Издание Defense News сообщает, что компания Northrop Grumman, которая продолжает доработку новейшего американского истребителя пятого поколения F-35, наряду с этим проектом в настоящий момент обдумывает проект истребителя шестого поколения. Руководитель аэрокосмическим сектором компании Northrop Grumman Том Вайс на этой неделе рассказал о своем видении нового истребителя дальнего радиуса действия. По его мнению, это должен быть беспилотный истребитель, вооруженный лазерным оружием, с продвинутой кибер-защитой, который должен быть создан для защиты от новых угроз где-то в районе 2030 года. Эта новость пересекается с началом работ Пентагона о разработке требований к истребителю шестого поколения, который должен сменить через 15-20 лет истребители F-22 и F/A-18 ВВС США. Сейчас американцы продумывают комплекс технологических требований, которые будут предъявлены к такому боевому самолету. Специалисты Northrop Grumman обращают в первую очередь внимание на защиту истребителя от кибер-угроз, которые они считают основной угрозой в условиях военных действий нового времени. Во-вторых, они пытаются найти правильный баланс между скоростью и дальностью полета, которая будет у перспективного истребителя шестого поколения. «Скорость и дальность полета – это антагонисты. Например, дозвуковые самолеты имеют большую дальность полета, чем сверхзвуковые машины. Еще рано говорить, но в новой машине, возможно, удастся совместить эти две характеристики воедино», — надеется вице президент Northrop Grumman по научным технологиям Крис Эрнандес.
Важным вопросом также является тот факт, будет ли истребитель шестого поколения управляться пилотом или нет – по мнению Эрнандеса, неважно, где будет сидеть оператор, в кокпите истребителя или в центре управления. Кроме того, истребители-дроны могут сочетаться с самолетами, управляемыми пилотами, например, в контексте боевой группы, где командир на своем самолете будет управлять эскадрильей дронов.
Специалисты Northrop Grumman отмечают, что компьютер не может заменить человеческий мозг, но, вместе с тем, компания разрабатывает такое программное обеспечение, благодаря которому бортовая система сможет не только принимать и исполнять команды, но и в некоторых случаях делать самостоятельные решения.
Причем, такая технология, по словам Эрнандеса, может быть не готова ко времени создания истребителя шестого поколения, но в создаваемой платформе будет оставлена возможность для ее реализации.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин отмечает, что перспектива истребителя шестого поколения находится под очень большим вопросом и дело здесь не в тех футуристических технологиях, которые решили заложить в этот проект специалисты компании Northrop Grumman.
«Любая технология в начале кажется фантастикой, а потом она в конце концов может быть и реализована. Вопрос – за сколько лет и за сколько денег, а так нет каких-либо препятствий для реализации предложенных Northrop Grumman решений. Вопрос только в том, будут ли они с военной точки зрения эффективны», — полагает Храмчихин.
В этом плане, по словам Храмчихина, для начала нужно понять, насколько вообще правильна сама концепция истребителя пятого поколения, потому что, на самом деле, это очень сложный и неоднозначный вопрос, на который никто не может дать четкого и определенного ответа, поскольку мнения здесь разнятся.
«Некоторые особенности концепции истребителя пятого поколения крайне сомнительны и очень может быть, что это вообще тупиковая ветвь развития военной авиации. Это можно будет понять в перспективе ближайших лет, поскольку путь, который прошли американцы, сейчас претворяют в жизнь Россия и Китай», — резюмирует Храмчихин.
По мнению Храмчихина, для начала надо дать ответ по перспективам пятого поколения, а потом уже формулировать требования к такой непонятной на сегодня теме как истребитель шестого поколения.
Рассуждения Northrop Grumman, конечно, нельзя назвать ненаучной фантастикой, но любой военный проект формируется под реальные боевые требования, а в этом случае американская компания придумала красивый концепт, куда впихнула очень много чрезвычайно дорогих технологий. Это, впрочем, неудивительно, поскольку для компании это скорее маркетинговый, а не военный проект. Northrop Grumman и рады будут все это сделать, но никто им этого не даст. Ситуация с F-22, где соотношение стоимость/эффективность очень печальна американцев многому научило.
Дмитрий Сикорский
|