В этой статье речь пойдет не о девушках, а о моделях летательных аппаратов. Причем именно о таких, с которыми можно смело употребить слово «супер». Почему мы даем им такое название и кто в ЦАГИ их создает, вы узнаете из нашего материала Каждый вновь проектируемый летательный аппарат должен пройти испытания на штопор и проверку на других опасных режимах полета. Из-за высокого риска негативных последствий создать такие условия в летном эксперименте затруднительно. Поэтому ученые ФГУП «ЦАГИ» проводят исследования на динамически подобных моделях (далее — ДПМ). Они предназначены для того, чтобы с высокой точностью воспроизводить распределение масс и моменты инерции относительно всех осей, как на натурном самолете. «Супермодели» оснащены развитой системой управления, позволяющей выполнять полет по заданной программе или под контролем оператора. В вертикальной аэродинамической трубе Т-105 ЦАГИ такие объекты используются для исследований полета в свободном штопоре и на предельных углах атаки. Мы заглянули в «мастерскую супермоделей» в сопровождении трех молодых специалистов. Хобби и профессия Юрий Евдокимов, Александр Усов и Иван Трифонов непосредственно связаны, как они сами шутят, с «модельным бизнесом» Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. Каждый из них в работе нашел отражение своих увлечений. Юрий занимается авиамоделизмом с начала учебы в Московском авиационном институте (МАИ) и достиг высоких результатов в этом виде спорта. В ЦАГИ молодой человек пришел в 2006 году. Как образно выражается сам Юрий, произошло это по «закону шести рукопожатий». Ученому ЦАГИ требовался специалист по проектированию объектов для испытаний в вертикальной аэродинамической трубе. Он обратился в МАИ к своему московскому коллеге, который помог найти такого человека среди выпускников. «Моя кандидатура подошла, — вспоминает Юрий, — ведь для производства ДПМ всегда нужны авиамоделисты. В этом спорте с помощью постоянной практики приобретаешь знания, которые ни в одном вузе не дадут. Вот так хобби привело меня в ЦАГИ». В 2008 году молодой человек стал начальником сектора ДПМ при конструкторском бюро института. Уже через два года Юрий Евдокимов возглавил новый отдел № 4 «Динамически подобные модели и техническое обслуживание оборудования», который отвечает за полный цикл разработки таких объектов — от проектирования до производства. Александру Усову посчастливилось жить по соседству с именитыми летчиками. Тесное общение с ними повлияло на формирование его мировоззрения. «Я влюблен в авиацию, — признается Александр. — До сих пор трепещу от рева авиадвигателей и восхищаюсь изяществом „стальных птиц“. Еще в детстве понял, что хочу заниматься созданием летательных аппаратов. Помню, мы вместе с отцом собрали самолетик — совсем как настоящий, только в миниатюре. Я был в восторге от результата! Так и занялся стендовым моделизмом». Это увлечение подразумевает не только скрупулезную сборку деталей и окраску всей модели, но и приучает к изучению технических особенностей собираемых прототипов, заостряет внимание на конструкторских решениях в различные периоды развития авиации. Благодаря хобби, Александр приобрел художественные навыки, необходимые для создания точных копий самолетов. «Свои работы я дарил друзьям, близким, коллегам и наставниками, — говорит молодой человек. — Но мне хотелось оставить что-нибудь на память, поэтому начал их фотографировать». С моделей Александр переключился на съемки настоящих воздушных судов. Он часто посещает мероприятия, связанные с авиацией, и его фотографии публикуются информагентствами. Выбор вуза, также как и выбор увлечений, был продиктован любовью к авиации: Александр — выпускник МАИ по специальности «Самолето- и вертолетостроение». Так детские мечты и хобби, сопровождающие его и сегодня, реализовались в профессии инженера-конструктора. А хорошее чувство трехмерного пространства, которое развилось благодаря стендовому моделизму, рисованию и фотографированию, помогает в основной деятельности. В настоящее время Александр Усов возглавляет сектор «Проектирование ДПМ из композитов». «Наша работа — это постоянная череда интересных технических задач, а творческий подход в их успешном решении — настоящее удовольствие!» — увлеченно рассказывает он. В этом же секторе трудится инженер Иван Трифонов. В свободное время он занимается дельтапланеризмом, которым увлекается еще со студенчества. Он также окончил МАИ. «Выбор профессии и хобби был продиктован общей атмосферой города Жуковского. Люди, причастные к миру авиации, улицы, названные в честь летчиков и ученых, пролетающие самолеты — с малых лет погружаешься в эту среду с головой. У меня не было сомнений, чем хочу заниматься», — объясняет Иван. При управлении дельтапланом чувствуется поток воздуха: как он изменяется, какое действие оказывает на летательный аппарат. А при проектировании моделей эти ощущения позволяют Ивану лучше прогнозировать