Универсальные десантные корабли-вертолётоносцы типа «Мистраль», поставки которых Россия так и не дождалась, были главной темой газетных статей и новостных выпусков довольно долгий период времени. Было непонятно, собирается ли Франция выполнять условия контракта, который она заморозила из-за европейских санкций в отношении России или же всё-таки расторгнет договор, выплатив России компенсацию. Франсуа Олланд очень долго юлил, уходил от конкретного ответа и поглядывал одновременно в две стороны: Брюссель и Москву. Когда стало понятно, что вертолётоносцев России не видать, как собственных ушей, а в воздухе запахло откровенным кидаловом, появилась информация, что Франсуа Олланд и Владимир Путин договорились, а Москва на Париж даже не обижается, понимая вынужденное поведение своих партнёров. Контракт был расторгнут, как вы понимаете, а Париж, не откладывая в долгий ящик, выплатил Москве солидную компенсацию. Буквально через месяц после того как стало известно о нахождении точек соприкосновения в вопросе расторжения контракта между Францией и Россией, на два уже построенных вертолётоносца объявился покупатель. И им оказался не кто иной, как наш давнишний и добрый партнёр – Египет. Олланд и Ас-Сиси, не без помощи России, я думаю, договорились о том, что «Мистрали» отойдут Египту. Помимо вертолётоносцев Египет также покупает у Франции ряд вооружения и амуниции. Сумма французско-египетского контракта равняется практически 4 миллиардам долларов.
Понимаете, да? Контракт расторгнут, но Франция и Россия остаются в плюсе. Франция получает новый контракт с Египтом на 4 миллиарда долларов и избавляется от ненужных вертолётоносцев. Россия получает компенсацию, которая за счёт нестабильного курса рубля принесла нашей стране весьма ощутимую прибыль. Сами посудите, когда Россия платила за «Мистрали» в 2011 году курс сильно отличался от курса 2015 года. Плюс Россия заключила контракт с тем же Египтом на поставку 50 вертолётов Ка-52 (корабельный вариант), чтобы вертолётоносцам было, что носить.
Но и на этом Россия не прекратила попыток компенсировать ущерб с неполученных вертолётоносцев по полной программе. В этом году в Египет стартуют поставки комплексов бортовой обороны «Президент-С». К слову, контракт на поставку данного оборудования, которое отлично смотрится на наших «Аллигаторах», был заключён так же в конце прошлого года.
Комплекс «Президент-С» предназначен для защиты самолётов и вертолётов от зенитных управляемых ракет и артиллерийских систем. Нехватка подобного защитного комплекса наиболее остро ощущалась во время войны в Афганистане, когда великолепные Су-25 не могли уклониться от ракет, которые афганские моджахеды выпускали из новеньких «Стингеров», любезно подаренных им Соединёнными Штатами. Однако пускай «Грачи» и не могли убежать от «стингеровских» ракет, но повреждения редко мешали нашим самолётам вернуться на базу или зайти на экстренную посадку.
Сегодня же, благодаря «Президенту-С», подбить самолёт, оборудованный им, с земли не так-то просто. Данный бортовой комплекс способен «сбить со следа» до 2 ракет в залпе, что повышает его значимость и ценность. В связи с этим мне не особо понятно, на что надеется та же Саудовская Аравия, заявляя, что снабдит силы «умеренной» сирийской оппозиции «Стингерами»? Уж кому-кому, а сирийской авиации мы помочь всегда в состоянии. Комплекс «Президент-С» ещё довольно молодой, серийное производство стартовало лишь в июне 2015 года, но уже есть заказчики, что не может не радовать.
Пока что данный оборонный комплекс установлен на президентском самолёте, а также может устанавливаться на самолёт Ил-76, вертолёты Ми-28, Ми-26 и Ка-52 соответственно. Собственно, уже одно то, что комплекс «Президент-С» установлен на самолёте президента России – говорит о многом, если не обо всём. |