Мосты должны быть наготове
Переброска войск на большие расстояния остается сложной задачей. Некоторые командиры ее недооценивают. Но в условиях, когда противник может наносить удары по выдвигающимся колоннам, применять специальные войска, десанты, диверсионные группы на большую глубину, перегруппировка требует постоянной готовности к ведению боевых действий на суше, море и в воздухе.
Переброска частей и соединений на большое расстояние, как подтверждает опыт, готовится в мирное время. Это комплекс мероприятий, предусматривающий наработку в войсках и штабах навыков к решению данной задачи.
Особое внимание всегда обращалось на скрытность. В современных условиях это тем более важно. Без принятия эффективных мер противодействия техническим средствам разведки, обеспечения скрытности связи и введения противника в заблуждение войска в районах сосредоточения и на марше будут постоянно отслеживаться. Надо учитывать, что с использованием космических средств разведка ведется на глубину 60–80 километров, оптико-электронными – до 80, воздушными средствами – до 150.
Опыт учений убедительно подтверждает, что большую помощь при перегруппировках могут оказать подразделения и части военных округов, одной из основных задач которых является организация пропуска войск, совершающих марш по их территории.
Необходимо заблаговременно принимать меры по увеличению количества дорог, строительству обходов крупных населенных пунктов, дублирующих мостов, вертолетных площадок, складов с горючим и материальными средствами.
Для проверки выполненной работы по плану Генерального штаба раньше ежегодно проводились оперативные поездки командующих войсками военных округов для рекогносцировки маршрутов, районов отдыха и дозаправки техники. Инспектировалась деятельность по решению задач пропуска войск и их обеспечения. Не менее важно это и сегодня.
В современных условиях к такой работе, а также для борьбы со специальными силами и десантами противника целесообразно привлекать войска Национальной гвардии.
В угрожаемый период, как правило, становятся необходимыми коррективы в отработанной перегруппировке войск или даже подготовка нового плана. Это требует от исполнителей высокого профессионализма. Опыт планирования оперативных перегруппировок на исследовательских учениях, проведенных в 70–90-е годы, весьма полезен. Многие положения и выводы не утратили своего значения. В связи с этим напомним кратко о последовательности работы командующего и штаба при планировании перегруппировки параллельным методом.
С получением оперативной директивы командующий войсками лично зачитывает ее руководящему составу фронта. Уяснение задачи, оценка обстановки и выработка замысла решения осуществляются одновременно в ходе заслушивания начальников управлений и родов войск. На основании коллективной оценки обстановки и предварительных расчетов операторов командующий объявляет замысел перегруппировки, штаб отдает предварительные боевые распоряжения войскам. Далее проводится оперативное ориентирование руководящего состава управления, которое не участвовало в работе с командующим. Только после этого группа планирования приступает к отработке карт решения. Очень важно обратить внимание, что главными исполнителями этого документа были и остаются начальники управлений, отделов, служб, которые после доклада своих предложений командующему и их утверждения прибывают в указанное в графике время в центр боевого управления (ЦБУ) и вместе с начальником оперативного управления наносят задачи подчиненных им войск на карту решения.
Аналогично организуется работа с приказом. Для этого в оперативном управлении готовятся бланки формализованного текста, причем на каждом листе один раздел: противник, замысел, задачи объединениям – и выдаются каждому исполнителю. Такой метод значительно сокращает время работы, гарантирует высокую точность.
Важно и то, что при подобной организации планирования карты решения и текст приказа исполнялись обычно за пять-шесть часов с момента получения директивы. После объявления решения штаб приступал к планированию перегруппировки войск.
Опыт, наработанный операторами в минувшее время, крайне актуален и сегодня. Штабная культура предполагает знание последовательности и умения планировать перегруппировку войск и маневр ими при дефиците времени.
Владимир Яценко, член-корреспондент Академии военных наук, генерал-майор Опубликовано в газете "Военно-промышленный курьер" выпуске № 32 (647) за 24 августа 2016 года