В конце X века территория в пределах современной Черновицкой области, которая тогда была заселена племенными объединениями тиверцев и хорватов, вошла в состав Киевской Руси, а с созданием в XI веке Галицкого княжества – в его состав и находилась в нем до середины XIV века. Именно в это время, вероятно в середине XII ст. (1153 г.), на левом берегу р. Прут была основана крепость для охраны торгового Берладского пути, который вел из нижнего Подунавья до Галича. Вокруг дерево-земляной крепости со временем вырос ремесленный посад с домами срубной конструкции. Этот город упоминается среди других в «Списке городов русских дальних и ближних» как Черн на реке Прут. Возможно, это название происходило от черных дубовых, переложенных черноземом, стен крепости. От слова Черн происходит и название города Черновцы.
С утра 29 марта начался решительный штурм г. Черновцы. С востока наступала 64-я гвардейская танковая бригада Героя Советского Союза подполковника И. Н. Бойко. Стремительно, смело действовали танкисты подполковника И. Н. Бойко. Громя гитлеровцев, они быстро продвигались к центру города. К железнодорожной станции Черновцы первым пробился взвод лейтенанта П. Ф. Никитина. Здесь его контратаковала группа вражеских танков. В завязавшемся бою противник понес большие потери. Но был подбит и танк П. Ф. Никитина. Отважный лейтенант, награжденный орденами Отечественной войны и Красной Звезды, пал в бою смертью героя. Впоследствии никитинская «тридцатьчетверка», одной из первых вступившая в бой за Черновцы, была по просьбе местных жителей установлена на пьедестале. Она стала символом героических подвигов советских воинов в борьбе за избавление старинного украинского города от гитлеровских оккупантов.
9 мая 2005 года у центральной проходной ОАО «Уралэлектромедь» в городе Верхняя Пышма открылся после реставрации мемориальный комплекс в память о заводчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны. В том же году группа участников Великой Отечественной войны, проживающих в Верхней Пышме, обратилась к генеральному директору ООО «УГМК-Холдинг» Андрею Анатольевичу Козицыну и директору ОАО «Уралэлектромедь» Александру Анатольевичу Козицыну с просьбой приобрести и установить у мемориала два-три экземпляра военной техники. Так у «Журавлей», рядом с Вечным огнем, который был зажжен в заводском цехе от струи расплавленного металла, появились артиллерийские орудия. Приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № 310 от 23 октября 2006 года верхнепышминская экспозиция получила официальный статус музея боевой техники под открытым небом «Боевая Слава Урала». Строительство выставочного центра началось в июне 2011 года и завершилось в феврале текущего года. Площадь выставочного центра составляет 7 тыс. кв. м. На трех этажах разместилось свыше 70 редчайших военных и гражданских экспонатов времен Второй Мировой войны и послевоенного периода. Местонахождение музея: Россия, Свердловская область, Верхняя Пышма, ул. Ленина, 1. Вход бесплатный!
В пятницу, 5 апреля 2013 года, уральский город Екатеринбург, бывший Свердловск, был атакован эскадрильей из шести полноразмерных моделей копий. Неужели такое возможно? Возможно! Кто бы мог подумать, что спустя много лет после Второй Мировой войны, в Екатеринбург из Чехии отправится конвой с шестью образцами легендарных Советских самолетов. Точные модели копии реальных машин в масштабе 1:1, были изготовлены в Чехии на известном предприятии по производству легкомоторной авиации Uničova Tomáše Podešvy, по заказу Уральского Военно-исторического музея военной техники в Верхней Пышме - «Боевая слава Урала».
Сегодня мы завершаем цикл рассказов о моделях фирмы Plasticart из Германской Демократической Республики. Последняя, четвертая часть, будет посвящена советской гражданской авиации послевоенного периода. Статья получилась большая и кроме того, в этот раз удалось собрать практически все фотографии реальных самолётов, послуживших прототипами для их пластиковых моделей. Благо, недостатка в этом сейчас не наблюдается.
Продолжаем повествование о моделях фирмы Plasticart из ГДР. Сегодня будет представлен рассказ о самолётах гражданской авиации несоветской постройки, чему наши немецкие коллеги также уделяли немало внимания. Начнем с ближнего зарубежья, а точнее говоря – с Чехословацкой Социалистической Республики. Авиационная промышленность этой страны, бурно развивавшаяся в довоенный период, после 1945 года не оставила надежд на выпуск самолётов собственной разработки и вполне успешно претворяла этот план в жизнь. Ярким тому примером служат учебно-боевые самолёты L-29 и L-39 фирмы Aero, но были и другие, теперь уже менее известные разработки.
От военной авиации плавно перейдем к вертолетам и космическим кораблям. В этом отношении восточногерманская фирма VEB Plastikart была интересна тем, что в её списке присутствовали только советские конструкции. Сразу оговорюсь – такой термин как “копийность” далее применяться не будет. Всё-таки, это были сборные модели, предназначенные для широкого круга потребителей, которые не утруждали себя радикальным “перепиливанием” деталей и доведения их до 100% соответствия чертежам.
Как и было обещано в продолжение цикла статей о моделях советского периода будет рассказано о фирме VEB Plastikart, которая послужила проообразом для создания этого дока. Информации набралось достаточно много, тем более, что в 2001 году журнал “История авиации” опубликовал прекрасный цикл статей на эту тему. Чтобы не нагружать читателя потоком данных я решил разделить материал на четыре большие части: Военная авиация, Гражданские самолёты СССР, Гражданские самолёты западных стран, Вертолеты и космические корабли. Думаю, так будет вполне логично. Этот выпуск будет посвящен Военной авиации.
Самой известной в 1980-1990 гг., без всякого сомнения, была московская фирма “Альфа”. Появилась она примерно в году 1986-м ещё в качестве кооператива и за год первого периода существования успела отличиться сразу тремя моделями, которые и сегодня не входят в число “любимчиков” у большинства модельных фирм: Су-2, Як-4 и МиГ-3. Деятельность “Альфы” была прекращена сотрудниками ОБХСС и дело даже вроде как довели до суда, но тогда все обошлось уничтожение пресс-форм (как орудий “преступления”) и части самих моделей.
Пока готовил две первые статьи на просторах великого Интернета мне удалось найти ещё несколько интересных фотографий пластиковых моделей советского производства. Эту статью можно считать простым дополнением к вышесказанному. Модель сверхзвукового авиалайнера Ту-144. Фотография взята с сайта Airliner. Автор утверждает, что это один из Ту-144, выпущенных в конце 1970-х гг. заводом "Огонек". Если это действительно так, то модель подверглась серьёзной доработке.