Таганрог не даст "пойти ко дну" своему уникальному самолету-амфибии В последнее время появились сообщения о том, что одна из самых технически оригинальных машин – гидросамолет Бе-200 – получит возможность продолжить существование не только в виде уже собранных семи аппаратов, но и в виде перспективной модели для внутреннего и внешнего рынка. ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» (ТАНТК им. Г.М. Бериева) планирует в этом году выпустить в Таганроге первый серийный Бе-200ЧС местной постройки. Один из первых самолетов будет показан на Гидроавиасалоне в Геленджике. Еще чуть ранее бериевский комплекс обрел нового директора в лице Юрия Грудинина, который работал в Объединенной авиастроительной корпорации с 2006 года. В конце февраля этого года ТАНТК посетил глава ОАК Юрий Слюсарь. В ходе его визита были озвучены перспективы предприятия, среди которых и несколько запоздавшее начало выпуска самолетов Бе-200. Уникальная машина с нашей обычной судьбой Рождение нового тяжелого самолета-амфибии пришлось на стык веков, когда Россия переживала далеко не самые лучшие времена и авиастроение было в предынфарктном состоянии. Славное своими гидросамолетами КБ им. Бериева разработало гражданский аналог тяжелого гидросамолета А-40 (Бе-42) «Альбатрос», которых построили всего две штуки. В 2004 году его можно было видеть на Гидроавиасалоне в Геленджике. В 2012 году программу приостановили, но есть информация о том, что «Альбатросы» все же будут строить. На время того полета «Альбатроса» его младшего брата Бе-200 уже начали эксплуатировать. С 1998 по 2011 год всего было построено 11 машин, включая две испытательные. В настоящий момент в эксплуатации находятся семь самолетов модификации Бе-200ЧС: шесть бортов у МЧС России и один у МЧС Азербайджана. Все эти машины произведены на Иркутском авиазаводе, но теперь их будет делать ТАНТК.
Одна из трудностей, с которой столкнулся Бе-200, – классификация и сертификация. Несмотря на то что эта модель самолета-амфибии – гражданская, сфера его использования – военная или полувоенная в зависимости от типа. Можно сказать, что в нулевые годы МЧС буквально спасло Бе-200 от забвения. Появился Бе-200ЧС, который себя отлично зарекомендовал на тушении пожаров и в спасательных операциях, в том числе и за границей. Практическое применение – лучшая реклама, даже несмотря на то что Бе-200 таким образом «рекламировался» при весьма печальных обстоятельствах.
Бе-200 чуть ли не ежегодно возили по выставкам. За рубежом машину хвалили, но покупать не торопились. Дело в том, что рынок в странах, где Бе-200ЧС мог бы пригодиться, «окучен» канадцами. Они давно работают с Южной Европой и США, поставляя туда свои CL-215 и CL-415, налажены обслуживание и поставка запчастей, летчики хорошо знают канадские машины и давно на них летают. В общем, иностранцы от добра добра искать, видимо, не захотели. Может быть, еще и по ценовым параметрам и вкупе с отсутствием летного сертификата от ЕС и США бериевский гидросамолет не выглядел коммерчески привлекательным. Что касается зарубежной сертификации, то Бе-200ЧС имеет европейский сертификат типа для самолетов специальной авиации. Однако это не мешает нашим спасателям приходить на помощь зарубежным коллегам.
Несмотря на то что практичность гидросамолета вполне очевидна, сфера использования больших летающих лодок весьма ограничена. Пассажирские перевозки (где это оправданно) производятся небольшими гидросамолетами, а самолетам типа Бе-200 остается пока только тушить пожары. Но и при этом потребность рынка канадцами отнюдь не закрыта, и наш гидросамолет является, пожалуй, самым продвинутым в своем классе. То есть с этой машиной отечественный авиапром не находится в роли догоняющих. Осталось «чуть-чуть»: сделать, сертифицировать и продать. Например, в страны Юго-Восточной Азии.
Если суммировать, то «послеродовые» проблемы Бе-200 такие же, как и у всех отечественных самолетов, поставленных на крыло в конце прошлого – начале нынешнего века, усугубленные его специфичностью относительно сферы применения (даже несмотря на несколько вариантов исполнения). И, кажется, спасет Бе-200 то, что он – самый свежий в своем классе. Канадские, китайские и японские машины-аналоги являются в той или иной степени переработками более старых моделей. И это единственный реактивный самолет-амфибия, что дает неоспоримые преимущества в скорости, что при тушении пожара нелишне.
Американским пожарным очень хотелось Бе-200 «усыновить»
Использование Бе-200ЧС является преимущественно прерогативой государства: пожарные и спасательные службы, наблюдение, разведка, морской патруль. Желание структур, которые хотят видеть Бе-200ЧС в своих ангарах, может натолкнуться на чисто политические барьеры. Пару лет назад «бериевский» гидроплан очень хотели получить американские пожарные. Дело в том, что Бе-200ЧС, чтобы летать на американские пожары, сам должен быть немножко «американцем». Канадские гидросамолеты в США сертифицированы, что также необходимо и для Бе-200ЧС. Очевидно, что для Штатов сейчас покупка российских Бе-200, мягко скажем, – не самый актуальный вопрос. Европе самолет тоже вроде бы нравится, но и на этом направлении все очень туманно.
