Издание Defense News сообщает, что после того, как год назад Береговую охрану США возглавил адмирал Пол Зукунфт, в Америке сразу же был поставлен вопрос об острой необходимости новой ледокольной программы. Тем более, главный американский ледокол «Полярная звезда» недавно отметил свое сороколетие. В среду Зукунфт объявил о том, что в самое ближайшее время Вашингтону необходимо заняться строительством ледоколов полярного класса. Причем, по словам адмирала, речь здесь идет не о замене старых кораблей, а о серьезном увеличении штата американских ледоколов. Уже в марте представители Береговой охраны проведут встречи с подрядчиками для того, чтобы обсудить с ними свои требования. Примечательно, что окончательно судьба контракта будет решена к 2019 году, хотя уже в следующем году должны начаться некоторые производственные работы в рамках этого проекта. Перспективные ледоколы должны иметь возможность преодолевать лед от 2 до 4 метров при скорости в 3 узла, а также иметь устойчивую скорость в 15 узлов в свободной ото льда воде. Также такие корабли должны иметь запас хода в 21.300 миль при скорости в 12 узлов, а также иметь возможность идти 80 дней подряд полным ходом без дозаправки. Иметь обзор в 12 км, площадку для вертолетов и ангар на два летательных средства – тех же вертолетов или перспективных арктических дронов. Кроме того, Зукунфт отметил тотальное преимущество России в Арктике над США, несмотря на тот факт, что американский ВВП в восемь раз выше российского и заявил, что ВМФ США не сможет идти в Арктику пока там не будет американских ледоколов. Морской эксперт Прохор Тебин считает, что в данном случае о какой-либо конкуренции между российским и американским ледокольным проектом речи не идет, а вопрос ставится скорее о модернизации того небольшого ледокольного флота, что у американцев есть на сегодня. «То, что этот проект нельзя сравнивать по техническому уровню и классу кораблей с российскими ледоколами уже видно хотя бы по характеристикам, тем более, у американцев нет нужных традиций ледоколостроения, а делать его они будут сами», — констатирует Тебин. По словам Тебина, процесс изготовления ледоколов будет в США долгий и дорогой по той причине, что у них в настоящий момент нет какого-либо актуального опыта изготовления таких судов. «Здесь нужно вспомнить, что в последний раз американцы строили ледокол 15 лет назад, а верфи, где выполнялись такие проекты, в настоящий момент закрыты», — отмечает Тебин. По мнению Тебина, ни одна страна в мире не сможет составить нам конкуренцию в деле атомных ледоколов, хотя в плане неатомных кораблей неплохие проекты делают финны. «Технологии у финнов вполне хорошие, и если бы они хотели создать крупный ледокол для Арктики, то у них не было бы особенных проблем, но дело в том, что одним из основных преимуществ российских ледоколов является ядерная энергетическая установка, а в этом вопросе у Финляндии нет компетенций», — резюмирует Тебин. Так что, единственным путем для американцев сделать конкурентный ледокол, по словам Тебина, является обращение к иностранным производителям – таким как Финляндия и Швеция. «Американцы могут обратиться к иностранным производителям или привлечь их специалистов к сотрудничеству, но сами корабли будут делать в США, а значит «родовых» проблем все равно им вряд ли удастся избежать», — считает Тебин. В настоящий момент и в перспективе десятка лет американцы не смогут сделать что-либо сопоставимое с российскими ледоколами.
Дмитрий Сикорский
В настоящий момент и в перспективе десятка лет американцы не смогут сделать что-либо сопоставимое с российскими ледоколами