25 марта 1971 года в Москве с Центрального аэродрома им. Фрунзе экипаж во главе с заслуженным лётчиком-испытателем СССР Эдуардом Кузнецовым выполнил первый полёт на тяжёлом военно-транспортном самолёте Ил-76, первом советском реактивном военно-транспортном самолёте. Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 28 июня 1966 года коллективу ОКБ С.В. Ильюшина предписывалось приступить к разработке военно-транспортного самолёта с четырьмя турбовентиляторными двигателями, предназначенного для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов. 25 февраля 1967 года Генеральный конструктор Сергей Ильюшин утвердил техническое предложение по созданию военно-транспортного самолёта с турбовентиляторными двигателями Д-30КП конструкции ОКБ П.А. Соловьёва. 27 ноября 1967 года Совет Министров СССР принял Постановление о создании военно-транспортного самолёта Ил-76. Работы по созданию самолёта проходили под руководством Генриха Новожилова, который 28 июня 1970 года был назначен Генеральным конструктором ОКБ.
5 мая 1973 года совершил первый полет первый серийный самолёт, который с аэродрома ташкентского авиационного завода (ТАПО им. Чкалова) поднял экипаж лётчика-испытателя Александра Тюрюмина. Этот самолёт приступил к лётным испытаниям по отработке боевого применения (десантирования личного состава, грузов и техники). Войсковые испытания начались в ноябре 1973 года, и уже в следующем году Ил-76 стал поступать на вооружение военно-транспортной авиации. В июле 1973 года Ил-76 установил 25 мировых рекордов, безоговорочно утвердив свое мировое лидерство в размерности 40-60 т.
На Ташкентском авиазаводе за всё время производства было выпущено 940 военных и гражданских машин семейства Ил-76. Всего было создано более 20 модификаций: самолёт-топливозаправщик, пожарный самолёт, самолёт дальнего радиолокационного обнаружения, самолёт для тренировок космонавтов в условиях невесомости и т. д.
Дальнейшей глубокой модернизацией Ил-76МД стал тяжёлый транспортный Ил-76МД-90А, выпуск которого сегодня налажен на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП». На самолёте установлен новый пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина, отвечающая всем современным требованиям к авионике ВС и значительно увеличивающая безопасность полётов. Повышена точность самолеёовождения и десантирования. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширили эксплуатационные возможности машины. В настоящее время на Ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» ведутся работы по постройке нового самолёта-топливозаправщика Ил-78М-90А с двигателями ПС-90А-76.
28 февраля 2016 года состоялся первый полёт первого модернизированного военно-транспортного самолёта Ил-76МД-М. Проект модернизации был разработан Авиакомплексом им. Ильюшина в соответствии с тактико-техническим заданием, выданным ВКС РФ в целях модернизации парка стоящих на вооружении тяжёлых военно-транспортных Ил-76М и Ил-76МД.
По словам Генриха Васильевича Новожилова, «самолёты Ил-76 ещё не сказали своего последнего слова. Прошло 45 лет, и самолёт летает. Он серийно строился в Ташкенте, было выпущено 950 различных машин. Недавно была проведена очень большая работа, и сейчас его перезапустили в Ульяновске».