Несколько лучше обстоят дела с поставками в Индонезию. «Самолеты-амфибии, разработанные и производимые на ТАНТК им. Г.М. Бериева, достаточно высоко оцениваются потенциальными заказчиками из стран Юго-Восточной Азии. Причем помимо применения для тушения пожаров потенциальных заказчиков интересуют возможности самолета-амфибии по выполнению патрульных и поисково-спасательных операций на море. Сейчас ведутся активные переговоры с рядом потенциальных заказчиков из стран АТР, однако озвучивать какие-либо подробности по ним пока рано. Ведущую роль в продвижении самолетов-амфибий Бе-200 в Индонезии играет «Рособоронэкспорт» с которым мы очень тесно работаем. В настоящий момент ведется окончательное согласование всех условий данного контракта», – сказал гендиректор ТАНТК Юрий Грудинин в интервью РИА Новости.
Бе-200ЧС нужны российским спасателям и военным
Информация о том, что Минобороны России заинтересовано в приобретении Бе-200ЧС для нужд флота, появилась еще в 2012 году. В силу различных причин, в том числе и объективных, поставка самолетов задержалась примерно на год-полтора. Также новые самолеты-амфибии ждет МЧС. В этом году российские структуры получат первые машины, сделанные уже в Таганроге. «Выполняется контракт на поставку самолетов-амфибий семейства Бе-200 Министерству обороны России. Первая амфибия по этому контракту должна быть сдана в текущем году. Кроме того, продолжается постройка новых самолетов-амфибий Бе-200ЧС для МЧС России и проводится техническое обслуживание уже поставленных Министерству по ЧС самолетов-амфибий», – отметил Юрий Грудинин. «На 2016 год запланирован выпуск первых самолетов Бе-200ЧС таганрогской сборки, и я надеюсь, что этот год будет переломным для предприятия. Уверен, что таганрогские авиастроители справятся с поставленными перед ними задачами. ОАК, в свою очередь, окажет ТАНТК им. Г.М. Бериева всестороннюю поддержку как в организационном, так и в финансовом плане», – сказал президент ОАК Юрий Слюсарь, подводя итоги визита на авиационное предприятие Таганрога.
Договор на поставку шести самолетов-амфибий Бе-200 был подписан между ТАНТК и Минобороны Российской Федерации еще весной 2013 года. Ранее сообщалось, что, возможно, Минобороны России будет использовать свои Бе-200ЧС в составе Черноморского флота. Они могут заменить устаревшие гидросамолеты Бе-12 и будут использоваться в спасательных целях, а также для попутного наблюдения и разведки в ходе спасательных операций.
Что касается МЧС, то ОАК рассчитывает поставить до 2025 года 26 самолетов различного назначения. Об этом говорится в финансовом отчете компании. Подписано соглашение о намерениях на поставку в 2016–2025 годах дополнительно 10 самолетов-амфибий Бе-200.
Авиапром поможет таганрогу удержаться на плаву
Можно сказать, что ТАНТК в данный момент является одним из самых перспективных в плане развития предприятий не только в городе, но и в области. Загрузка мощностей ТАНТК заказами не только на Бе-200, но и на другие модели самолетов создаст дополнительные рабочие места для специалистов с высокой квалификацией. В этом году запланирована сдача после капремонта самолетов Ту-95МС и Ту-142 по заказу Минобороны. Предприятие модернизируется, в том числе есть уникальный опыт создания прямо на производстве учебного центра для подготовки рабочих самых востребованных профессий – сборщиков-клепальщиков и слесарей сборщиков летательных аппаратов. Уже подготовлены более 100 рабочих. Во второй половине 2016 года заработает второй участок, где будут готовить уже более высококвалифицированных специалистов – операторов станков с ЧПУ и слесарей по доводке и изготовлению деталей летательных аппаратов.
Сейчас ТАНТК им. Г.М. Бериева – это предприятие, способное выполнять любые задачи, начиная от разработки авиационной техники, испытаний и строительства летательных аппаратов вплоть до обучения пилотов и летно-технического персонала. Смена руководства предприятия обусловлена тем, что заводу на данный момент нужна перезагрузка. «ТАНТК необходимо повысить эффективность. Со стороны ОАК будут обеспечены все необходимые условия для выполнения производственных планов и сдачи самолетов Бе-200», – сказал в интервью СМИ глава ОАК Юрий Слюсарь. А что касается спроса непосредственно на Бе-200ЧС, то возможная причина его роста кроется в самом нашем мире – у нас непрерывно растет число масштабных катастроф. Спасатели говорят, что количество природных бедствий на планете увеличивается ежегодно на 4%, а ущерб от них – на 10%. Так что продукция ТАНТК придется как нельзя кстати и поможет спасти сотни, а может, и тысячи человеческих жизней.