Можно сказать, что отечественное подводное кораблестроение берет свое начало с петровских времен. В 1718 году плотник Ефим Никонов подал царю челобитную с предложением построить «потаенное судно». Государь согласился, и мастер смастерил сперва модель, а затем и полноразмерную подводное судно, по виду напоминавшее бочку. Она то и стала первой российской подводной лодкой. Правда, первые испытания, проведенные в присутствии Петра I, закончились аварией: при ударе о грунт дно корабля проломилось. И все же, как отмечают современные исследователи кораблестроения, именно судно Никонова по заложенным в нем техническим решениям стало прообразом современной субмарины, а мастер, несмотря на неудачу, доказал в действии саму возможность подводного плавания. По всему Мировому океану Отсчет истории собственно подводных сил страны ведется с начала прошлого века. 19 марта 1906 года по указу Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый, самостоятельный класс боевых кораблей — подводные лодки. В состав российского флота тогда вошли десять лодок. Первая из них — «Дельфин», построенная на Балтийском заводе, имела дальность плавания 240 миль и скорость 10 узлов. По тактико-техническим данным русское судно значительно превосходило лучшие образцы зарубежного кораблестроения. К началу Великой Отечественной войны в состав подводного флота входило 212 подводных лодок. В ходе войны они потопили около ста боевых кораблей противника и свыше трехсот его транспортов общим тоннажем более миллиона тонн.
Нынешние подводные силы России включают в себя атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые и дизель-электрические подводные лодки.
Они могут действовать в любых районах Мирового океана (в том числе подо льдами Арктического бассейна), наносить ракетно-ядерные удары по объектам противника, уничтожать боевые надводные корабли, подводные лодки, транспорты и суда противника. По сути, подводные силы, как составная часть ВМФ, в реальном режиме выполняют задачи по обеспечению национальных интересов России.
События 1990-х привели к тому, что от внушительной подводной армады страны осталась лишь малая часть. Но сегодня у России есть и желание, и возможности модернизировать и восстанавливать свой подводный флот. Только в 2015 году, по информации заместителя министра обороны России Юрия Борисова, в интересах ВМФ было поставлено 4 подводные лодки, из которых две — проекта 636.3 «Варшавянка»: «Старый Оскол» и «Краснодар». Обе вошли в состав Черноморского флота и стали третьим и четвертым кораблем «черноморской» серии «Варшавянок».
Обновление флота
В канун нынешнего юбилея в строй подводных сил российского ВМФ вошел еще один корабль — дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород» того самого проекта 636.3. Это пятая из шести субмарин, предназначенных для ЧФ, и в настоящее время на «Адмиралтейских верфях» заканчивается строительство шестой лодки, уже получившей имя «Колпино». На вооружении этих субмарин находятся 533-мм торпеды, мины, а также ударный ракетный комплекс «Калибр», эффективность которого была доказана в ходе недавней боевой операции в Сирии. Наши субмарины могут вскрывать цели на дистанциях, в три-четыре раза превышающих те, на которых их самих может обнаружить противник. За свою скрытность лодки этого проекта получили в НАТО негласное название «Черная дыра».
По словам заместителя Главкома ВМФ вице-адмирала Александра Федотенкова, за десять лет произошло стремительное обновление российского подводного флота. «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» уже решают поставленные задачи по охране рубежей нашей Родины, на стапелях заложены и новые подводные лодки», — подчеркнул адмирал. А начальник Главного штаба Военно-Морского Флота вице-адмирал Андрей Воложинский обращает внимание на то, что «отечественные кораблестроители и конструкторы создают лодки, не имеющие аналогов, обладающие самыми совершенными характеристиками».
Всего с начала нового тысячелетия подводному флоту страны были переданы полтора десятка новых кораблей, которые вошли в состав дивизий, бригад и отдельных дивизионов. Так, значительно усилили позиции стратегического сдерживания многоцелевые субмарины «Антей», а также типа «Ясень» и «Борей». Практически бесшумные за счет применения специальных амортизирующих систем, оснащенные самыми современными системами навигации, вооруженные как торпедами, так и крылатыми ракетами, они представляют собой грозную силу. Не случайно глава Тихоокеанского командования США адмирал Гарри Харрис, выступая недавно на слушаниях в комитете сената Конгресса по делам вооруженных сил, заявил, что «корабли и субмарины российского Тихоокеанского флота, а также авиация дальнего действия демонстрируют послание России, в котором она заявляет, что является тихоокеанской державой».
Зона ответственности – Арктика
Подводные силы Северного флота по своему составу и решаемым задачам — одно из основных объединений ВМФ. В их состав входят современные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (основа Морских стратегических ядерных сил России), а также атомные многоцелевые подводные лодки. Как отмечает командующий подводными силами СФ Герой России вице-адмирал Александр Моисеев, в прошлом году флот после успешного завершения заводских испытаний принял три крейсера проекта 955 («Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах»), а также одну многоцелевую подводную лодку проекта 885 «Северодвинск».
«За минувший год наплаванность наших кораблей достигла полутора тысяч суток, значительно расширился район применения сил, в том числе в дальних морских и океанских зонах, — отмечает адмирал. — Успешно выдержан экзамен при проверке Стратегических ядерных сил с выполнением практических пусков межконтинентальных баллистических ракет. В ходе тренировки, проведенной под руководством Президента России Владимира Путина, атомный подводный крейсер «Верхотурье» выполнил стрельбу ракетой «Синева» по полигону Кура на Камчатке».
Особая зона ответственности для северян — Арктика. В прошлом году крейсер «Юрий Долгорукий» выполнил первое боевое патрулирование в сложных условиях этого района. Кроме того межфлотский переход подо льдами Северного Ледовитого океана совершил ракетоносец «Александр Невский», ныне находящийся в основном пункте своего базирования Вилючинск на Камчатке. А во второй половине 2016 года плановый переход на ТОФ совершит атомный ракетный подводный крейсер «Владимир Мономах». Его экипаж уже начал подготовку. В ближайшее время, по словам вице-адмирала Моисеева, состав подводных сил Северного флота пополнят 8 подводных крейсеров типа «Борей» и 7 — «Ясень». Спланирована к спуску на воду и очередная АПЛ типа «Северодвинск», получившая имя «Казань».
Еще несколько лет назад возможность возрождения подводных сил Черноморского флота многим представлялась маловероятной. Весь подводный флот здесь был представлен одной-единственной, видавшей виды лодкой «Алроса»… Даже после начала работ по созданию в составе Новороссийской ВМБ мест базирования подлодок были сомнения в том, что этот проект будет реализован успешно. Сегодня в составе ЧФ находятся уже четыре лодки проекта «Варшавянка» — «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар». В перспективе флот пополнят и еще два корабля такого же класса.
По мнению самих подводников, лодки этого проекта могут по праву называться лучшими среди субмарин аналогичного класса. К примеру, в ходе межфлотского перехода протяженностью более 6500 морских миль, совершенного через Баренцево и Северное моря, участок Атлантического океана, проливы Ла-Манш и Гибралтар и Средиземное море, корабли продемонстрировали характеристики, существенно лучше заявленных. Так, показатели дальности обнаружения надводных и подводных целей оказались выше определенных в спецификации. Прекрасно показали себя лодки и по основному тактическому нормативу — скрытности.
Сегодня подводные лодки для ЧФ — не экзотика, а реальные боевые единицы. Планируются и проводятся предусмотренные планами мероприятия боевой подготовки. На этот год стоят задачи по обеспечению действий противолодочных сил, а также участие в КШУ «Кавказ-2016», где подводным силам Черноморского флота предстоит выполнить одну из ключевых ролей.