Главная » 2016»Март»16 » «Армата» увидит вражеские ракеты в ультрафиолете.
08:46
«Армата» увидит вражеские ракеты в ультрафиолете.
До конца года боевые машины получат новейшие пеленгаторы, позволяющие не только обнаружить, но и перехватить противотанковые ракеты и гранаты противника В комплекс активной защиты, сбивающий вражеские ракеты, реактивные гранаты и снаряды, приближающиеся к танку «Армата», вошли специальные ультрафиолетовые пеленгаторы, обнаруживающие по ионизированному воздуху выпущенные с любого направления по боевой машине снаряды. — В настоящее время УФ-пеленгаторы уже установлены — как на танк Т-14, так и на тяжелую боевую машину Т-15 семейства «Армата» и проходят испытания в составе комплекса активной защиты «Афганит». Планируем завершить все работы до конца нынешнего года, — рассказал «Известиям» представитель Минобороны, знакомый с ситуацией. В основе новейших изделий лежат так называемые ультрафиолетовые фотокатоды, разработанные и выпускающиеся новосибирским предприятием АО «Катод». — Когда ракета летит к цели, пламя от ее работающего двигателя ионизирует воздух, в котором образуются фотоны ультрафиолетового спектра, которые и улавливают наши фотокатоды. Пеленгаторы с нашими изделиями не только способны обнаружить запуск, но и определить координаты, отследить траекторию и измерить скорость ракеты или гранаты. На основании полученных данных комплекс активной защиты собьет цель с помощью специального снаряда, — пояснили «Известиям» на АО «Катод».
До недавнего времени комплекс активной защиты «Афганит» «видел» приближающиеся ракеты и гранаты только с помощью небольших радиолокаторов, установленных в четырех местах на борту боевой машины. Но в условиях наземного боя «сбить» с толку РЛС ложными сигналами могут не только пролетающие рядом снаряды и ракеты, но и достаточно большие осколки и даже рельеф местности. Также противник способен применить средства радиоэлектронной борьбы, которые могут как заглушить радиолокатор мощной помехой, так и создать ложную цель.
— Первоначально мы изучали инфракрасные датчики, обнаруживающие ракеты и гранаты по теплу, выделяемому при работе их двигателей. Но цель зачастую терялась в тепловых следах пролетающих рядом снарядов и ПТУРов и резких тепловых выбросах от взрывов. Но главная проблема — все объекты на земле в той или степени излучают тепло, на которое также отвлекалась система, — пояснил представитель российского военного ведомства.
Как рассказали «Известиям» в АО «Катод», ультрафиолетовые пеленгаторы обнаруживают не все ультрафиолетовое излучение, а только находящееся в коридоре от 290 до 250 нм.
— Солнечное излучение от 290 нм поглощается озоновым слоем и не проходит дальше. В то же время солнечное излучение короче 250 нм начинает поглощаться уже кислородом земной атмосферы. Остается узкий «коридор» ультрафиолетового излучения, которого в естественных условиях не может быть на Земле, но оно появляется тогда, когда работает двигатель ракеты или реактивной гранаты, — рассказал представитель АО «Катод».
Правда, новейшие пеленгаторы также обнаруживают не только УФ-излучение самой цели, но и пролетающих мимо ракет и гранат, а также вспышки взрывов. Но, по словам разработчиков, благодаря тому, что работе системы не мешают различные естественные помехи, она с высокой точностью может отличить опасные цели от не опасных.
— По рассчитанной траектории, координатам и скорости мы видим, куда летит ракета, и если она не опасна, то комплекс активной защиты ее сбрасывает. В то же время взрыв в ультрафиолетовом спектре — это всего лишь внезапная мощная вспышка, излучение от которой очень быстро исчезает, — пояснил представитель военного ведомства, участвующий в работах.
В настоящее время только две страны смогли разработать комплексы активной защиты для танков — Россия и Израиль. Израильская система «Трофи» не только серийно устанавливается на танки «Меркава», но уже прошла боевую проверку в ходе боев в 2011 году в секторе Газа.
Российская система прошлого поколения «Арена», разработанная коломенским Конструкторским бюро приборостроения, хотя и демонстрировалась на различных выставках, но пока на боевые машины Российской армии не устанавливается.