поведение конструкции. Кстати, Александр и Иван, несмотря на молодой возраст, уже являются своего рода «гуру» для будущих инженеров и конструкторов: они оба преподают в МАИ автоматизацию проектно-конструкторских работ. Универсальные и современные Юрий, Александр и Иван гордятся отделом, в котором работают. Коллектив молодой, энергичный, целеустремленный, динамичный. Для него характерны смелость идей и свежесть мысли. Безбумажные технологии, применяемые в проектировании и производстве, позволяют значительно сократить временные затраты на выпуск моделей. Передача информации осуществляется по компьютерной сети в цифровом виде на станок с числовым программным управлением (ЧПУ), где изготавливаются формообразующая технологическая оснастка. В ней вручную формуются композитные детали, из которых впоследствии собираются «супермодели» — все это требует высокой квалификации сотрудников. «Многие возникающие в процессе работы вопросы решаются на месте, и моментально вносятся необходимые корректировки», — поясняет Юрий Евдокимов. Специалисты, задействованные в проектировании и производстве ДПМ, относятся к работе очень ответственно. Об их профессионализме говорит то, что они могут самостоятельно и без проблем поправить любую модель. «У нас, например, есть супертехнолог и супероператор станка с ЧПУ — Максим Дружинин. Он сам готовит программы для обработки, вносит изменение в конструкцию детали, если увидит, что это необходимо, — делится Александр. — Ему доверяют все. Максим — наш „старейший“ и опытнейший сотрудник, несмотря на то, что ему всего 28 лет». Иван подхватывает: «Мы сами часто беремся за производственные задачи: клеим, формуем, собираем детали». Начальник отдела с улыбкой добавляет: «А я за все это еще и отвечаю». Кстати, как считает Юрий, конструкторов его коллектива отличает стремительный профессиональный рост. Их мастерство оттачивается быстрее, чем в традиционном производстве. Специалист видит весь процесс рождения модели и на самых начальных этапах сможет понять, что где-то допустил ошибку, и исправить ее. «Так он совершенствует не только свои профессиональные навыки, но и повышает качество создаваемых нами изделий», — поясняет Александр Усов. Монополисты отрасли Динамически подобные модели ЦАГИ востребованы не только в отделениях института. Раньше в авиационных конструкторских бюро были свои опытные производства, но со временем их сократили. «Сегодня большинство заказов, в том числе иностранных, выполняются нами, — говорит Юрий Евдокимов. — Причем это не только ДПМ для исследований на штопор, но и комбинированные металло-композитные конструкции для весовых аэродинамических испытаний, а также модели лопастей вертолетных винтов». Все они не просто копии, точные по форме. Сотрудники отдела, можно сказать, «вдыхают» в них жизнь, оснащая современным, разработанным в НИО-5 оборудованием, с помощью которого моделью можно управлять дистанционно в ходе экспериментов и сразу получать необходимую информацию. Связь между объектом испытаний и исследователями осуществляется по беспроводной персональной сети Bluetooth. Примером инновационного подхода стало создание нового типа модели, установленной на трехстепенном шарнире. Дистанционное управление такой моделью дает возможность виртуального пилотирования в аэродинамической трубе. В ближайших планах отдела — производство сложных крупномасштабных элементов деталей из композитов длиной до шести метров. К примеру, уже сегодня решается задача изготовления лопатки вентилятора аэродинамической трубы Т-104. Для изготовления композитных изделий большого размера в ЦАГИ закуплено специальное оборудование. «Конечно, без поддержки руководства научно-производственного комплекса мы бы не смогли добиться таких высоких результатов, — поясняет Юрий Евдокимов. — Работа коллектива движется намного быстрее и эффективнее, когда каждый сотрудник чувствует, что в нем заинтересованы, что он востребован». «Мастерская супермоделей» ЦАГИ — это профессионализм и высокий уровень технических и технологических знаний, дружеская атмосфера, взаимопонимание и поддержка, азарт в выполнении самых различных задач. Именно в такой комфортной среде молодой коллектив каждый день создает объекты, необходимые для разработки нового поколения российских самолетов.
Александр Усов еще в детстве понял, что хочет заниматься созданием летательных аппаратов
Лучше прогнозировать поведение конструкции самолета Ивану Трифонову помогает увлечение дельтапланеризмом
Сборка «супермодели» требует высокой квалификацииСборка «супермодели» требует высокой квалификации
Сотрудники отдела, можно сказать, «вдыхают» жизнь в создаваемые моделиСотрудники отдела, можно сказать, «вдыхают» жизнь в создаваемые модели
«Мастерская супермоделей» ЦАГИ – это профессионализм и высокий уровень технических и технологических знаний«Мастерская супермоделей» ЦАГИ – это профессионализм и высокий уровень технических и технологических знаний